Тип урока: урок проверки и оценки знаний.
Форма организации урока: урок-конкурс, работа в двух командах по 6 человек
Цель урока: сформировать базу данных о жизни и творчестве композиторов – Венских классиков, эмоциональное восприятие музыки через собственное исполнение.
Задачи урока:
- образовательная: создать условия для проверки обученности по жизни и творчеству “Венских классиков”;
- развивающая: способствовать обучению исполнять музыкальные произведения, способствовать обучению устанавливать причинно0следственные связи по музыкальным дисциплинам; способствовать умению находить необходимые сведения в нотном тексте;
- воспитательная: средствами учебного занятия показать взаимосвязь и взаимодополняемость знаний по предметам “музыкальная литература”, “сольфеджио”, “специальность”.
Оборудование: фортепиано, ноутбук, демонстрационный материал, инструменты Орф-оркестра.
Дидактический материал: канон Й.Гайдна “Приходит ночь”, схема-анализ музыкального произведения, диктант-пазл, электронная презентация “Венские классики”, портреты композиторов, истории о жизни композиторов.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Целеполагание и мотивация
1. Обзор знаний: вопросы учащимся.
- Каких композиторов называют “Венскими классиками”?
- К какому веку относится творчество композиторов “Венских классиков”?
- В какой стране жили и создавали свои великие произведения “Венские классики”?
- Кому из “Венских классиков” принадлежат следующие высказывания:
“Я бы не достиг даже того малого, что мне удалось сделать, если бы не продолжал усердно сочинять до глубокой ночи” (Й.Гайдн)
“Музыка не должна оскорблять слух, она должна доставлять слушателю удовольствие; иными словами, музыка не должна переставать быть музыкой” (В.А. Моцарт)
“Музыка должна высекать огонь из груди человеческой!” (Л.В. Бетховен)
2. Проверка домашнего задания: подготовленные учащимися интересные случаи из жизни композиторов (Приложение 1)
III. Проверка уровня знаний и умений
Исполнение учащимися канона Й. Гайдна “Приходит ночь” (Приложение 2)
Диктант-пазл: каждая команда должна выложить разрезанный на такты отрывок из Увертюры “Эгмонт” Л.В. Бетховена в течении трёх проигрываний (Приложение 3)
Музыкальный анализ по предложенной схеме: Й. Гайдн. Соната h-moll (Приложение 4)
Электронная Презентация “Своя игра”. Презентация составлена по типу популярной телепередачи “Угадай мелодию”. Команды сами выбирают категорию с вопросами.
IV. Рефлексия.
1. Вопросы учащимся:
- Довольны ли вы результатом своей работы?
- Какое из заданий вызвало наибольшее затруднение?
- Какая форма работы более всего понравилась?
2. Подведение итогов, вручение командам грамот, призов.
3. Коллективное исполнение хора “Откуда приятный и нежный тот звон” из оперы В.А. Моцарта “Волшебная флейта” с сопровождением на Орф-инструментах (Приложение 5).