Актуальность проекта
Для всестороннего развития личности ребёнка важно с детских лет знакомить его с исконно русскими традициями, приобщать к культуре своего народа. Однако не всегда дети имеют достаточно полное представление о народных традициях. В частности, при праздновании Нового года возникают сложности в определении происхождения традиционного сказочного персонажа – Деда Мороза.
В связи с вопросами детей на эту тему возникла необходимость изучения данного вопроса для расширения кругозора детей и воспитания у них бережного отношения к культурным народным традициям.
Цель и задачи проекта.
Цель проекта: Развитие познавательного интереса детей посредством расширения представлений о главном сказочном персонаже Нового года — образе Деда Мороза.
Задачи проекта:
- Уточнить и расширить знания детей о разных странах, об их местоположении, особенностях, о национальных традициях.
- Познакомить детей с географической картой, глобусом.
- Способствовать развитию детской речи через выразительное чтение стихов, составление творческих рассказов.
- Развивать творческие способности, желание делать подарки.
- Воспитывать доброе, заботливое отношение к близким людям.
- Развивать коммуникативные навыки детей.
- Совершенствовать технические и изобразительно-выразительные умения на основе выполнения детьми различных творческих заданий.
- Укреплять взаимодействие с семьями воспитанников.
Участники проекта: воспитатели, учитель-дефектолог, родители, дети,
Целевая группа проекта: проект предназначен детям старшего дошкольного возраста.
План мероприятий по реализации проекта.
Тип проекта: Информационно-познавательный, межгрупповой, творческий, краткосрочный (1 месяц)
Подготовительный этап:
- Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, художественной литературы.
- Подбор материалов для продуктивной деятельности.
- Составление плана работы.
- Разработка содержания проекта.
Основной этап:
1. Работа с детьми.
- Тематическая беседа с детьми с показом презентации на тему: “Всё про Деда Мороза”.
- Составление детьми описательных рассказов о внешнем виде Деда Мороза по алгоритму.
- НОД “Кругосветное путешествие Деда Мороза” (знакомство с картой, глобусом).
- Беседа на тему: “Как зовут Деда Мороза в разных странах”.
- Пересказ русской народной сказки “Морозко”.
- Придумывание рассказа “Путешествие вокруг света с Дедом Морозом”.
- Чтение художественной литературы (стихотворений, рассказов): А.Лукьянова “Сказка про начало зимы”; Матильда Шапиро “Рождественское богатство”. В. Одоевский “Мороз Иванович”.
- Рисование “Поздравительная открытка для Деда Мороза”.
- Конструирование из бумаги “Здравствуй, дедушка Мороз!”.
- Сюжетно-ролевая игра “День рождения”.
- Дидактические и словесные игры “Укрась костюм”, “Подбери слово”, “Назови ласково”, “Закончи предложение” и др.
- Интервьюирование детей на тему “О чём бы ты хотел рассказать Деду Морозу?”
- Просмотр мультфильма “Дед Мороз и лето”.
- Слушание музыкальных произведений, песен про Деда Мороза и Снегурочку.
- Разучивание хоровода “Лавата”.
- Подвижные игры “Мороз — красный нос”, “Два Мороза”.
2. Работа с родителями
- Подбор фотографий для создания ИКТ презентации на тему “Где живешь ты, Дед Мороз?”.
- Заучивание стихов про Деда Мороза, Снегурочку, зимние явления природы.
- Изготовление работ родителей совместно с детьми на тему “Подарок для Деда Мороза”, оформление тематической выставки.
- Организация выставки изготовленных родителями вместе с детьми коллажей на тему “В гостях у Деда Мороза и Санта Клауса”.
- Оформление фотоальбома “Как мы поздравляли Деда Мороза с днем рождения”.
3. Пополнение развивающей среды
- Создание алгоритма для составления описательного рассказа.
- Создание картотеки стихов, загадок, пословиц .
- Пополнение картотеки динамических и пальчиковых игр и упражнений
4. Заключительный этап:
- Выставка детских рисунков на тему “Поздравительная открытка для Деда Мороза”.
- Создание ИКТ-презентации на тему “С днём рожденья, Дед Мороз!”.
- Организация мини-музея совместной продуктивной деятельности детей и родителей — игрушек-самоделок “Дед Мороз, Санта Клаус и их друзья”.
- Детско-родительское собрание по результатам работы над проектом “В гостях у Деда Мороза”
Результат:
Дети:
- Научились находить на глобусе и карте мира некоторые страны и называть их.
- Узнали, как и почему зовут Деда Мороза в разных странах, и какие подарки там принято дарить в Новый год и Рождество.
- Научились понимать и активно выражать эмоциональные переживания близких людей.
Педагоги:
- Проявили интерес и активно участвовали в реализации проекта.
- Приняли участие в организация тематических выставок рисунков и поделок.
- Привлекли родителей к работе над проектом.
- Организовали мини-музей игрушек-самоделок “Дед Мороз. Санта Клаус и их друзья” (семейное творчество).
- Пополнили методическую копилку картотеками стихов, загадок, подвижных и пальчиковых игр, подборками аудиозаписей по теме.
Родители:
- Совместно с детьми подобрали фотографии для оформления фотоколлажей “Где живёшь ты, Дед Мороз?”, “Сказочная Лапландия” и альбома “Путешествие в Великий Устюг”.
- Приняли участие в изготовлении игрушек-самоделок и создании мини-музея творческих работ на тему “Дед Мороз, Санта Клаус и их друзья” (лучшие работы были отправлены на районный конкурс).
- Повысили уровень информированности о работе ДОУ.
Системная паутинка проекта “В гостях у Деда Мороза!!!”
Познавательное развитие
|
Речевое развитие
|
Социально-личностное развитие
|
Физическое развитие
|
Художественно-эстетическое
развитие
|
Литература.
- Гурина И.В. Новогодние загадки. – М.: ООО “Издательство “Фламинго””, 2006
- Любимый праздник Новый год: стихи, песенки, сказки, загадки / А. Барто, С. Михалков, А. Усачёв и др. – М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2011.
- Новогодний калейдоскоп. Репертуарный сборник литературных материалов в помощь организаторам детских новогодних и музыкальных праздников. Методическое пособие / Сост. А.С. Фролов. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Новогодний карнавал. – Ростов-на-Дону: Издательский дом “Проф-Пресс”, 2011.
- Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей, Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
- Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб.: ООО “ИЗДАТЕЛЬСВО “ДЕТСВО-ПРЕСС”, 2012.