Программа внеурочной деятельности "Планету открываем сообща"

Разделы: География


Пояснительная записка

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с задачи вооружения учащихся знаниями на формирование у них общеучебных умений и навыков, как основы учебной деятельности.

Учебная деятельность должна быть освоена школьниками в полной мере со стороны всех компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Главная особенность курса “Планету открываем сообща” - познакомить школьников с одним из интереснейших школьных предметов – географией, сформировать интерес к этому предмету, научить шестиклассников внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.

Рабочая программа курса “Планету открываем сообща” разработана на основе и соответствует  “Федеральному государственному образовательному стандарту” (ФГОС ООО).

Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.

Задачи программы:

  •  формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
  •  обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  •  формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
  •  развивать познавательные потребности и способности, креативность.

Программа внеурочного курса “Планету открываем сообща” для учащихся 6 класса является расширением предмета “География”. Основополагающими принципами построения курса “Планету открываем сообща” являются: научность в сочетании с доступностью; практико-ориентированность, метапредметность и межпредметность.

Данный курс призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности учащимися основной школы и подготовку их таким образом, к разработке и реализации собственных проектов.

Потребность в данном курсе возникла в связи с широким применением в образовательных учреждениях метода проектов как технологии формирования ключевых компетентностей учащихся. Освоение способов деятельности, применимых к очень широкому кругу объектов воздействия, в рамках изучения курса позволяет сформировать у учащихся важный внутренний ресурс, который специально в других составляющих образовательного процесса в школе не формируется.

Программа курса "Планету открываем сообща" рассчитана на 35 часов (1 раза в неделю, 1 год обучения в условиях организации внеурочной деятельности ФГОС ООО) и предназначена в качестве курса по выбору естественнонаучного цикла общеинтеллектуального направления для учащихся 6 классов, начавших изучать географию в рамках школьных программ.

В основе внеурочного курса лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
  • ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент курса, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и результат образования;
  • учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся;
  • обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
  • разнообразие видов деятельности и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
  • гарантированность достижения планируемых результатов освоения внеурочного курса “Планету открываем сообща”, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Важными формами деятельности учащихся являются: · развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для подросткового возраста, ресурсами Internet и др.

В преподавании курса используются следующие формы работы с учащимися:

  • работа в малых группах (2-5 человек);
  • проектная работа;
  • подготовка сообщений/ рефератов;
  • исследовательская деятельность;
  • информационно-поисковая деятельность;
  • выполнение практических работ.

Содержание программы курса “Планету открываем сообща” предоставляет широкие возможности для осуществления дифференцированного подхода к учащимся при их обучении, для развития творческих и интеллектуальных способностей, наблюдательности, эмоциональности и логического мышления.

Новизна программы в том, что с целью повышения эффективности образовательного процесса используются современные педагогические технологии: метод проектов, исследовательские методы, информационные технологии обучения.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.

Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность географии заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.

Личностные результаты Метапредметные результаты Предметные
Учащиеся смогут:

1.Развивать любознательность и формировать интерес к изучению природы методами естественных наук .

2. Развивать интеллектуальные и творческие способности. II Учащиеся получат возможность:

1. Воспитать ответственное отношение к природе.

2. Осознать необходимость защиты окружающей среды.

3. Развивать мотивацию к изучению различных естественных наук.

Учащиеся научатся:

1. Овладевать способами самоорганизации учебной деятельности:

а) ставить цели и планировать личную учебную деятельность;

б) оценивать собственный вклад в деятельность группы; в) проводить самооценку уровня личных учебных достижений

2. Осваивать приемы исследовательской деятельности:

а) формулировать цели учебного исследования

(опыта, наблюдении);

б) составлять план, фиксировать результаты, использовать простые измерительные приборы;

в) формулировать выводы по результатам исследования. Учащиеся получат возможность научиться:

1. Формировать приемы работы с информацией, т.е. уметь:

а) искать и отбирать источники информации (справочные издания на печатной основе и в виде СД, периодические издания, Интернет и т. д.) в соответствии с учебной задачей или реальной жизненной ситуацией;

б) систематизировать информацию;

в) понимать информацию в различной знаковой форме - в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.

2. Овладевать опытом межличностной коммуникации, корректным ведением диалога и участием в дискуссии; участвовать в работе группы в соответствии с обозначенной целью.

Учащиеся должны:

1. В ценностно- ориентационной сфере - формировать представление об одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира.

2. Формировать элементарные исследовательские умения. Учащиеся получат возможность: Применять полученные знания и умения:

а) для решения практических задач в повседневной жизни;

б) для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природе и социальной среде.

Содержание курса.

1. Введение (1 час). Раздел 1.Учебного проекта (7 часов).

Исследовательская деятельность и её формы. Учебный проект и его структура. Этапы работы над проектом. Организация работы над проектом.

Раздел 2. Геосферы Земли (26 часов).

1.Литосфера – твердая оболочка Земли (8 часов).

Внутреннее строение Земли. Из чего состоит Земная кора. Рельеф Земной поверхности. Вулканы. Землетрясения. Движение земной коры. Человек и литосфера. Особенности рельефа своей местности.

2. Гидросфера - водная оболочка Земли (7 часов).

Вода на Земле. Мировой океан – главная часть гидросферы. Воды суши. Реки. Озера. Вода в “земных кладовых”. Человек и гидросфера

3.Атмосфера - воздушная оболочка Земли (6 часов).

Атмосфера и её состав. Погода и метеорологические наблюдения. Человек и атмосфера. Опасные явления в атмосфере. Особенности погоды своей местности

4. Биосфера – оболочка жизни (5 часов).

Природные зоны. Растительный и животный мир степей. Особо охраняемые территории мира. Красная книга человечества. Живая природа нашей местности. Охрана природы.

Подведение итогов работы за год (1 час).

Планируемые результаты освоения курса.

Ученик научится:

  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео-и фотоизображение, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных практико-ориентированных задач;
  • анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
  • находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
  • определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
  • выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географическую информацию, содержащуюся в них противоречивую информацию;
  • составлять описание географических объектов, процессов, явлений с использованием разных источников географической информации;
  • предоставлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Ученик получит возможность научиться:

  • ориентироваться на местности с помощью топографических карт;
  • читать аэрофотоснимки, планы местности, географические карты;
  • строить простые планы местности;
  • создавать простейшие географические карты различного содержания;
  • моделировать географические объекты и явления с помощью компьютерных программ.

Приложение.

Список литературы

для учителя:

1. Акимушкин, И. И. Мир животных. - М.: Мысль, 1998.

2. Белавина, И., Найденская, Н. Планета – наш дом. – М.: Просвещение,1977.

3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2001.

4. Благосклонов, К. Н. Охрана природы. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Колос, 1984.

5. Дронов В.П. География. Начальный курс: 5 класс. - М.: изд. “ Вентана- Граф”, 2012 г.

6. Касаткина, Н. А. Природоведение. Материалы к урокам. - Волгоград: Учитель, 2003.

7. Сборник загадок: пособие для учителей / сост. М. Т. Карпенко. – М.: 1988.

для учащихся:

1. Акимушкин, И. И. Мир животных. - М.: Мысль, 1998.

2. Балбышев, И. Н. Родная природа. – Л.: 1975.

3. Белавина, И., Найденская, Н. Планета – наш дом. – М.: 1977.

4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2001

5. Брем, А. Э. Жизнь животных: в 3 т. – М.: Терра, 1992.

6. Благосклонов, К. Н. Охрана природы. - М.: Колос, 1984.

7. Благосклонов, К. Н. Охрана природы. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Колос, 1984.

8. Все обо всем. Энциклопедия для детей. - М.: Слово АСТ, 1998.-т. 5.

9. Пашканга, К. В. Охрана природы (для учащихся).- М.: Просвещение, 1990.

10.Стрижев, А. Н. Профиль года. – Человек и природа. – М.: 1978.

11.Что такое? Кто такой? – М.: Педагогика-Пресс, 1992.