Тип урока: урок “открытия” новых знаний
Технология: личностно-ориентированная, проблемная, исследовательская.
Задачи урока:
Предметные: cформировать понятие о средневековом городе как центре ремесла и торговли; выяснить основные причины возникновения городов; уметь работать с исторической картой.
Метапредметные:
Личностные: дать оценку
- Регулятивные: самостоятельно формулировать проблему, планировать учебную деятельность, прогнозировать исторические события, контролировать свою деятельность и деятельность товарища, работая в команде.
- Познавательные: понимать и преобразовывать, анализировать информацию из текста, иллюстраций, исторической карты, составлять рассказ; раскрывать причинно-следственные связи
- Коммуникативные: уметь доказывать свою точку зрения, анализируя исторические факты, согласовывать свои действия, работая в группе, определять свой и чужой вклад в работу в команде, оценивать результативность своей работы и всей группы в целом по предложенной учителем таблице.
Методы обучения: продуктивный, исследовательский. Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая.
Средства обучения: учебник, документы, .., словарик, презентация.
№ |
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1 | Здравствуйте. Сообщение учителя о
правилах работы в группе. (Прил.
2) Мы уже говорили о жизни средневековой деревни, о жизни в замках феодалов. Чтобы понять, чем мы будем заниматься сегодня, взгляните на карты Европы 5 и 15 веков. слайд 1 Какие изменения вы заметили? Слайд 2 Итак, тема нашего урока – “Возникновение средневековых городов” Слайд 3 Работать мы будем в группах. И у каждой группы – своя задача. (Прил. 1) Историки должны будут определить причины возникновения городов и рассказать нам о них по составленной ими схеме. Лингвисты – где и почему именно в этих местах возникали города Экскурсоводы нам расскажут о том, чем отличались средневековые города от современных. Политологи выяснят, что значит поговорка “Городской воздух делает человека свободным” и составят схему управления города. Экономисты дадут характеристику работникам мастерской и определят характерные черты ремесленного производства. А потом мы как юристы разрешим противоречие “цехи задерживали рост производства” или “способствовали развитию ремесла”? Необходимые для работы материалы у вас на столах. Время для работы – 5 минут. Познакомимся с результатами работы наших научных групп. |
Подготовка класса к работе
Стало больше городов. |
2 | Слово историкам – почему возникли
города? Расскажите по составленной вами схеме. Слайд 4 - Какие улучшения произошли? - К чему это привело? |
(изобрели упряжь, подковы, колесный
плуг, железные орудия труда, водяные и ветряные
мельницы, шахты) По схеме |
3 | Лингвисты, расскажите на основе
анализа перевода названий городов, где они
возникали? Слайд 5
- Почему именно здесь? - Почему из деревни уходили именно ремесленники? |
1. На месте военных лагерей римлян 2. Около замков феодалов 3. На местах переправ через реку 4. Около монастырей 5. Около мостов 6. У крепостей 7. У морских гаваней Эти места выгодны для ведения торговли
Крестьяне не могли уйти от земли. |
4 | А сейчас, отмечая особенности, по
средневековому городу нас проведут экскурсоводы.
Слайд 6 Слайд 7 |
Город обнесен каменной стеной для защиты от нападений врагов, поэтому места в нем становилось все меньше и меньше. Вторые этажи в целях экономии места нависали над первыми, света в городе было мало, поэтому грязь не успевала высыхать и горожане, чтобы не запачкать одежду и обувь, пользовались ходулями. Горожане были безграмотными, поэтому, чтобы легче было найти нужный дом, на него вешали табличку-рисунок, говорящий, какой мастер здесь живет. Горожане ценили время, так как работали на продажу, поэтому в центре города располагались часы. Но прожить без подсобного хозяйства еще не могли – об этом говорят названия улиц - “улица коров” и “улица быков”.) |
ф/м | Давайте представим, как темно было в
городе в осенний день вечером – закройте глазки. Дотянемся до 2 этажа дома – встаньте, потянитесь. Померяем ширину “улицы одного человека” (были и такие в Европейских городах) - раскинем руки Молодцы. Сели. |
|
5 | Теперь слово предоставляется политологам. Слайд 8 Почему горожане стремились освободиться от своих господ? Как это было возможно? Почему в новых городах сеньоры освобождали от пошлин и налогов всех вновь прибывающих, даже если это были крестьяне, убежавшие от своих господ? |
Города возникали на земле феодалов, а
значит, горожане должны были платить налоги в его
пользу. Чтобы привлечь больше ремесленников в свои города, феодалы освобождали вновь приезжавших в города от всех налогов. Но потом налоги росли и это мешало ремесленникам. Они стремились освободиться от власти сеньоров. Это можно было сделать, или откупившись, или подняв восстание. |
Слайд 9 Что означает поговорка “Городской воздух делает свободным”? |
Город, освободившийся от власти сеньора
– коммуна. Схема – по слайду Прожив в городе 1 год и 1 день, человек становился свободным. |
|
6 | Экономисты, расскажите нам о
ремесленной мастерской. Слайд 10 Слайд Итак, шедевр – это лучший образец изделия. Историки, а что сейчас означает слово “шедевр”? Найдите в словаре Ожегова. - Какие особенности ремесленного производства вы отметите? |
Мастер Подмастерье Ученик Шедевр ( в ср века) – лучший образец изделия Шедевр (совр) - исключительное по своим достоинствам произведение искусства Мелкое На продажу (товарное) Нет разделения труда |
Слайд 11. В средние века ремесленники объединялись в цехи. А каково значение этого слова сегодня, историки? | Цехи (в ср века) – объединение
ремесленников Цехи (совр) - отделение завода, фабрики, занятое какой-н. частью производственного процесса. |
|
7
8 |
А теперь ознакомьтесь с документами и
скажите, как вы разрешили данное противоречие? Слайд 12. Подведем итоги: В 12в в Европе идет бурный рост городов. Города становятся центрами ремесла, торговли. В них зарождаются ценности новой цивилизации: свобода, трудолюбие, творчество, время. |
Цехи и помогали: Создавали равные условия труда, не допускали конкуренции Заботились о качестве продукции Оказывали помощь членам цеха и мешали развитию: Препятствовали переходу подмастерьев в мастера Нельзя было расширять мастерские Нельзя применять новые орудия труда Расправа с изобретателями |
9 | Слайд 13. Проверим, как вы усвоили
материал. Ответьте на вопросы теста и отгадайте
код Да Винчи. На это вам 5 минут. А теперь проверим результат. Передайте для проверки тест соседу. Букву правильного ответа поставьте на номер вопроса. - Какое слово получилось? Отдайте работу авторам. - Вы довольны собой? - а уроком? Спасибо вам. |
Работают с тестами.
Проверяют работу в группах. |
10 | Слайд 19. Домашнее задание: п параграфу 13 выполнить творческую работу “Путешествие в средневековый город” в виде сочинения или рисунка или презентации. | “Мастер” |