Тип урока: повторительно-обобщающий урок.
Цели урока:
- образовательные – повторить различные методы решения показательных уравнений и неравенств,
- развивающие – развивать речь учащихся через обогащение и усложнение её словарного запаса, развивать мышление учащихся через умение анализировать, обобщать и систематизировать материал
- воспитательные – формирование гуманного отношения у учащихся к участникам образовательного процесса
Оборудование урока:
- интерактивная доска
- плакаты с графиками показательных функций
- конверты с заданиями, картами тематического контроля, карточками-консультантами.
Структура урока:
№ | Основные этапы урока | Задачи, решаемые на данном этапе | Время |
1 | Организационный момент, вводная часть |
|
2 мин. |
2 | Подготовка учащихся к активной работе (повторение) |
|
7 мин. |
3 | Этап обобщения и систематизации изученного материала (работа в группах) |
|
25 мин. |
4 | Проверка выполнения работы, корректировка (при необходимости) |
|
8 мин. |
5 | Подведение итогов урока. Разбор домашнего задания |
|
3 мин. |
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
- фронтальная форма познавательной деятельности – на этапах II, IV, V.
- групповая форма познавательной деятельности – на III этапе.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, аналитический, сравнительный, обобщающий, традуктивный.
Ход урока
I. Организационный момент, вводная часть
Учитель объявляет тему урока, цели урока и основные моменты урока. Проверяет готовность класса к работе.
II. Подготовка учащихся к активной работе (повторение)
1) На доске вывешены плакаты с графиками показательных функций. Учащиеся отвечают на вопросы (одинаковые для каждого вида графика), которые представлены на интерактивной деске.
- Назовите область определения функции
- Назовите область значений функции
- Найдите нули функции
- Какая из показательных функций является возрастающей, какая убывающей (от чего это зависит)
- Дать определение возрастающей функции на множестве Х (иллюстрация на интерактивной доске <Рисунок 1>)
- Дать определение убывающей функции на множестве Х (иллюстрация на интерактивной доске <Рисунок 2>)
2) Среди данных графиков выбрать те, уравнения которых приведены ниже, объяснить методику построения графиков (работа с интерактивной доской <Рисунок 3>).
Ответ:
а | б | в | г | д |
№4 | №5 | №3 | №8 | №2 |
III. Этап обобщения и систематизации изученного материала (работа в группах)
Весь класс разбивается по группам (5-6 человек в группе). Желательно, чтобы в одной группе были учащиеся разного уровня подготовки. Среди них назначается руководитель группы (самый сильный учащийся), который и будет руководить работой группы.
Все группы получают конверты с заданиями (они одинаковы для всех групп), карточки консультанты (для слабых учащихся) <Приложение 1> и листы тематического контроля <Приложение 2>. В листах тематического контроля руководитель группы выставляет оценки каждому учащемуся группы за каждое задание и отмечает затруднения, которые возникли у учащихся при выполнении конкретных заданий.
Карточка с заданиями (* - указывает уровень сложности).
Задания для работы в группах.
I. Решить уравнения.
.
II. Решить неравенства.
;
IV. Проверка выполнения работы, корректировка (при необходимости)
Проверку выполнения заданий можно осуществлять следующим образом: дать на выполнение всех заданий 25 минут и начать проверку. Правильность выполнения заданий хорошо проверять с помощью интерактивной доски, на которой будет зафиксирован поэтапный ход решения <Приложение 3> . Разбор может проводится как кем-либо из учеников, так и учителем (в более трудных случаях).
V. Подведение итогов урока
Во время подведения итогов урока ещё раз следует обратить внимание учащихся на принципы решения показательных уравнений и неравенств. При даче домашнего задания произвести разбор наиболее трудных номеров.