Разработка урока по литературному чтению "К.Ушинский «Плутишка-кот»"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: создать условия для понимания текста, т.е. определить концепт произведения.

Задачи урока:

  • Познакомить с произведением К.Ушинского “ Плутишка кот”.
  • Учить анализировать сказку, через комментированное чтение и диалог с автором.
  • Расширять кругозор учащихся, воспитывать любовь к домашним животным.

Оборудование: интерактивная доска, проектор (презентация), учебник “Литературное чтение” 2 часть, автор Л.А. Ефросинина.

Содержание урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационный момент.

Приветствие и подготовка учащихся к работе на уроке.

II. Мотивация. (создание эмоционального фона урока).

1 слайд: Произведения о животных.

- Назовите раздел литературного чтения, с которым мы работаем.

Учащиеся приветствуют гостей и занимают рабочие места.

 

 

- Произведения о животных.

2 слайд: иллюстрация сказочного кота.

Учитель выразительно читает загадку.

Острые ушки,
На лапках подушки,
Усы, как щетинка,
Дугою спинка.
Днём спит,
На солнышке лежит.
Ночью бродит,
На охоту ходит.

- Кто это, ребята?

- Все так считают?

Слайд открывается.

 

 

 

 

 

 

- Кот.

- Как вы думаете, кот этот существует в жизни или пришёл к нам из сказки?

- Сегодня мы познакомимся со сказкой об этом сказочном герое.

3 слайд: К. Ушинский “Плутишка кот”.

 

- Пришёл к нам из какой-то сказки.

- Прочитайте автора, который написал эту сказку.

- Знаком ли вам этот автор?

- Что вы знаете о нём?

- Чем необычны произведения К. Д. Ушинского?

- Какие произведения этого автора мы читали на уроках?

 

- Знаком.

- Работал в школе учителем.

- Писал о природе, о животных, для детей.

- “Мороз не страшен”, “Кот Васька”, “Лиса Патрикеевна”.

III. Этап до чтения

- Прочитайте название сказки К.Д. Ушинского.

- Как вы думаете, ребята, кого в жизни называют плутишкой, плутом?

- Давайте посмотрим, какое значение у слова “плут” в словаре у В.И. Даля и у С. И Ожегова.

 

- “Плутишка кот”.

- Человека, который обманывает, ворует.

4 слайд: Плут - кто плутует, ловкий обманщик, мошенник, бездельник, нечестный человек. Читают учащиеся.
- А в произведении К. Ушинского плут – это кот.

- Как вы думаете, почему автор называет кота плутишкой?

- А давайте проверим, за что К. Ушинский в своей сказке кота назвал плутишкой.

- Что для этого надо сделать?

 

 

Ответы детей.

- Прочитать сказку.

IV. Этап во время чтения.

Текст разделён на 3 части.

1. 1 часть читает учитель, делая остановки.

- Во время чтения не стесняйтесь задавать вопросы к автору. (диалог с автором)

После прочтения 2 предложений.

 

 

 

- Почему так, жили дружно, всё делили пополам, а от хозяйки доставалось одному коту Ваське?

Учитель читает ответ – это 3 и 4 предложения.

Читает 5 предложение.

- Как вы думаете, почему Васька скакал на 3 ногах?

Читает дальше.

- Правду ли сказал кот Васька козлу и барану?

- Давайте предположим, зачем кот Васька обманул козла и барана.

Ответ проверяем чтением последних предложений в этой части.

 

Ответы детей

- Почему кот плачет?

Ответы детей.

- Мог ли кот нечаянно слизать сметану?

- Обманул козла и барана

Ответы учащихся.

Словарная работа.

- Как вы понимаете значение слов “рядить” и “избыть”?

Проверка по учебнику.

- Назовите главных героев.

- Какие поступки кота Васьки говорят нам о том, что он плутишка?

- Как вы думаете, что произошло с героями дальше?

 

Ответы детей.

- Кот Васька, козёл и баран.

-Украл сметану, обманул козла и барана, тем самым уговорил на побег.

Ответы детей.

2. 2 часть учащиеся читают самостоятельно про себя.

Беседа после прочитанного.

- Где на самом деле оказались герои сказки?

- Что удивило вас в этой части?

- Для чего он решил разжечь костёр?

- О ком он позаботился?

- Как этот поступок характеризует кота?

- Кто попросился к героям на ночлег?

- Найдите в тексте и прочитайте, как кот Васька встретил медведя.

- Как вы думаете, почему кот разрешил медведю остаться?

- Давайте проверим наши предположения, прочитаем дальше.

 

 

- На скошенном лугу.

- Как кот Васька придумал способ разведения огня.

- Было холодно, была ночь.

- О козле и баране.

Ответы детей.

- Медведь.

Чтение детей.

- Может быть, стало жалко медведя, боялся огорчить гостя. Медведь мог героев защитить от врагов.

3. 3 часть учащиеся читают по цепочке (по1 абзацу).

После каждого прочитанного абзаца учащиеся задают вопрос к автору сказки.

- Почему медведь под стог сена забился?

- Под стогом медведю теплее.

- Почему кот Васька не спал?

- Было страшно или охотился.

Проверка предположеного.

- Так всё-таки для чего нужен был медведь коту Ваське?

- Помог этот поступок вернуться домой?

- Давайте вспомним все поступки кота Васьки, характеризующие его как плутишку.

- Зачем волки пришли к героям сказки?

- Помериться силой.

- Что предложил волкам кот Васька?

- Чтоб медведь защитил героев сказки.

- Помог.

- Украл сметану, обманул друзей, уговорил на побег, смекалкой добыл огонь, пригласил к огню медведя, обманул волков, этим спас друзей.

- Каких поступков больше, плохих или хороших?

- Какое у вас отношение к коту Ваське?

- Хотели ли вы иметь такого друга как кот Васька? Почему?

- А как автор относится к главному герою?

- Спросить мы у К.Ушинского не можем, но найти доказательства можно в самой сказке.

- К.Ушинский в сказке разными словами называет кота. Найдите эти слова, карандашом отметьте галочкой. Затем мы проверим.

 

- Хороших.

Ответы детей.

 

Ответы детей.

4. Повторное чтение.

Учащиеся перечитывают сказку по рядам:

1 часть- 1 ряд, 2 часть - 2 ряд, 3 часть - 3 ряд.

Читают сказку по рядам.
V. Этап после чтения.

Каждый ряд отчитывается о проделанной работе и на доске появляются карточки со словами:

Кот -- мурлышка

Серый – лобишко

Котик – коток

Серенький лобок

Серый кот

Бестолковый лоб

Котишка – мурлышка

Мурлыка

 
- Каких больше слов ласковых или грубых?

- Значит, как автор относится к коту Ваське?

- Хоть кот Васька и был плутишкой, но К.Д. Ушинский всё равно любит Ваську.

- Чему могла научить эта сказка?

- Какое произведение К.Д. Ушинского мы читали, где показана любовь к животным?

Прослушивание аудиозаписи “Кот Васька”

- А у кого дома есть кот или кошка?

- А можете ли вы его назвать плутишкой?

- За какие поступки? Почему?

- Больше ласковых слов.

Ответы детей.

 

- Любить животных не смотря на их поступки, относиться с любовью, ласково, не обижать.

- “Кот Васька”.

 

 

Ответы детей.

VI. Домашнее задание.

По выбору.

  • Нарисовать своего домашнего любимца.
  • Перечитать сказку.
  • Найти пословицу, загадку, потешку или колыбельную про кота.