Пояснительная записка
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с задачи вооружения учащихся знаниями на формирование у них общеучебных умений и навыков, как основы учебной деятельности.
Учебная деятельность должна быть освоена школьниками в полной мере со стороны всех компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Главная особенность курса “Планету открываем сообща” - познакомить школьников с одним из интереснейших школьных предметов – географией, сформировать интерес к этому предмету, научить шестиклассников внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.
Рабочая программа курса “Планету открываем сообща” разработана на основе и соответствует “Федеральному государственному образовательному стандарту” (ФГОС ООО).
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи программы:
- формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
- обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
- развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Программа внеурочного курса “Планету открываем сообща” для учащихся 6 класса является расширением предмета “География”. Основополагающими принципами построения курса “Планету открываем сообща” являются: научность в сочетании с доступностью; практико-ориентированность, метапредметность и межпредметность.
Данный курс призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности учащимися основной школы и подготовку их таким образом, к разработке и реализации собственных проектов.
Потребность в данном курсе возникла в связи с широким применением в образовательных учреждениях метода проектов как технологии формирования ключевых компетентностей учащихся. Освоение способов деятельности, применимых к очень широкому кругу объектов воздействия, в рамках изучения курса позволяет сформировать у учащихся важный внутренний ресурс, который специально в других составляющих образовательного процесса в школе не формируется.
Программа курса "Планету открываем сообща" рассчитана на 35 часов (1 раза в неделю, 1 год обучения в условиях организации внеурочной деятельности ФГОС ООО) и предназначена в качестве курса по выбору естественнонаучного цикла общеинтеллектуального направления для учащихся 6 классов, начавших изучать географию в рамках школьных программ.
В основе внеурочного курса лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент курса, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и результат образования;
- учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся;
- обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- разнообразие видов деятельности и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
- гарантированность достижения планируемых результатов освоения внеурочного курса “Планету открываем сообща”, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Важными формами деятельности учащихся являются: · развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для подросткового возраста, ресурсами Internet и др.
В преподавании курса используются следующие формы работы с учащимися:
- работа в малых группах (2-5 человек);
- проектная работа;
- подготовка сообщений/ рефератов;
- исследовательская деятельность;
- информационно-поисковая деятельность;
- выполнение практических работ.
Содержание программы курса “Планету открываем сообща” предоставляет широкие возможности для осуществления дифференцированного подхода к учащимся при их обучении, для развития творческих и интеллектуальных способностей, наблюдательности, эмоциональности и логического мышления.
Новизна программы в том, что с целью повышения эффективности образовательного процесса используются современные педагогические технологии: метод проектов, исследовательские методы, информационные технологии обучения.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность географии заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.
Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные |
Учащиеся смогут: 1.Развивать любознательность и формировать интерес к изучению природы методами естественных наук . 2. Развивать интеллектуальные и творческие способности. II Учащиеся получат возможность: 1. Воспитать ответственное отношение к природе. 2. Осознать необходимость защиты окружающей среды. 3. Развивать мотивацию к изучению различных естественных наук. |
Учащиеся научатся: 1. Овладевать способами самоорганизации учебной деятельности: а) ставить цели и планировать личную учебную деятельность; б) оценивать собственный вклад в деятельность группы; в) проводить самооценку уровня личных учебных достижений 2. Осваивать приемы исследовательской деятельности: а) формулировать цели учебного исследования (опыта, наблюдении); б) составлять план, фиксировать результаты, использовать простые измерительные приборы; в) формулировать выводы по результатам исследования. Учащиеся получат возможность научиться: 1. Формировать приемы работы с информацией, т.е. уметь: а) искать и отбирать источники информации (справочные издания на печатной основе и в виде СД, периодические издания, Интернет и т. д.) в соответствии с учебной задачей или реальной жизненной ситуацией; б) систематизировать информацию; в) понимать информацию в различной знаковой форме - в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д. 2. Овладевать опытом межличностной коммуникации, корректным ведением диалога и участием в дискуссии; участвовать в работе группы в соответствии с обозначенной целью. |
Учащиеся должны: 1. В ценностно- ориентационной сфере - формировать представление об одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира. 2. Формировать элементарные исследовательские умения. Учащиеся получат возможность: Применять полученные знания и умения: а) для решения практических задач в повседневной жизни; б) для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природе и социальной среде. |
Содержание курса.
1. Введение (1 час). Раздел 1.Учебного проекта (7 часов).
Исследовательская деятельность и её формы. Учебный проект и его структура. Этапы работы над проектом. Организация работы над проектом.
Раздел 2. Геосферы Земли (26 часов).
1.Литосфера – твердая оболочка Земли (8 часов).
Внутреннее строение Земли. Из чего состоит Земная кора. Рельеф Земной поверхности. Вулканы. Землетрясения. Движение земной коры. Человек и литосфера. Особенности рельефа своей местности.
2. Гидросфера - водная оболочка Земли (7 часов).
Вода на Земле. Мировой океан – главная часть гидросферы. Воды суши. Реки. Озера. Вода в “земных кладовых”. Человек и гидросфера
3.Атмосфера - воздушная оболочка Земли (6 часов).
Атмосфера и её состав. Погода и метеорологические наблюдения. Человек и атмосфера. Опасные явления в атмосфере. Особенности погоды своей местности
4. Биосфера – оболочка жизни (5 часов).
Природные зоны. Растительный и животный мир степей. Особо охраняемые территории мира. Красная книга человечества. Живая природа нашей местности. Охрана природы.
Подведение итогов работы за год (1 час).
Планируемые результаты освоения курса.
Ученик научится:
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео-и фотоизображение, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географическую информацию, содержащуюся в них противоречивую информацию;
- составлять описание географических объектов, процессов, явлений с использованием разных источников географической информации;
- предоставлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Ученик получит возможность научиться:
- ориентироваться на местности с помощью топографических карт;
- читать аэрофотоснимки, планы местности, географические карты;
- строить простые планы местности;
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления с помощью компьютерных программ.
Список литературы
для учителя:
1. Акимушкин, И. И. Мир животных. - М.: Мысль, 1998.
2. Белавина, И., Найденская, Н. Планета – наш дом. – М.: Просвещение,1977.
3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2001.
4. Благосклонов, К. Н. Охрана природы. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Колос, 1984.
5. Дронов В.П. География. Начальный курс: 5 класс. - М.: изд. “ Вентана- Граф”, 2012 г.
6. Касаткина, Н. А. Природоведение. Материалы к урокам. - Волгоград: Учитель, 2003.
7. Сборник загадок: пособие для учителей / сост. М. Т. Карпенко. – М.: 1988.
для учащихся:
1. Акимушкин, И. И. Мир животных. - М.: Мысль, 1998.
2. Балбышев, И. Н. Родная природа. – Л.: 1975.
3. Белавина, И., Найденская, Н. Планета – наш дом. – М.: 1977.
4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2001
5. Брем, А. Э. Жизнь животных: в 3 т. – М.: Терра, 1992.
6. Благосклонов, К. Н. Охрана природы. - М.: Колос, 1984.
7. Благосклонов, К. Н. Охрана природы. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Колос, 1984.
8. Все обо всем. Энциклопедия для детей. - М.: Слово АСТ, 1998.-т. 5.
9. Пашканга, К. В. Охрана природы (для учащихся).- М.: Просвещение, 1990.
10.Стрижев, А. Н. Профиль года. – Человек и природа. – М.: 1978.
11.Что такое? Кто такой? – М.: Педагогика-Пресс, 1992.