Цель:
- продолжить работу над обобщением знаний учащихся об именах собственных;
- учить распознавать их и писать с заглавной буквы ;
- развивать орфографическую зоркость, память;
- учить строить грамотные и полные предложения;
- воспитывать умение работать в коллективе и самостоятельно.
Оборудование: ПК, учебник “Русский язык” для 1 класса, 2 часть, В.П.Канакиной, В.Г. Горецкого, М.Просвещение, 2013 г., карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Какие слова называются именами собственными? Сегодня мы будем распознавать их и писать с заглавной буквы.
II. Актуализация знаний.
- Прочитайте.
город москва река волга чёрное море собака жучка коза зорька кот мурзик
- Что заметили?
- Напишите слова через запятую.
- Как написали?
- Почему?
- Какие слова являются именами собственными?
(Москва, Волга, Чёрное, Жучка, Зорька, Мурзик)
- Как они пишутся?
- Почему?
- Как вы записали правильно эту запись?
(Город Москва, река Волга, Чёрное море, собака Жучка, коза Зорька, кот Мурзик).
- Какие ещё слова являются именами собственными?
- Приведите примеры.
- Докажите
III. Изучение нового материала.
- Как распознать имена собственные?
1. Прочитайте предложения.
Роза расцвела. Роза поёт.
- Что общего в этих предложениях?
(первое слово)
- Чем отличаются предложения?
- В каком предложении есть имя собственное?
- Докажите.
- Составьте предложения со словами Зорька, зорька.
- Что означает слово зорька?
- Сколько слогов в этом слове, какой ударный?
- Какие ещё слова являются именами собственными?
2. Работа с учебником (с. 122, № 1). (Составление предложений)
- Как называется город, в котором вы живёте?
- Какая река протекает в вашем городе?
- В какое море она впадает?
- Назовите только имена собственные.
- Что они обозначают?
- Чем отличаются имена собственные от других слов, отвечающих на вопрос кто или что?
(Они являются названием одного какого-либо предмета).
- Приведите примеры.
- Докажите.
3. Самостоятельная работа (Упражнение № 2).
- Какое правило вы вывели?
- Какие слова надо писать с заглавной буквы?
4. Чтение рубрики “Страничка любознательных” (стр. 123)
- Что нового вы узнали?
(О происхождении названий городов Орехово –Зуева, Тобольска, Лермонтова).
Физкультминутка.
Мы писали, мы писали
Наши пальчики устали
Наши пальчики встряхнем
И опять писать начнем.
IV. Закрепление нового материала.
Творческая работа.
Прочитайте. Подберите к словам первого столбика, подходящие по смыслу слова из второго столбика.
на лугу паслась были котята мурзик и васька
у кошки мурки корова бурёнка
- Что вы сделали, чтобы из слов получились предложения?
(Установили связь между ними.)
- С помощью чего вы установили эту связь?
- Какие слова надо писать с заглавной буквы?
V. Работа над пройденным материалом.
- Прочитайте слова.
- Заяц, бегает, снег.
- Составьте и запишите с ними предложение.
- Сколько слов в предложении?
- Сделайте схему предложения, поставьте ударение в словах.
VI. Подведение итогов
- Что мы исследовали сегодня на уроке?
- Какие слова надо писать с заглавной буквы?
Молодцы! Спасибо за работу.