Цель
- Обобщать и систематизировать знания детей о времени года – зиме; отмечая характерные признаки: холодно, идет снег; солнце светит, но не греет, люди надевают зимнюю одежду;
- Уточнить и расширить представление детей о внешнем виде и образе жизни лесных зверей зимой: заяц, белка, лиса, медведь; как приспособились к суровым условиям: чем питаются, где прячутся от холода - жилища;
- Развивать внимание, мышление, воображение, связную речь, умение слушать; расширить словарный запас детей: “морозный”, “снежинки”, “снежная”;
- Воспитывать у детей бережное отношение к природе, к животным и птицам; способствовать созданию положительного эмоционального настроя в группе.
Предварительная работа:
- Наблюдение на прогулках за погодой, за птицами;
- Рассматривание иллюстраций с зимним пейзажем;
- Чтение художественной литературы.
Д/и: “Кто где живет?”, “Чем можно накормить птичек?”
Экспериментирование: “Свойства снега”
Беседы: “Как звери зимой зимуют?”
Материал: диапроектор, поднос с вырезанными снежинками.
Ход занятия
Слайд №2
- Ребята, к нам сегодня на занятие пришел гость снеговик, поздоровайтесь с ним, подарите ему свои улыбки, хорошее настроение.
Послушайте загадку:
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает? (Зимой)
Слайд 3
- Молодцы, правильно. Ребята, а вы хотите, рассказать про Зимушку - зиму нашему снеговику? (да)
- Подумаете, какое время года изобразил художник на картине? (зима)
- Как вы догадались? (ответы детей)
- Если на улице холодно, то зима, какая? (холодная)
- Если выпадает много снега, то зима, какая? (снежная)
- А если на улице мороз, то воздух какой? (морозный)
Слайд №4
- Посмотрите на картинки и скажите, какие признаки зимы вы здесь видите?
- что обозначает первая картинка? (солнце светит, но не греет)
- какие признаки зимы изображены на второй картинки? (деревья стоят, покрытые снегом.)
- а о чем рассказывает эта картинка? (зимой день короткий, а ночь длинная.)
- какая погода изображена на четвертой картинке? (вьюга)
Слайд №5
- Дети, давайте поиграем.
- что, здесь лишнее и почему? (ответы детей)
- А чем занимаются дети зимой? (лепят снеговика, катаются на горке)
Файл №6
- что, здесь лишнее? (ответы детей)
- дети снеговику очень понравилось, как вы играли молодцы. Как вы думайте, а как зимуют звери зимой? (ответы детей)
Давайте мы с вами отправимся в зимний лес вместе со снеговиком и посмотрим, как зимуют звери!
Шагают наши ножки по ровненькой дорожке
А потом прыг-скок и попали мы в лесок!
Вот мы с вами и оказались в лесу, давайте присядем на пеньки- стульчики и будем вести себя тихо-тихо, чтобы звери не испугались нас.
Слайд №7
- Сейчас вам предстоит разглядеть, кого же спрятала зима? Кого вы видите?
Ответы детей.
- Правильно, как их можно назвать одним словом? (дикие животные или звери.)
- Почему мы их называем зверями? (Они живут в лесу: они сами себе добывают пищу, строят жилища, о них никто не заботится.)
Слайд №8
- Что делают звери зимой в лесу?
- Чем питается белочка зимой? (она находит свои запасы)
- Ребята, а где спрятался медведь? (Он спит в берлоге)
- что делает лиса зимой? (она ловит зайчика и мышей)
- что ест зайчик зимой? (кору деревьев)
- Ребята, слышите метель, все дорожки замела. Как же звери свои домики найдут?
Слайд №9
(Клик-звук метели.)
- Давайте им поможем найти кто, где живет? (ответы детей)
Давайте проверим.
(Клик-бежит белочка, клик-бежит заяц, клик-бежит медведь.)
- Зима – очень серьезное испытание для лесных зверей. Животным очень тяжело живется в зимнем лесу, зимой: холодно, морозно, голодно. А еще кому тяжело зимой? (птицам)
- Правильно, но как люди могут помочь птичкам? (сделать и развесить кормушки; кормить птичек)
Слайд №10
- вспомните, из чего вы с папами делали кормушки для нашей птичьей столовой?
Ответы детей.
Слайд №11
- Послушайте щебет птиц.
(клик-щебет птиц)
- Какие птички прилетают на нашу кормушку? (воробьи, голуби, синички, вороны)
- Этих птиц называют зимующие птички, как вы думаете почему? (они остаются с нами зимовать).
Слайд №12
- Что едят птички зимой? (ответы детей)
- каким кормом, какую птичку мы можем покормить?
- Давайте проверим.
(клик-снегирь, клик-слайд 13, клик-воробей, клик-слайд 13, клик-синичка.)
- Молодцы! Птиц, зверей оберегай и всегда им помогай!
- О чем мы сегодня говорили? Ответы детей.
- Почему мы любим зиму? (Ответы детей)
- Что вы делали сегодня?
- Ребята, получилось у нас рассказать о зиме нашему снеговику? (да)
- Спасибо, ему очень понравилось, как вы рассказывали о зиме и он вам хочет подарить что-то. Отгадайте загадку.
Слайд 13
(клик-музыка.)
Это звездочки сквозные, на пальто и на платке,
Все сквозные вырезные, а возьмешь вода в руке.
- О каких же звездочках идет речь? (о снежинке)
Слайд 14
- Вот вам снеговик дарит снежинки. (Раздать вырезанные снежинки)
Мы немного отдохнем и на следующем занятии нарисуем снежинки снеговику.