Технологическая карта урока “Ткани”
Предмет | Биология | Класс 5 | УМК: В.В. Пасечник, 2015, ФГОС | |
Глава 1. Клеточное
строение организма. Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
||||
Планируемые образовательные результаты | ||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||
Систематизировать знания учащихся о строении и жизнедеятельности растительной клетки, клеточном строении растений; сформировать представления о растительных тканях и их многообразии, о строении и функциях растительных тканях | Умение работать с источниками биологической информации, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения. | Формирование ответственного отношения обучению, умение самостоятельно приобрести знания, способность к самоконтролю. | ||
Решаемые учебные проблемы | Формирование системы знаний о растительных тканях: многообразии, особенностях строения и функциях. | |||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Ткань, образовательная, покровная (кожица, пробка, кора), основная (фотосинтезирующая, запасающая, воздухоносная), механическая (опорная), проводящая и выделительная ткани. | |||
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Таблицы: “Ткани растений”,
“Клеточное строение корня”, “Клеточное
строение листа” и др., включенные в логику презентации “Ткани растений”. |
|||
Методическое назначение средств ИКТ | Усиление мотивации, повышение интерактивности обучения. Создание ситуации, дающей возможность ученику пережить успех с установкой на непрерывное образование в течение жизни. | |||
Аппаратное и программное обеспечение | Компьютер с выходом в Интернет. Мультимедийный проектор. | |||
Образовательные интернет-ресурсы | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/
-- Хранилище коллекции цифровых образовательных
ресурсов по предметам базисного учебного плана. Инструменты учебной деятельности. |
|||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | ||||
ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | ||||
Актуализация знаний. Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов |
Выполнение тестовой работы по
теме “Жизнедеятельность клетки” Выдвижение гипотезы, повышение мотивации учащихся к изучению проблемы через демонстрацию микропрепаратов тканей |
|||
Длительность этапа | 7 минут | |||
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата | Живая учебная ситуация. Выполнение задания: рассматривание микропрепаратов тканей растений. Построение гипотезы на основе изучения микропрепаратов тканей растений.. Наблюдение за демонстрацией слайдов. | |||
Методы обучения | Частично-поисковый. Метод вынужденного предположения. | |||
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности | 1. Демонстрация слайдов к
тестовой работе (сл. 3 – 7). 2. Демонстрация слайдов различных тканей растения (сл. 8). |
|||
Формы организации деятельности учащихся | 1. Индивидуальная. 2. Групповая |
|||
Функции/роль учителя на данном этапе | Формирует познавательный интерес к изучению тканей растений. | |||
Основные виды деятельности учителя | Создание проблемной ситуации:
Почему в разных органах растения клетки
отличаются по цвету, форме, размеру? (сл. 8) Демонстрация слайдов презентации. Формирование комплекса заданий на данный урок. |
|||
ЭТАП 2. Организация и самоорганизация ученика в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи |
||||
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов | Развитие умения работать с различной информацией, отбирать главное для первичного усвоения нового материала. | |||
Длительность этапа | 7 минут | |||
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата | Самостоятельная работа школьника по отбору и сравнению материала из ЭОР, параграфа учебника 10, выполнение задания в рабочей тетради (сл. 9-12). | |||
Методы обучения | Ассоциативный метод обучения (на основе свободного отбора материала учеником, который руководствуется своими ассоциациями). | |||
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности | Информационный ЭОР | |||
Формы организации деятельности учащихся | Индивидуальная. | |||
Функции/роль учителя на данном этапе | Роль организатора. | |||
Основные виды деятельности учителя | Помогает составить индивидуальный алгоритм работы для учащихся с разным уровнем знаний. | |||
ЭТАП 3. Практикум | ||||
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов | Сравнение строения различных
видов тканей. Выявление черт сходства и различия. Оформление результатов в виде таблицы в рабочей тетради. |
|||
Длительность этапа | 15 минут | |||
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата | Описание моделей различных видов тканей растений по плану: название, особенности строения, функции. | |||
Методы обучения | Частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | |||
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности | Демонстрация слайдов образовательной, покровной, основной, механической и проводящей тканей (сл. 13-22). | |||
Формы организации деятельности учащихся | Групповая – малая группа. | |||
Функции/роль учителя на данном этапе | Роль координатора. | |||
Основные виды деятельности учителя | Отслеживает деятельность учащихся при обратной связи | |||
ЭТАП 4. Проверка полученных результатов. Обобщение. Коррекция. | ||||
Длительность этапа | 7 минут | |||
Проверка результатов таблицы.
Коррекция. Обобщение. Виды учебной деятельности для проверки полученных образовательных результатов |
Сравнение результатов таблицы
(сл. 23). Ткани отдельного органа (на примере среза листа – сл. 24). Выполнение тестового задания, комментирование ответов (сл. 25). |
|||
Средства ИКТ для реализации видов учебной деятельности | Контрольный ЭОР | |||
Методы контроля | Самоконтроль. Взаимопроверка. Обсуждение результатов. | |||
Способы коррекции | Комментирование ответов одноклассников учащимися, которые работают на продвинутом уровне. | |||
Формы организации деятельности учащихся | Индивидуальная, фронтальная | |||
Функции/роль учителя на данном этапе | Роль организатора коммуникации. | |||
Основные виды деятельности учителя | Корректирует решение заданий. Обеспечивает диалог с учащимся. | |||
ЭТАП 5. Подведение итогов, домашнее задание. | ||||
Длительность этапа | 4 минуты | |||
Рефлексия по достигнутым, либо не достигнутым образовательным результатам | Высказывание учащихся по
вопросу: “Как можно использовать знания о
строении растительных тканей” Оцените Ваше самочувствие на уроке. Домашнее задание: п.10. |