Урок обобщающего повторения "Вдоль по Миссисипи" по теме "Северная Америка". 7-й класс

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (21 МБ)


Цель урока: обобщение и оценивание знаний по теме "Северная Америка".

Задачи урока:

Образовательные:

  • обобщение знаний учащихся о характерных чертах природы материка - рельефе, климате, внутренних водах, растительном, животном мире и населении;
  • проверка умений учащихся определять местонахождение основных географических объектов Северной Америки и устанавливать причинно-следственные связи между различными компонентами природы материка, а так же между населением и его занятиями.

Развивающие:

  • развитие таких мыслительных операций как сравнение, обобщение, анализ;
  • развитие пространственного восприятия через закрепление зрительного образа материка посредством компьютерной презентации, через решение географических задач на пространственное ориентирование;
  • развитие процессов памяти.

Воспитательные:

  • развитие интереса к процессу обучения через использование “ситуации успеха” посредством игровой деятельности;
  • развитие коммуникативных компетенций, умение работать в команде.

Тип урока: урок обобщающего повторения.

Форма урока: игра-соревнование.

Оборудование: проектор, экран, компьютер.

Учебно-наглядный комплекс: атласы для 7 класса, настенные физико-географические карты: карта мира, карта “Северная Америка”, конверты с заданиями, турнирная таблица, компьютерная презентация.

Ход игры

Вступительное слово учителя. Дорогие ребята! Заканчивается наше небольшое путешествие по Северной Америке, в ходе которого мы убедились, что Северная Америка – это уникальный материк. Северная Америка удивляет разнообразием грандиозных природных красот, неповторимых ландшафтов, всемирно известными современными мегаполисами, руинами заброшенных городов великих цивилизаций...Материк имеет и свои природные рекорды.

  • Во-первых, это материк, у берегов которого расположен самый большой в мире по площади остров – Гренландия (2131 тыс.км) и один из самых крупнейших полуостровов – Лабрадор (1,6 млн. км кв.).
  • Во-вторых, на западном побережье материка протянулась самая длинная горная цепь – Кордильеры ( около 6 тыс.км).
  • В-третьих, на материке расположена самая крупная в мире по длине система пещер – Мамонтова (651 км) и самый большой каньон - долина реки Колорадо (длина – 446 км, глубина 1800 м).
  • В-четвертых, в Северной Америке расположен один из крупнейших речных бассейнов - бассейн реки Миссисипи (3328 тыс. км кв), самое большое скопление пресных озер – Великие Американские озера, крупнейшее современное оледенение на территории Канадского Арктического архипелага.
  • В-пятых, Северная Америка - единственный материк, где можно наблюдать самые высокие приливы в мире в заливе Фанди (18 м), самое крупное скопление гейзеров в Йеллоустонском национальном парке (около 200 гейзеров).

Список природных рекордов можно долго продолжать...

Сегодня мы с вами отправимся в игровое путешествие-соревнование “Вдоль по Миссисипи” (слайд 1).

Правила игры

Класс делится на команды. Каждая команда должна пройти девять игровых этапов. Текст заданий раздается командам в распечатанном виде. Члены команды коллективно выполняют задания и получают баллы в зависимости от уровня выполнения и сложности задания. Баллы заносятся в турнирную таблицу. По окончании игры определяются команды – победители. Набранные баллы переводятся в отметку. Игра сопровождается компьютерной презентацией.

Ход игры

1 этап “Североамериканский пазл” (слайд 2)

Каждая команда получает файл с разрезанной картой Северной Америки, которую необходимо собрать.

Время выполнения задания – 3 минуты. Цена задания - 5 баллов.

2 этап “Карта путешественника” (слайд 3)

Команде необходимо на чистом контуре материка по памяти нанести и подписать как можно больше географических объектов.

Время выполнения задания – 5 минут. Цена задания - 0,2 балла за каждый верно нанесенный и грамотно подписанный объект.

3 этап “Из истории открытий” (слайд 4.)

Команде необходимо по краткому описанию узнать исследователей, которые внесли вклад в открытие и изучение материка Северная Америка.

Итальянец, состоящий на английской службе, открыл остров Ньюфаундленд и побережье полуострова Лабрадор в конце XV века. (Джон Кабот)

Шотландский путешественник в 1788 году основал торговую факторию на берегу озера Атабаска, откуда на следующий год пустился в длительное путешествие через Большое Невольничье озеро вдоль 4500-километровой реки (впоследствии названной его именем) на север до самого Северного Ледовитого океана. В 1793 году он двинулся от Атабаски на запад, пересёк Скалистые горы и вышел к Тихому океану. Таким образом, он первым в истории прошёл всю Северную Америку севернее Мексики от одного океана до другого.(Александр Маккензи)

Норвежский полярный исследователь, который в начале XX века провел свое судно по Северному Ледовитому океану вдоль побережья Северной Америки и установил географическое положение магнитного полюса Земли. (Руаль Амундсен)

Российские мореплаватели, руководители экспедиции в 1741 году прошли вдоль Алеутских островов, полуострова Аляска, открыли и описали неизвестные острова и Тихоокеанское побережье Северной Америки.(Витус Беринг и Алексей Чириков)

Время выполнения задания – 2 минуты. Цена задания - 4 балла.

4 этап “Что такое? Кто такой?” (слайд 5)

Командам предлагаются 16 слов.

  • Карст
  • Торнадо
  • Каньон
  • Прерии
  • Иглу
  • Сонора
  • Оттава
  • Вуд Баффало
  • Долина Смерти
  • Карибу
  • Марьято
  • Сьерра-Невада
  • Ниагара
  • Банкс
  • Секвойя
  • Митчелл

Необходимо дать точное и краткое объяснение слов.

Время выполнения задания – 5 минут. Цена задания - 0,25 балла за каждое слово.

5 этап “Засекреченный объект” (слайд 6)

Командам предлагаются 5 географических координат.

  1. 430 сш 790 зд
  2. 730 сш 1220 зд
  3. 220 сш 800 зд
  4. 410 сш 1120 зд
  5. 620 сш 1140 зд

С помощью атласа необходимо определить, какой объект “скрывается” за данными координатами.

Время выполнения задания – 3 минуты. Цена задания - 1 балл за каждый “расшифрованный” объект.

6 этап “Вопрос на засыпку” (слайд 7)

Командам предлагаются 10 вопросов.

  1. Какими полезными ископаемыми богата Северная Америка?
  2. Почему горы Кордильеры образованы на западе материка?
  3. Что такое тундра?
  4. Назовите самый известный, первый в мире национальный парк, расположенный на территории материка.
  5. На территории какого государства расположена самая южная точка материка – мыс Марьято?
  6. Общая длина проходов и залов величайшей пещеры мира – Мамонтовой - 651 км. В какой стране расположена пещера?
  7. На севере материка есть штат, полуостров и залив одноименного названия. Назовите их.
  8. Какой стране принадлежит остров Гренландия?
  9. Какие стихийные природные явления распространены в Северной Америке?
  10. К какой расе относятся коренные жители Северной Америки?
    Необходимо дать правильный ответ.

Время выполнения задания – 7 минут. Цена задания - 1 балл за каждый правильный ответ.

7 этап “В мире животных” (слайд 8 )

Определите животное, о котором идет речь в коротком рассказе.

  1. На протяжении длительного времени это животное считается символом США. Густой мех хорошо защищает животное даже во времена 30-ти градусных морозов, поэтому зиму они переносят хорошо. В степях у этих животных основной пищей является трава, а в лесных массивах - травы, также и лишайники, и мхи, и ветки деревьев. Согласно наблюдениям ученых, не смотря на внешнюю неуклюжесть животное способно развивать скорость, большую даже чем лошадь и довольно хорошо плавает. В природе они живут, как правило, стадами. Примечательно, что общаются друг с другом, используя глухое мычание.(Бизон)
  2. Удивительное животное, имеющее высоту до 150 см, вес до 400 кг. Это единственный вид крупных травоядных животных, который приспособлен к обитанию в высоких широтах. Он встречается даже на северном побережье Гренландии (83 градуса северной широты). Впервые это животное открыл англичанин Генри Келси в 1689 году. Невиданный зверь обладал шерстью похожей как у овец, но было мощным как бык. Из-за удивительного сочетания таких качеств ученые долго терялись, к какому подвиду отнести такое животное: к быкам или овцам? У представителей этих животных самая длинная шерсть в мире: на спине 16 см, на боках и животе 60-90 см. Пряди шерсти густо свисают до самой земли и телята могут укрываться под брюхом матери. Такая шерсть дает также возможность этим животным лежать на снегу. Изделия из такого пуха считаются легкие, пушистые, теплые. Именно пух этих животных используют американские специалисты для изготовления костюмов для астронавтов. (Овцебык)
  3. Это типичный житель Северной Америки, встречающийся от Тихоокеанского до Атлантического побережья, от Аляски до центральной Мексики. Животное обожает орешки, ягоды, шиповник, одуванчики, клевер и другие травы. Иногда он нападает на домашний скот, разоряет пасеки и фруктовые сады. Ведет сумеречный образ жизни, хотя может охотиться и днем и ночью. Зимой впадает в спячку, укладываясь в пещеры, расщелины скал или под корнями деревьев. Иногда он просто выкапывает себе небольшую ямку и ложатся в нее во время первого снега. Любит подложить себе для мягкости сухие листья и траву. (Медведь барибал)
  4. Симпатичный и забавный зверек, который обитает в лесу, на лугах, предпочитает скалистые местности и береговые кустарники. Ведет одиночный образ жизни, преимущественно ночной. В сумерках он выходит на охоту. Его основная еда – насекомые. Но он хорошо умеет ловить грызунов, рыбу и маленьких птенцов. Красивый разбойник может разорять птичьи гнезда и поедать яйца, не чуждо и отведать падаль. Многие животные, встретившись с ним, предпочитают не связываться. А все благодаря плохо пахнущей жидкости, с помощью которой защищается зверек. (Скунс)
  5. Красивая большая кошка, называют ее еще горным львом, рыжим тигром, пантерой или кугуаром. Это животное – искусный охотник, обладающее острым зрением. Оно может подпрыгивать на высоту более 6 метров, быстро бегает и может с лёгкостью лазить по деревьям. Может убить добычу, вес которой в три раза превышает вес её собственного тела. В настоящее время находится на грани вымирания и взято под охрану. (Пума)

На слайдах появляется коллаж из фотографий животных, которых необходимо узнать и правильно написать название.

Время выполнения задания – 2 минуты. Цена задания - 0,25 балла за каждое верно угаданное животное.

8 этап “Удивительные растения” (слайд 9)

Определите растение, о котором идет речь в коротком рассказе.

  1. Самое высокое дерево: величественное и монументальное. Взрослые деревья достигают высоты до 100 метров при диаметре ствола 10-12 м. Растение отличается удивительным долголетием. Живут до 3000 лет и более, старейшее на данный момент имеет возраст 3200 лет, установленный по годовым кольцам. Оставшиеся к настоящему времени большие деревья, а их насчитывается всего около 500 экземпляров, объявлены заповедными. Самые крупные из них носят собственные имена: “Отец лесов”, “Генерал Шерман”, “Генерал Грант” и другие. (Гигантская секвойя)
  2. Самый большой кактус, который достигает высоты 24 м. Продолжительность жизни кактуса около 250 лет. Когда кактус достигает высоты 7-8 метров, у него начинают отрастать боковые побеги или “руки”. Количество “рук” может варьировать от 1 до 15. В конце весны – начале лета начинается цветение. Крупные белые  или красные цветы  с большим количеством тычинок, располагаются на вершине растения и на боковых побегах. Цветки открываются ночью и закрываются в полдень, когда в пустыне начинается жара. Вес старого растения может достигать 10 тонн  и более. До 90% веса составляет вода, которую кактус активно запасает во время  дождливых сезонов. Это удивительное растение является реликтом пустыни Сонора. Он находится под охраной государства. (Сагуаро)
  3. Прародиной этого растения считается Северная Америка, а именно Канада и восточная часть США, где оно более всего и распространено. Лист этого растения является символом Канады и занимает немалую часть на её флаге. Это растение по характеристикам своей прочности превзошло даже дуб и широко используется при производстве мебели, для изготовления паркета. (Клен сахарный (канадский).
  4. Растение произрастает в южных штатах США. Оно является символ Техаса, дает не только деловую древесину, но и отменные по вкусу и питательности орехи, по составу напоминающие грецкие. Ученые — ботаники считают, что это растение можно назвать “допотопным” — ведь оно пережило Ледниковый период 50-ти миллионолетней давности. Так что именно его можно назвать настоящим американским старожилом — все остальные лиственные породы значительно моложе.(Гикори)
  5. Родина этого растения – Северная Америка (районы Великих американских озер), Индейцы называли его "топинамбо" и ввели в культуру еще до появления там европейцев. Считают, что путешественник Марк Лескарбо в 1612 году завез его во Францию, откуда он распространился по всей Европе. В XVIII веке его иногда путали с картофелем, рассматривая как его разновидность. В клубнях растения содержится почти вся таблица Менделеева, он богат витаминами группы B. Из содержащихся в нем минеральных солей особенно много железа. Для профилактики и лечения болезней используют не только клубни, но и листья, стебли и цветки растения. Абсолютно безотходная культура! (Топинамбур)

На слайде появляется коллаж из фотографий растений, среди которых необходимо узнать и правильно написать название тех растений, которые описаны в тексте.

Время выполнения задания – 3 минуты. Цена задания - 0,25 балла за каждое верно угаданное растение.

9 этап “Географическая задача” (слайд 10)

Командам предлагается 3 задачи.

  1. Все говорят, что Америку открыл Х.Колумб, но в городе Бостон установлен памятник другому человеку (его американцы почитают за первооткрывателя). Да и называется материк не Колумбия. Поясните почему?
  2. На какие горы, расположенные на других материках, похожи Аппалачи по высоте, строению, времени образования? Чем объяснить богатство гор полезными ископаемыми?
  3. Юг Чили и Запад Колумбии называют “мокрыми углами” Южной Америки. Есть ли подобные “мокрые углы” в Северной Америке?
  4. Погода Северной Америки очень изменчива. На широте полуострова Флорида могут наблюдаться летние заморозки, приводящие к гибели урожая апельсинов и персиков, а иногда и к вымерзанию плодовых деревьев. Нередки ливневые дожди, вызывающие наводнения на реках. Какие климатические факторы вызывают эти явления?

Используя географический атлас, необходимо дать решение.

Время выполнения задания – 5 минут. Цена задания - 1 балл за каждое верное решение.

Итог игры

По турнирной таблице команды подсчитывают общее количество баллов. Команды-победительницы награждаются поощрительными призами.