Звучит запись песни Б.Савельева на слова А. Хайта “Большой хоровод”. Дети входят и рассаживаются по местам.
Ведущий:
- Каждый из вас наверняка знает, в какой стране он живет. (Ответы детей)
- Правильно, наша страна называется Россия.
Ребенок читает стихотворение о России:
Куда не посмотришь – родные,
Открытые сердцу края.
Я весь пред тобою, Россия,
Судьба моя, совесть моя.
Не ты ли меня окружила
Простором лугов и полей,
Не ты ли меня подружила
С задумчивой музой моей!
За песни, которым впервые
Внимают родные края,
Я весь пред тобою, Россия,
Судьба моя, совесть моя.
Ведущий:
- Какой вам представляется Россия в стихотворении? (Ответы детей)
- А вы знаете, что территория России очень большая, ее протяженность 17075, 4 кв. км.
Огромная разнообразная территория по географическим, климатическим и многим другим особенностям.
Дети исполняют песню Г. Струве на слова Н. Соловьевой “Моя Россия”
Ведущий:
-Сколько же наций и народностей живет в нашей стране? (Ответы детей)
-В России живет 146 национальностей. Это очень большое количество.
-Ребята, как вы понимаете слова “национальность”, “нация”? (Ответы детей)
-Нация – группа людей, занимающая определенную территорию, которой присущи свои традиции, свой язык, своя история. Да, наша страна многонациональна, но различные нации объединяет то, что все они живут на одной территории, в одной огромной стране и составляют народ России. Народ – это все население определенной страны.
-Ребята, а каким должен быть народ? (Ответы детей)
-Народ должен быть отзывчивым, душевным, одним словом – добрым.
-Как должен жить народ, народ России? (Ответы детей)
-Народ должен жить дружно, сплоченно, помогать друг другу всегда и во всем.
Ребенок читает стихотворение “Люди на свет рождаются разными”
Люди на свет
Рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других
Ты смог понимать,
Нужно терпенье
В себе воспитать.
Нужно с добром
К людям в дом приходить,
Дружбу, любовь
В своем сердце хранить
Ведущий:
-А вы знаете, ребята, что раньше территория нашей страны была гораздо больше, было больше национальностей. Народ нашей страны всегда был дружен; если в стране случалась беда, то все объединялись в единое целое и защищали нашу Родину, нашу страну, которая всегда была очень сильная, так как сила ее выражалась, прежде всего, в единстве, сплоченности ее народа.
-Во время Великой Отечественной войны, когда фашисты захватили русские города, многие россияне были эвакуированы на юг, куда война еще не дошла. Их радушно принимали люди других национальностей: таджики, узбеки, грузины, армяне и другие. Русским предоставляли жилье, обеспечивали едой, одеждой и другими необходимыми вещами. Люди не смотрели на то, что беженцы были не их национальности, с другим цветом глаз и кожи и поэтому наша страна победила в такой тяжелой и страшной войне. И вот через много лет ситуация повторилась. Только теперь люди с юга бегут на север, за помощью к русским людям. Ведь добрая русская душа еще издавна была известна всем народам.
Дети исполняют песню Ю. Чичкова на слова Ю. Разумовского “Россия, Россия...”
Ведущий:
- А что же происходит сейчас?! Люди разобщены, ищут разницу друг в друге (в культуре, в национальности и т. п.) Ребята, правильно ли это?
-Конечно же, неправильно. Не нужно искать различий. Надо уважать и ценить правила и ценности каждой нации. Мы все люди, мы народ одной страны, одной планеты. Необходимо быть добрым к другим, отзывчивым, терпеливым, уважать окружающих.
Дети исполняют песню Б. Савельева на слова М. Пляцковского “Если добрый ты”
Ведущий:
-Народ всегда ценил добро. И это выражалось в пословицах.
Дети все вместе читают пословицы на слайде:
-Добрые дела красят человека.
-Без добрых дел нет доброго имени.
-Жизнь дана на добрые дела.
-Добрый человек в добре живет век.
-Доброму человеку весь мир – свой дом.
Ведущий:
-Ребята, сейчас мы с вами отправимся в путешествие и побываем в гостях у разных народов. В этом нам помогут музыка, песни и танцы.
-Итак, начинаем знакомиться с музыкой русского народа!
Ребенок читает стихотворение “Ты откуда русская зародилась музыка?”
Ты откуда русская
Зародилась музыка?
То ли в чистом поле,
То ли в лесе мглистом?
В радости ли? В боли?
Или в птичьем свисте?
Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?
В чьем ты сердце билась
С самого начала?
Как же ты явилась,
Как ты зазвучала?
Пролетели утки – уронили дудки,
Пролетели гуси – уронили гусли,
Их порою вешней
Нашли, не удивились.
Ну а песня?
С песней на Руси родились!
Дети берут в руки деревянные ложки и исполняют русскую народную песню-танец “Калинка”
Ведущий:
- А сейчас мы с вами совершим путешествие на Кавказ. Это удивительный солнечный край! Его еще называют страной гор. Находится он на юге нашей страны, у Каспийского моря, а рядом – высокие Кавказские горы.
-На берегах Каспийского моря и в самом море – нефтяные вышки. Здесь люди добывают много нефти. А без нефти, известно, ни машина не поедет, ни теплоход не поплывет, ни самолет не полетит.
Ребенок читает стихотворение о Баку “Я город свой не назову”
Я город свой не назову.
Живу на земле я,
Но в море живу.
А если точнее –
Живу на камнях,
А камни как будто лежат на волнах.
И вышки над ними!
Мой город родной
Рабочий,
Морской
И еще – нефтяной!
Ведущий:
-На Кавказе живут, как в песне поется, “дети разных народов”. Многих народов! И живут очень дружно, и трудятся дружно.
-А еще тем знамениты кавказцы, что умеют танцевать хорошо, песни петь и на конях скакать. Так хорошо, что посмотришь на них – и самому захочется!
Дети исполняют песню Г. Гусейнли на слова Т. Муталлибова “Цыплята”
Ведущий:
-В нашей школе также учатся дети, приехавшие к нам из Армении. Попросим их рассказать нам о своей стране.
Ребенок читает стихотворение “Прекрасный Ереван”
На ладонях Арарата
Расцветает по утрам
Дивный каменный цветок –
Город Ереван.
Звонкой песней площадей,
Тишиной полян,
Ты всегда в душе моей,
Город Ереван.
Ожерельем от Севана
В Ереван бегут огни
В золотой листве садов
Прячутся они.
Не забудется огней
Пестрый караван.
Ты всегда в душе моей
Город Ереван.
Ведущий:
-Ну, что такое Ереван ребята, наверно, догадались. (Ответы детей)
-А что такое Севан?
Первый ученик:
-В горах, почти на двухкилометровой высоте лежит “самое большое из высоких озер и самое высокое из больших” озеро Севан. Тридцать рек бегут в него с гор, на дне бьют подземные ключи. А вытекает из озера одна-единственная река Раздан.
Ведущий:
-Я слышал, что Армения – страна гор. Но если Армения – страна гор, значит, она и страна камней, ведь недаром в стихотворении Ереван называют дивным каменным цветком.
Второй ученик:
-В Армении есть граниты, базальты, мрамор. Есть даже мрамор с золотыми жилками! Словно на нем отдыхало солнце и оставило свои следы. Но больше всего в Армении туфа. Это такой строительный материал – прочный и легкий. Армяне строили из него крепости, мосты и дома.
Ведущий:
-А еще на Кавказе очень любят танцевать лезгинку. Характер закавказской музыки отражает характер живущих здесь народов. Обычно это музыка стремительная, горячая. У каждого живущего здесь народа своя лезгинка.
Исполнение детьми – представителями Кавказа танца “Лезгинка”
Ведущий:
-Рядом с Кавказом живут народы Средней Азии (узбеки, киргизы, таджики). На земле Средней Азии очень жарко, солнце с утра до вечера печет, нет от него пощады. Тут за лето прошло два-три хороших дождя – праздник. Приходится людям за воду бороться, за урожай, против жары и солнца бороться. Перекопали люди землю каналами – воду по ним пустили.
-На всей большой земле Средней Азии выращивают хлопок, сладкие дыни, арбузы, персики, урюк. Хлопок – это одежда, ткани для платьев, костюмов и рубашек.
-Ребята, у нас в школе учатся дети из Киргизии, Узбекистана и Таджикистана. Веками славились таджики выделкой шелковой нити. Не было на Востоке ткани красивее шелка, и не было тяжелее труда ткачей-шелкопрядов. Пусть об этом подробней расскажут нам сами ребята.
Первый ученик:
-У купцов и скупщиков покупали ткачи личинки шелковичного червя – грену, складывали по темным, сырым углам своих домов и ждали прихода тепла. По весне из грены появлялись крошечные червячки. Наступали дни, когда червячки выгоняли людей на улицу, а сами, знай себе, поедали тутовые листья, росли, расползались, повисали везде и выпускали из себя тончайшую шелковую нить. Червячки обматывались ею и замирали в созданном ими же коконе.
Второй ученик:
-Ткачи возвращались в свои дома. Собирали коконы и варили, распаривали их в чугунных котлах, вылавливали крючком тонкую шелковинку и подтягивали ее к веретену. Кружились, разматывались в котлах коконы, поскрипывало веретено, скручивая из паутинных шелковинок тонкую нитку...
Ведущий:
-Спасибо за интересный рассказ! Ребята, а народы Средней Азии любят танцевать? Покажите нам, пожалуйста, как они танцуют.
Исполнение детьми – представителями Средней Азии народных танцев.
Ведущий:
-Да, среднеазиатская музыка тоже танцевальная. Особую роль здесь играют ударные инструменты, например дойра – восточный бубен, который сопровождает мелодию танца.
-Ребята, мы тоже хотим танцевать вместе с вами! Помогите мне разучить с детьми узбекский танец “Мавриги”.
Разучивание и исполнение с использованием бубна, треугольника и барабана узбекского народного танца “Мавриги”
Ведущий:
-Каждый народ имеет свою музыку, иногда очень несхожую с музыкой других народов, иногда настолько близкую, что нам бывает трудно определить, к какому именно народу она относится. Музыка всех народов представляет собой очень яркую и разнохарактерную картину. Но, не смотря на это, музыка сближает все народы, укрепляет их дружбу.
Ребенок читает стихотворение “Эта школа – наш дом”
Эта школа – наш дом,
Наше общее счастье,
С нею встречи мы ждем,
Чтобы вместе собраться,
Разных народов сыны –
Здесь как одна мы семья.
Разные мы, но равны,
Будь это ты или я.
Ведущий:
- Наше путешествие подходит к концу. Я благодарю всех детей за интересные рассказы и выступления!
- Ребята, а теперь я приглашаю всех встать в круг и исполнить песню!
Исполнение песни Д. Львова-Компанейца на слова В. Викторова “Дружат дети всей земли”