Программные задачи:
Образовательные.
- Актуализировать знания детей по звуковому анализу слова, графическому построению предложения.
- Создать условия для получения детьми знания об омонимах.
Развивающие.
- Продолжать развивать у детей: логическое мышление, фонематический слух, внимание.
- Формировать умение работать в команде.
Воспитательные.
- Создать эмоциональный настрой детей.
- Воспитывать чувство взаимопомощи, доброжелательность.
Материал: Демонстрационный. Проектор, экран, доска (магнитная), маркер, звуковые карточки, волчок для игры, конверты с вопросами.
Предварительная работа.
В течение года дети знакомятся со звуковым анализом слов, графическим построением предложения. Так же знакомятся с игрой “Угадай-ка”: ведущий загадывает предмет, изображение которого есть среди других изображений. Дети при помощи вопросов определяют сначала категорию, к которой он относится, а затем основные признаки или свойства предмета, по которым можно угадать сам предмет. Ведущий может отвечать только ДА или НЕТ.
Ход занятия
Слайд №1.
Воспитатель: Интересно, чем больше всего вы любите заниматься? (Играть). Как вы думаете, в школе дети играют? (Нет, учатся)
Вы знаете, одна моя знакомая учительница рассказывала мне, что она очень часто играет со своими учениками. И когда, я рассказала ей, что вы скоро тоже пойдете в школу в первый класс, она предложила мне поиграть с вами в настоящую школьную игру. Хотите? Сможете ответить на все вопросы? Не испугаетесь трудностей?
Воспитатель: Ну что ж, поиграем? (Да).
Открывается слайд №2 и под звуковую фонограмму появляется название игры.
Воспитатель: Игра называется “Что? Где? Когда?”, правила в этой игре таковы: играют две команды, одна – команда знатоков, которыми будете вы, другая – команда телезрителей.
В роли телезрителя с вами будет играть Ожередова Ольга Сергеевна та самая учительница.
Открывается слайд №3.
Воспитатель: Она заранее прислала вопросы для вас. Если вы отвечаете на вопрос – зарабатываете одно очко, если не отвечаете, очко уходит в пользу Ольги Сергеевны. Игра длится до 4х очков или 3х очков (зависит от темпа работы детей).
Открывается слайд №4, вопросы выбираются при помощи волчка со стрелкой, при раскрутке волчка включается звуковая фонограмма, находящаяся на центральной картинке.
Вопросы от Ожередовой.
- Как можно поиграть со словом - карандаш?
- Как можно записать предложение без букв?
- Что означает выражение “Золотые руки”, “За тридевять земель”, “На носу весна”, “Курам на смех”, “Как с гуся вода”?
Игровая пауза. Игра – антонимы.
Найдите пару.
Коробка с секретом. Отгадайте, то, что лежит в коробке?
Ответы на вопросы:
- Звуковой и слоговой анализ слова.
- Составление предложений по картине и их графическая запись на доске.
- Воспитатель наводящими вопросами подводит детей к тому, что сначала им надо составить предложение по картине, а затем записать их графически.
- Объяснить значение каждого фразеологизма. Непонятное для детей выражение, воспитатель помогает им прийти к его пониманию при помощи наводящих вопросов.
- Игра в кругу с мячом, воспитатель бросает мяч ребенку и произносит слово, ребенок возвращает мяч, произнося противоположное слово (антоним).
- Выбрать картинки с изображением предметов названия, которых звучат одинаково. Спросить у детей одинаковые ли предметы обозначают эти слова. Дать определение таким словам – омонимы.
- Кран, ключи, коса, лук, зебра.
- Чтобы угадать, что лежит в коробке, дети задают вопросы воспитателю, который может отвечать только ДА или НЕТ. Подсказкой для них послужит звуковая схема слова. Слово – ручка.
Пример вопросов детей: Это живое? С этим играют? Это можно кушать? И т.д.
Рефлексия: (слайд №5).
Воспитатель: Понравилась вам игра, в которую играют школьники? Как называлась игра, в которую мы играли? Как вы думаете, почему она так называется? Кому было сложно отвечать на вопросы? Почему? А кому легко было отвечать на них? Можно ли в такой игре узнать что-то новое? Кто узнал сегодня новое и что именно?
Будем еще играть в такие игры, где надо думать и разгадывать?
Молодцы!
Вопросы для конвертов.
- Как можно поиграть с этим словом?
- Можно ли записать предложение без помощи букв?
- Что означает выражение: “Золотые руки”, “За тридевять земель”, “На носу весна”, “Курам на смех”, “Как с гуся вода”?
- Найдите пары.
- Отгадайте, то, что лежит в коробке, вы можете задать вопросы, на которые будут отвечать только ДА или НЕТ. Подсказкой для вас послужит схема слова.