Древнерусское государство при Ярославе Мудром. 6-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 6


План урока:

  1. Борьба за киевский престол сыновей Владимира.
  2. Создание “Русской правды
  3. Управление государством.
  4. Земельные отношения.

Ожидаемые результаты обучения и освоения содержания темы.

В ходе урока необходимо продолжить формирование у учащихся ряда универсальных учебных действий:

– привлекать знания из курса истории Средних веков и истории России с древнейших времен до конца XVI века;

– формулировать понятия боярин, вотчина, династический брак, наместник, общество, политика, усобицы, холопы;

– определять особенности правления Ярослава Мудрого;

– сравнивать особенности развития государства при Ярославе Мудром и Карле Великом;

– формулировать собственное мнение по вопросу;

– составлять рассказ;

– анализировать текст учебника, выделять основные положения;

– заполнять таблицу на основе чтения параграфа;

– работать с исторической картой; выполнять задания на контурной карте;

– анализировать материал урока для ответа на поставленный проблемный вопрос;

- взаимодействовать с другими учащимися в ходе коллективной работы.

Проверка домашнего задания:

Домашнее задание проверяется с помощью иллюстративного ряда (он стоит не в хронологической последовательности) и рассказа учащихся. Затем учащимся предлагает расставить иллюстративный ряд в хронологической последовательности.

Переход к изучению нового материала:

1. На интерактивной доске появляется древо Владимира.

- Учащиеся предполагают, что это такое.

Далее учитель предлагает вспомнить по какому принципу на Руси наследовался Великий Киевский престол.

- Лественничный принцип, вспоминают, что это такое

Учитель задает вопрос, как можно сократить путь к престолу.

- Междоусобная война.

Учитель рассказывает, что в результате этой войны приходит к власти Ярослав, получивший прозвище Мудрый, это и есть тема нашего урока

У нас с Вами две задачи: Узнать почему Ярослав получил прозвище Мудрый и сравнить его правление с правлением Карла Великого.

Изучение нового материала:

2. Учащимся предлагается вспомнить признаки государства (они на доске, но перевернуты, каждый названный признак переворачивается текстом к классу), но главное им предлагается понять был ли этот признак у Древнерусского государства. Результатом должен стать вывод о том, что у Древнерусского государства не было законов.

Русская правда- свод законов Древнерусского государства, созданный при Ярославе Мудром.

РУССКАЯ ПРАВДА

“Если убьет свободный человек свободного, то (за него имеют право) мстить брат за брата, или сын за отца. Или отец за сына, или сыновья брата и сестры; если кто из них не пожелает или не сможет мстить, то пусть получит 40 гривен за убитого”.

3. Если кто убьет княжеского мужа (княжеский слуга, дружинник, боярин), а члены верви убийцу не сыщут, то виру за него в размере 80 гривен платить той верви, на земле которой будет обнаружен убитый.

12. За ремесленника или купца платить 12 гривен.

15. Если кто, опознав холопа, захочет его взять, то господину холопа вести к тому, у кого холоп был куплен, а тот пусть ведет к другому продавцу, и когда дойдет до третьего, то скажи третьему: отдай мне своего холопа, а ты ищи своих денег при свидетеле.

22. За княжеского сельского старосту или за полевого старосту платить 12 гривен, а за княжеского рядовича 5 гривен.

23. А за убитого смерда или холопа 5 гривен.

59. О свидетельстве (на суде). Холоп не может быть свидетелем на суде, но если не будет свободного (свидетеля), то в крайнем случае можно положиться на свидетельство боярского тиуна, но не других (холопов). А в малых тяжбах по нужде (при отсутствии свободных свидетелей) свидетелем может быть закуп.

  • Боярин - старший дружинник, крупный землевладелец, владелец вотчины
  • Закуп – крестьянин–смерд, бравший ссуду( купу) и вынужденный отрабатывать ее, попадал в долговую кабалу.
  • Смерд – крестьянин, владевший участком земли и небольшим имуществом
  • Рядовичи - люди, заключившие договор( ряд) и согласившиеся жить и работать у господина на определенных условиях.
  • Холоп – разорившийся человек, продавший себя в рабство
  • Вервь – община.
  • Вира – штраф.

Далее при помощи текста русской правды разбираются следующие вопросы:

1. Неравенство в Древнерусском государстве

Название группы Размер штрафа
Бояре, дружина 80 гривен
Ремесленники, купцы 12 гривен
Свободный человек 40 гривен
Смерды 5 гривен
Закупы 5 гривен
Рядовичи 5 гривен
Холоп 5 гривен

2. Определяются группы населения, по таблице.

3. Определяется управление государством и общественный строй.

4. Определяется понятие Вотчина и вспоминаются понятия барщина и оброк (рисунок), феодальная зависимость

Вотчина - наследственное земельное владение

Далее внимание учащихся заостряется на том, что на схеме изображена только власть КАКАЯ? центральная, но есть еще и КАКАЯ? местная. Задание №2 в рабочей тетради стр.1

Подведение итогов урока.

Ответ на вопрос урока: Почему Ярослав получил прозвище Мудрый?

Домашнее задание: параграф 6, тетрадь: 1, 2, 3, 4

Презентация.

Приложение.