Урок по теме "Решение показательных уравнений и неравенств" в рамках подготовки к ЕГЭ

Разделы: Математика


Тип урока: повторительно-обобщающий урок.

Цели урока:

  • образовательные – повторить различные методы решения показательных уравнений и неравенств,
  • развивающие – развивать речь учащихся через обогащение и усложнение её словарного запаса, развивать мышление учащихся через умение анализировать, обобщать и систематизировать материал
  • воспитательные – формирование гуманного отношения у учащихся к участникам образовательного процесса

Оборудование урока:

  • интерактивная доска
  • плакаты с графиками показательных функций
  • конверты с заданиями, картами тематического контроля, карточками-консультантами.

Структура урока:

Основные этапы урока Задачи, решаемые на данном этапе Время
1

Организационный момент, вводная часть

  • создание доброжелательной атмосферы в классе
  • настроить учащихся на продуктивную работу
  • определить отсутствующих
  • проверить готовность учащихся к уроку
2 мин.
2

Подготовка учащихся к активной работе (повторение)

  • проверить знания учащихся по теме: «Показательные функции – область определения, возрастание и убывание»
  • осуществление развития речи и мышления отвечающих учащихся
  • развитие аналитичности и критичности мышления учащихся через комментирование ответов одноклассников
  • организовывать учебную деятельность всего класса во время ответа вызванных к доске учащихся
7 мин.
3

Этап обобщения и систематизации изученного материала (работа в группах)

  • проверить у учащихся умение решать показательные уравнения и неравенства различных видов
  • сформировать у учащихся знания, отражаемые в виде идей и теорий, переход от частных идей к более широким обобщениям
  • осуществлять формирование нравственных отношений учащихся к участникам образовательного процесса (во время групповой работы)
25 мин.
4

Проверка выполнения работы, корректировка (при необходимости)

  • проверить выполнение данных для групп заданий (их правильность)
  • продолжать формировать у учащихся умение анализировать, выделять главное, строить аналогии, обобщать и систематизировать
  • развивать умение вести дискуссии
8 мин.
5

Подведение итогов урока. Разбор домашнего задания

  • сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения
  • мотивировать необходимость и обязательность выполнения домашнего задания
  • подвести итоги урока
3 мин.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

  • фронтальная форма познавательной деятельности – на этапах II, IV, V.
  • групповая форма познавательной деятельности – на III этапе.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, аналитический, сравнительный, обобщающий, традуктивный.

Ход урока

I. Организационный момент, вводная часть

Учитель объявляет тему урока, цели урока и основные моменты урока. Проверяет готовность класса к работе.

II. Подготовка учащихся к активной работе (повторение)

1) На доске вывешены плакаты с графиками показательных функций. Учащиеся отвечают на вопросы (одинаковые для каждого вида графика), которые представлены на интерактивной деске.

  • Назовите область определения функции
  • Назовите область значений функции
  • Найдите нули функции
  • Какая из показательных функций является возрастающей, какая убывающей (от чего это зависит)
  • Дать определение возрастающей функции на множестве Х (иллюстрация на интерактивной доске <Рисунок 1>)
  • Дать определение убывающей функции на множестве Х (иллюстрация на интерактивной доске <Рисунок 2>)

2) Среди данных графиков выбрать те, уравнения которых приведены ниже, объяснить методику построения графиков (работа с интерактивной доской <Рисунок 3>).

Ответ:

а б в г д
№4 №5 №3 №8 №2

III. Этап обобщения и систематизации изученного материала (работа в группах)

Весь класс разбивается по группам (5-6 человек в группе). Желательно, чтобы в одной группе были учащиеся разного уровня подготовки. Среди них назначается руководитель группы (самый сильный учащийся), который и будет руководить работой группы.
Все группы получают конверты с заданиями (они одинаковы для всех групп), карточки консультанты (для слабых учащихся) <Приложение 1> и листы тематического контроля <Приложение 2>. В листах тематического контроля руководитель группы выставляет оценки каждому учащемуся группы за каждое задание и отмечает затруднения, которые возникли у учащихся при выполнении конкретных заданий.

Карточка с заданиями (* - указывает уровень сложности).

Задания для работы в группах.

I. Решить уравнения.










.

II. Решить неравенства.



;



IV. Проверка выполнения работы, корректировка (при необходимости)

Проверку выполнения заданий можно осуществлять следующим образом: дать на выполнение всех заданий 25 минут и начать проверку. Правильность выполнения заданий хорошо проверять с помощью интерактивной доски, на которой будет зафиксирован поэтапный ход решения <Приложение 3> . Разбор может проводится как кем-либо из учеников, так и учителем (в более трудных случаях).

V. Подведение итогов урока

Во время подведения итогов урока ещё раз следует обратить внимание учащихся на принципы решения показательных уравнений и неравенств. При даче домашнего задания произвести разбор наиболее трудных номеров.

Приложения