Педагогический проект "В гостях у Деда Мороза"

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуальность проекта

Для всестороннего развития личности ребёнка важно с детских лет знакомить его с исконно русскими традициями, приобщать к культуре своего народа. Однако не всегда дети имеют достаточно полное представление о народных традициях. В частности, при праздновании Нового года возникают сложности в определении происхождения традиционного сказочного персонажа – Деда Мороза.

В связи с вопросами детей на эту тему возникла необходимость изучения данного вопроса для расширения кругозора детей и воспитания у них бережного отношения к культурным народным традициям.

Цель и задачи проекта.

Цель проекта: Развитие познавательного интереса детей посредством расширения представлений о главном сказочном персонаже Нового года — образе Деда Мороза.

Задачи проекта:

  • Уточнить и расширить знания детей о разных странах, об их местоположении, особенностях, о национальных традициях.
  • Познакомить детей с географической картой, глобусом.
  • Способствовать развитию детской речи через выразительное чтение стихов, составление творческих рассказов.
  • Развивать творческие способности, желание делать подарки.
  • Воспитывать доброе, заботливое отношение к близким людям.
  • Развивать коммуникативные навыки детей.
  • Совершенствовать технические и изобразительно-выразительные умения на основе выполнения детьми различных творческих заданий.
  • Укреплять взаимодействие с семьями воспитанников.

Участники проекта: воспитатели, учитель-дефектолог, родители, дети,

Целевая группа проекта: проект предназначен детям старшего дошкольного возраста.

План мероприятий по реализации проекта.

Тип проекта: Информационно-познавательный, межгрупповой, творческий, краткосрочный (1 месяц)

Подготовительный этап:

  • Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, художественной литературы.
  • Подбор материалов для продуктивной деятельности.
  • Составление плана работы.
  • Разработка содержания проекта.

Основной этап:

1. Работа с детьми.

  • Тематическая беседа с детьми с показом презентации на тему: “Всё про Деда Мороза”.
  • Составление детьми описательных рассказов о внешнем виде Деда Мороза по алгоритму.
  • НОД “Кругосветное путешествие Деда Мороза” (знакомство с картой, глобусом).
  • Беседа на тему: “Как зовут Деда Мороза в разных странах”.
  • Пересказ русской народной сказки “Морозко”.
  • Придумывание рассказа “Путешествие вокруг света с Дедом Морозом”.
  • Чтение художественной литературы (стихотворений, рассказов): А.Лукьянова “Сказка про начало зимы”; Матильда Шапиро “Рождественское богатство”. В. Одоевский “Мороз Иванович”.
  • Рисование “Поздравительная открытка для Деда Мороза”.
  • Конструирование из бумаги “Здравствуй, дедушка Мороз!”.
  • Сюжетно-ролевая игра “День рождения”.
  • Дидактические и словесные игры “Укрась костюм”, “Подбери слово”, “Назови ласково”, “Закончи предложение” и др.
  • Интервьюирование детей на тему “О чём бы ты хотел рассказать Деду Морозу?”
  • Просмотр мультфильма “Дед Мороз и лето”.
  • Слушание музыкальных произведений, песен про Деда Мороза и Снегурочку.
  • Разучивание хоровода “Лавата”.
  • Подвижные игры “Мороз — красный нос”, “Два Мороза”.

2. Работа с родителями

  • Подбор фотографий для создания ИКТ презентации на тему “Где живешь ты, Дед Мороз?”.
  • Заучивание стихов про Деда Мороза, Снегурочку, зимние явления природы.
  • Изготовление работ родителей совместно с детьми на тему “Подарок для Деда Мороза”, оформление тематической выставки.
  • Организация выставки изготовленных родителями вместе с детьми коллажей на тему “В гостях у Деда Мороза и Санта Клауса”.
  • Оформление фотоальбома “Как мы поздравляли Деда Мороза с днем рождения”.

3. Пополнение развивающей среды

  • Создание алгоритма для составления описательного рассказа.
  • Создание картотеки стихов, загадок, пословиц .
  • Пополнение картотеки динамических и пальчиковых игр и упражнений

4. Заключительный этап:

  • Выставка детских рисунков на тему “Поздравительная открытка для Деда Мороза”.
  • Создание ИКТ-презентации на тему “С днём рожденья, Дед Мороз!”.
  • Организация мини-музея совместной продуктивной деятельности детей и родителей — игрушек-самоделок “Дед Мороз, Санта Клаус и их друзья”.
  • Детско-родительское собрание по результатам работы над проектом “В гостях у Деда Мороза”

Результат:

Дети:

  • Научились находить на глобусе и карте мира некоторые страны и называть их.
  • Узнали, как и почему зовут Деда Мороза в разных странах, и какие подарки там принято дарить в Новый год и Рождество.
  • Научились понимать и активно выражать эмоциональные переживания близких людей.

Педагоги:

  • Проявили интерес и активно участвовали в реализации проекта.
  • Приняли участие в организация тематических выставок рисунков и поделок.
  • Привлекли родителей к работе над проектом.
  • Организовали мини-музей игрушек-самоделок “Дед Мороз. Санта Клаус и их друзья” (семейное творчество).
  • Пополнили методическую копилку картотеками стихов, загадок, подвижных и пальчиковых игр, подборками аудиозаписей по теме.

Родители:

  • Совместно с детьми подобрали фотографии для оформления фотоколлажей “Где живёшь ты, Дед Мороз?”, “Сказочная Лапландия” и альбома “Путешествие в Великий Устюг”.
  • Приняли участие в изготовлении игрушек-самоделок и создании мини-музея творческих работ на тему “Дед Мороз, Санта Клаус и их друзья” (лучшие работы были отправлены на районный конкурс).
  • Повысили уровень информированности о работе ДОУ.

Системная паутинка проекта “В гостях у Деда Мороза!!!”

Познавательное развитие
  • НОД с презентацией “Всё про Деда Мороза”;
  • составление карты-схемы “Дорога к детскому саду”;
  • беседа с использованием ИКТ-презентации “Как зовут Деда Мороза в разных странах”;
  • просмотр фотоотчёта о поездке - “Великий Устюг-родина Российского Деда Мороза”,
Речевое развитие
  • Придумывание рассказа “Вокруг света вместе с Дедом Морозом”;
  • составление детьми описательных рассказов о внешнем виде Деда Мороза;
  • отгадывание и придумывание загадок на тему “Дед Мороз и Новый год”;
  • пересказ русской народной сказки “Морозко”;
  • интервьюирование детей на тему “О чем бы ты хотел рассказать Деду Морозу?”
Социально-личностное развитие
  • Сюжетно-ролевая игра “Семья” (сюжет “День рождения”);
  • Ситуативные разговоры на тему “Как нужно дарить подарки”;
  • Дидактические и словесные игры “Как зовут Деда Мороза в разных странах?”, “Скажи по-другому”, “Назови ласково”, “Закончи предложе-ние”, “Накроем на стол”, “Узнай, какое настроение?”, “Угадай по голосу”, “Кто, кого позвал?” и др.
Физическое развитие
  • Динамические упражнения “Поможем дедушке Морозу”, “Шел по лесу Дед Мороз”; хороводные игры: “Каравай”, “Лавата”; подвижные игры: “Два Мороза”, “Заморожу”
Художественно-эстетическое развитие
  • Рисование поздравительной открытки “С днём рожденья, Дед Мороз!”;
  • Изготовление подарков для Деда Мороза: “Часы с сюрпризом” (аппликация/ конструирование), “Волшебные фонарики” (конструирование из бумаги), “Костюм для Деда Мороза” (оригами), “Ёлочка-красавица” (изонить);
  • Слушание музыкальных произведений, песен про Деда Мороза, Снегурочку, Новый год;
  • Разучивание музыкального номера “Новогодний хоровод”;

Литература.

  1. Гурина И.В. Новогодние загадки. – М.: ООО “Издательство “Фламинго””, 2006
  2. Любимый праздник Новый год: стихи, песенки, сказки, загадки / А. Барто, С. Михалков, А. Усачёв и др. – М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2011.
  3. Новогодний калейдоскоп. Репертуарный сборник литературных материалов в помощь организаторам детских новогодних и музыкальных праздников. Методическое пособие / Сост. А.С. Фролов. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  4. Новогодний карнавал. – Ростов-на-Дону: Издательский дом “Проф-Пресс”, 2011.
  5. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей, Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
  6. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб.: ООО “ИЗДАТЕЛЬСВО “ДЕТСВО-ПРЕСС”, 2012.