Цели:
- Повторение и закрепление понятия информация, действия с информацией, хранение информации, информационный носитель.
- Формирование понятий “код”, “кодирование информации”.
- Развитие логического мышления учащихся через установление причинно-следственных связей.
- Развитие умения учащихся излагать свои мысли, аргументировать их.
- Развитие познавательного интереса.
Задачи урока:
Воспитывающие:
- развивать интерес к предмету и творческой активности;
- развивать у учащихся навыки обучения при совместной работе;
- воспитывать коммуникативную культуру.
Обучающие:
- познакомить учащихся с многообразием окружающих человека кодов, ролью кодирования информации;
- отметить роль кодирования информации;
- научить детей декодировать зашифрованную информацию;
- научить применять свои знания на практике.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, внимание, память;
- развивать кругозор детей;
Место урока в учебном плане. Урок на тему “Кодирование информации” является 5 в разделе “Информация и информационные процессы” в 5 классе. Учащиеся уже знакомы с понятием “информация” и информационными процессами: хранением, передачей и обработкой
На уроке ученикам предлагается новый материал и задания по кодированию и декодированию информации.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Реквизиты и оборудование:
- мультимедийный проектор;
- экран;
- компьютер;
- презентация;
- слайды с заданиями;
- листочки с заданиями для каждой группы;
- таблички для капитанов;
- таблица итогов.
План урока:
I. Организационный момент II. Повторение предыдущего материала III. Изучение нового материала IV. Проведение игры “кодировщик” V. Подведение итогов урока VI. Домашняя работа |
(5 мин) (7 мин) (7 мин) (20 мин) (4 мин) (2 мин) |
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Притча
К писцу пришел неграмотный старик и попросил написать письмо сыну, который жил в другом городе. Писец сказал, что он не может этого сделать, так как у него болит нога. Старик удивился, причем здесь нога? Писец объяснил, что никто, кроме него самого не может прочитать то, что он написал и ему придется идти в другой город, чтобы прочитать письмо сыну. (Презентация 1, слайд 1)
Весь мир общения строится на знаковой системе. То есть, информация может поступать от источника к приёмнику с помощью условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Сигнал может быть световым, звуковым, тепловым, электрическим, в виде жеста, слова или движения.
Для того чтобы произошла передача информации, приёмник должен не только принять сигнал, но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника - человек понимает, что пришло время просыпаться; телефонный звонок означает, что кому-то нужно с вами поговорить; школьный звонок собирает ребят на урок или сообщает учащимся о долгожданной перемене.
Для правильного понятия разных сигналов требуется разработка кода или кодирование.
- Ребята, тема нашего сегодняшнего урока - это “Кодирование информации” (Презентация 1, слайд 2). Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с многообразием кодов, окружающих человека, научимся кодировать информацию и декодировать зашифрованные сообщения, освоим различные способы кодирования информации.
- Ребята, сегодня у нас урок, девиз которого “Один за всех и все за одного”. То есть от каждого из вас будет зависеть общий итог команды в конце урока. Но какая же команда без капитана. (Выбор капитана). (Презентация 1, слайд 3)
У каждой команды на столе есть табличка, если вы выполняете задание, капитан команды поднимает табличку, и я вижу, что вы готовы отвечать, если команда выкрикивает с места, баллы засчитываются командам-соперницам.
II. Повторение предыдущего материала
- Но прежде чем перейти к теме нашего урока, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлых наших занятиях. И поиграем в игру “своя игра” (Презентация 2)
Информация | Компьютер | Действия с информацией | |
1 | Что такое информация? Информация – это знания и сведения об окружающем нас мире |
Дайте определение понятию “компьютер”
Компьютер – это устройство, помогающее человеку при работе с информацией |
Какие действия человек совершает с
информацией? Хранение, обработка, передача |
2 | По форме представления информация
делится на: 1. тестовую, 2. графическую, 3. звуковую, 4. числовую |
Назовите все устройства компьютера,
которые вы знаете системный блок, клавиатура, монитор, мышь, принтер, колонки, сканер, джойстик |
Где человек хранит информацию? Во внешней и внутренней памяти |
3 | Назовите все органы чувств, с помощью
которых человек получает информацию глаза, нос, уши, язык, кожа |
Что значит программное обеспечение
компьютера? Программное обеспечение компьютера – совокупность всех программ компьютера |
Какие современные информационные
носители вы знаете? Диск, бумага, магнитная лента |
III. Изучение новой темы
История кодирования информации начинается в доисторической эпохе, когда первобытный человек выбивал в скале незамысловатые образы известных ему объектов окружающего мира.
Информация может поступать от передатчика к приёмнику с помощью условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Сигнал может быть световым, звуковым, тепловым, электрическим, в виде жеста, слова, движения, другого условного знака.
Для того чтобы произошла передача информации, приёмник должен не только принять сигнал но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника - человек понимает, что пришло время просыпаться; телефонный звонок - кому-то нужно с вами поговорить; школьный звонок - сообщает учащимся о долгожданной перемене.
Для правильного понятия разных сигналов требуется разработка кода или кодирование.
Ребята, давайте запишем определения, что такое код, кодирование.
Код - это система условных знаков для представления информации.
Кодирование - формирование представления информации с помощью некоторого кода. (или можно сказать, что кодирование, это переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки).
Обратное преобразование называется декодированием.
Ребята, запишите себе в тетрадь, что:
Декодирование - это процесс восстановления содержания закодированной информации.
Способ кодирования зависит от цели, ради которой осуществляется.
Существует три основных способа кодирования информации:
Графический - с помощью рисунков или значков;
Числовой - с помощью чисел;
Символьный - с помощью символов того же алфавита, что и текст.
IV. Проведение игры “кодировщик”
- Сегодня мы с вами будем в роли кодировщиков. Каждое последующее задание связано с предыдущим, поэтому, не выполнив очередного задания, мы не сможем перейти к следующему. Итак, в путь!
Задание 1. Кодирование информации направлениями (Приложение 1; Презентация 1, слайд 4)
Вы узнали, что это за предмет? Правильно, это старинный ключ. Он нам будет нужен для того, чтобы мы могли “открывать” сундук с заданиями.
Давайте раскодируем слово, и мы узнаем, какой конкурс будет следующим.
Задание 2. Кодирование информации цифрами (Приложение 2; Презентация 1, слайд 5)
- Что означает надпись?
Итак, мы расшифровали важную записку и узнали, что следующее задание - “Ребусы”.
Задание 3. Ребусы (Презентация 1, слайды 6-11)
Этот конкурс даст ключ к следующему заданию. Отгадав последний ребус, вы узнаете, как называется задание 4.
Задание 4. Расшифруй пословицу (Приложение 3; Презентация 1, слайд 12)
Задание 5. Конкурс капитанов (Приложение 4; Презентация 1, слайд 13)
Настало время проявить себя капитанам команд.
Задание 6. Азбука Морзе (Приложение 5; Презентация 1, слайд 14)
Задание 7. Флажковая азбука (Приложение 6; Презентация 1, слайд 15)
Задание 8. Семафорная азбука (Приложение 7; Презентация 1, слайд 16)
Задание 9. Код Цезаря (Приложение 8; Презентация 1, слайд 17)
Задание 10. Пляшущие человечки (Приложение 9; Презентация 1, слайд 18)
V. Подведение итогов урока Подсчет баллов; Выставление оценок.
VI. Домашняя работа
Загадайте слово и придумайте собственный способ кодирования: графический (с помощью картинок или знаков), числовой (с помощью чисел) или символьный (с помощью букв). (Презентация 1, слайд 19)