Истоки джаза

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (33 МБ)


Цель урока: познакомить учащихся с этапами возникновения , развития и распространения джаза. а также с выдающимися авторами и исполнителями джазовых произведений.

  • воспитательные цели: пробудить интерес учащихся к джазовой музыке.
  • оборудование: компьютер, проектор, аудиоаппаратура.

Ход мероприятия

Слайд 1.

Тема нашего сегодняшнего урока -джаз, а точнее - история появления джаза.

Давайте посмотрим, что говорили о джазе великие джазмены.

Слайд 2.

- Что такое джаз? Когда вы играете то, что вы чувствуете, - вот, по-моему, наиболее подходящее определение для джаза.

Джо Джонс

- Что такое джаз? Это ритм и чувство. Этому нельзя научиться...

Коулмен Хокинс

Мы тоже задались этим вопросом... и чтобы прояснить его, мы решили попытаться выяснить откуда взялся этот жанр и каким образом смог за столь короткое время завоевать сердца миллионов людей.

Все исследователи сходятся в том , что к предыстории возникновения джаза относятся: театр менестрелей, духовная музыка чернокожих невольников (спиричуэл и госпел), а так же блюз и регтайм. Коснемся каждого из этих жанров.

Знаменитое американское минстрел-шоу — явление весьма любопытное.

Слайд 3.

...Небольшие труппы белых актеров, колесившие по Штатам в конце 19 и начале 20 веков, назывались менестрелями ( в средние века менестрелями называли бродячих музыкантов), а их представления — минстрел-шоу. Эта американская разновидность музыкального театра получила массовое распространение по всей стране.

Слайд 4.

Все участники представления были белыми, но гримировались под негров. Номера шоу исполнялись в комичной, пародийной манере. Два персонажа минстрел-шоу пользовались у зрителей особой популярностью. Один из них — так называемый негр с плантации. Это был беспечный, по-детски простодушный и ленивый весельчак, обожающий песни и пляски.

Слайд 5.

Его называли Джим Кроу.

Сценический образ Кроу возник благодаря актеру Томасу Райсу. Говорят, что прототипом этого весельчака послужил раб, которого Райс встретил на одной из южно-американских плантаций. Одетый в лохмотья, он напевал и пританцовывал, смешно приседая на хромую ногу. Назвавшись Джимом Кроу, Райс выступал на сцене в “заплатанной, полинявшей, бесформенно висевшей на нем одежде, в дырявой обуви и старой шляпе с огромными полями. На его лице неизменно красовалась широкая ухмылка”. Он был не только весел, но и предан своему белому хозяину.

Слайд 6.

Другого персонажа менестрельного театра звали Зип Кун.

Он сильно отличался от своего “коллеги”. Одет он был по последней моде: в синем фраке, шелковом цилиндре и кружевном жабо, с лорнетом в руке. Он был в восторге от собственной внешности и усиленно подражал манерам белых господ.

Слайд 7.

Спектакли менестрельного театра состояли из шуток и пародий, скетчей и танцев, инструментальных и вокальных соло. Текст их обычно импровизировался. Что же касается инструментального оформления, то в минстрел-шоу использовалась самая различная в национальном отношении, музыка. Это и традиционные афро-американские жанры (с особым инструментарием — ударные и банджо), и старинные баллады англо-кельтского происхождения, и ирландский джиг.

Слайд 8.

С течением времени минстрел-шоу перестало быть так называемым искусством белых о неграх; появились шоу, исполнявшиеся чернокожими артистами.

Слайд 9.

Несмотря на свой цвет кожи, они также не обходились без грима. Именно с ними в менестрельный театр стали активно проникать жанры афро-американской культуры - трудовых (уорк-сонгс) и духовных песен (спиричуэл и госпел), а впоследствии блюза.

Влияние театра менестрелей на зарождающуюся культуру джаза очевидно. Яркие персонажи минстрел-шоу - Джим Кроу и Зип Кун - сформировали свою особую сценическую манеру.

Слайд 10.

Их характерная манера поведения - особый комизм и пластика, проявятся впоследствии в сценическом имидже будущих джазовых звезд - от Луи Армстронга до Диззи Гиллеспи.

Слайд 11.

Также оркестр театра менестрелей - это типичный предджазовый бэнд.

Его называли "джазовый оркестр 19 века". Особую роль ударных и большое значение импровизации менестрельные оркестры передали впоследствии джазу.

Другим предшественником джаза явилась духовная музыка афро-американцев.

Слайд 12.

Искусство спиричуэл неразрывно связано с жизнью американских негров на плантациях, а возникновение этого жанра - с приобщением черных невольников к религии их белых хозяев, к христианству.

Слайд 13.

Еще в 17 веке в Америку прибыли первые невольники.

Их быстро раскупали богачи американского Юга, которые использовали их для работ на своих плантациях. Оторванные от родины и близких, черные невольникн находили утешение в музыке. Негры удивительно музыкальны. Особенно остро их чувство ритма.

Слайд 14.

В минуты редкого отдыха они пели, аккомпанируя себе хлопками в ладоши, ударами по пустым ящикам, по всему, что попадалось под руку.

Поначалу это была чисто африканская музыка. Но проходили десятилетия , и новые поколения забывали мелодии далекой родины, забывали свой язык, свои языческие ритуалы. Они учились говорить по- английски и приобщались к христианскому культу.

Слайд 15.

Впервые познакомившись в церкви с многоголосным пением белых, черные невольники усвоили и переработали его в своем духе, внося в ритуальную музыку свойственные их родной культуре элементы импровизации. Так возник спиричуэлс - песни с духовным содержанием, сюжеты которых черпались из Библии.

Слайд 16.

Сейчас мы послушаем спиричуэл в исполнении знаменитой негритянской певицы Махелии Джексон. (музыка)

Одна из разновидностей духовных песнопений называлась – госпел ,что в переводе с английского означает Евангелие.

Главные особенности спиричуэл и его разновидностей - их импровизационная природа и особая значимость литературного текста. Особое очарование спиричуэл придают мягкие гармонии, плавность и полифоничность музыкальной ткани.

Сольные спиричуэл обычно исполняются в сопровождении банджо, хоровые часто звучат а капелла.

Слайд 17.

Европейские музыканты , посещавшие Штаты и познакомившиеся со спиричуэл, неизменно попадали под очарование этого жанра и нередко включали его элементы и даже подлинные мелодии в свои произведения.

Самый яркий пример - это творчество Антонина Дворжака, использовавшего спиричуэл "С неба слети, карета" в 1 части своей симфонии "Из Нового Света". (музыка)

Со временем появились и концертные образцы спиричуэлс.

Слайд 18.

Сольным исполнением спиричуэл прославилась знаменитая негритянская певица Махелия Джексон, выдающийся джазмен Луи Армстронг, и, конечно же, величайшая джазовая певица Элла Фитцджеральд.

Слайд 19.

Еще одной формой пра-джаза стал регтайм.

Его история укладывается в два десятилетия - от конца 90-х годов 19 века и до 1914 года.

Едва возникнув регтайм быстро распространился по огромной территории Штатов. Такое мгновенное распространение в эпоху, не имеющую грамзаписи, немало удивляло историков. Разгадка проста!

Слайд 20.

В этот период самым распространенным инструментом в США было ...фортепиано! По распространенности фортепиано могло поспорить лишь с банджо, гораздо более простым по своему изготовлению инструментом. Почти в каждом доме "одноэтажной Америки" присутствовал этот инструмент. Фортепиано было почти единственным средством развлечения и в домах зажиточных американцев, и в жилищах более скромных американских жителей, и в многочисленных салунах, разбросанных по всей стране.

Слайд 21.

Так вот, регтайм, в отличие от многих других предшественников джаза, был исключительно фортепианной музыкой. Название "регтайм" в переводе означает "рваный ритм" или "разорванное время".Это связано с характерной чертой регтаймов - их упорным и настойчивым синкопированием. Кроме синкоп, пронизывающих всю музыкальную ткань регтайма, для него характерен четкий ритм, быстрый темп, почти "механическое " звучание инструмента. Звукоизвлечение было подчеркнуто ударным.

Но и у регтайма был предшественник. Это танец кэкуок.

Слайд 22.

Кэкуок - в переводе означает "прогулка с пирогом".

Этот танец был одним из любимых развлечений негров, работавших на плантациях. Укладывая на голову воздушный пирог, ломавшийся при малейшей неосторожности, исполнители этого танца , слегка подпрыгивая, отправлялись в путешествие по саду или огромному дому своего хозяина- плантатора, поднимаясь и спускаясь по многочисленным лестницам. Желанный приз получал тот, кто сохранял пирог в целости, ни в коем случае не придерживая его руками.

В начале 20 века кэкуок проник в минстрел-шоу и стал одним из самых популярных танцев.

Слайд 23.

В таком эстрадном варианте пирог на голове танцующего был заменен на корзину с цветами, а сам танец стал парным.

Слайд 24.

Довольно скоро кэкуок "переехал" в Европу и проник даже в академическую - "серьезную" - фортепианную музыку.

В фортепианной сюите "Детский уголок" французского композитора Клода Дебюсси есть пьеса "Кукольный кэкуок".(музыка)

Слайд 25.

Конечно же самым известным мастером регтайма был Скотт Джоплин.

Он много писал в этом жанре. Черты регтайма можно обнаружить даже в его академических сочинениях. Джоплин был и остается в истории королем регтайма, а его рег стал символом целой эпохи.

Слайд 26.

Послушайте один из самых известных регтаймов С. Джоплина “Регтайм кленового листа”.(музыка)

Со смертью Джоплина в 1917 году регтайм не исчез: из сугубо фортепианного жанра он постепенно переместился в репертуар духовых оркестров, заняв там почетное место.

Слайд 27.

Считается, что из всех жанров негритянского фольклора, самое существенное влияние на ранний джаз, оказало искусство блюза....

Название жанра пошло от английского выражения: to fell blue – “быть печальным”, или blue devils – “меланхолия, хандра”.

Слайд 28.

Блюзы пелись соло под аккомпанемент гитары, разбитого фортепиано, иногда губной гармошки или даже стиральной доски, по которой ритмично водили пальцами в напёрстках.

Слайд 29.

Изначально диапазон используемых в блюзе тем, был невероятно широк. Они рассказывали обо всём на свете: о солнце и луне, о лягушках и пиявках, о черных кошках и собаках, о мужчине и женщине, о любимом Господе и о черте, о еде и покупках. Но со временем блюзы превратились в песни-исповеди о безнадёжности существования, о вечной нищете и безденежье, о тоске по родному дому, о несчастной любви и разлуке.

Слайд 30.

Блюзы появились задолго до джаза. Его старинные формы существовали ещё при рабстве. Сначала появился так называемый “сельский” блюз. Но широкое распространение блюза начинается в 20-е годы 20 века, когда он выходит из замкнутой негритянской среды.

Слайд 31.

После гражданской войны и отмены рабства негритянское население начинает постепенно перемещаться в города и возникает новый вариант блюза-“городской” .

Слайд 32.

Его распространению способствовали также появление первых печатных изданий и пластинок. Термин “блюз” входит в обиход в 1912 году.

В это же время складывается традиционная блюзовая форма. Она состоит из трёх фраз по 4 такта, образующих 12-тактовый период. Первые 2 строки текста создают определённое настроение и привлекают внимание за счёт повторения, а третья подводит итог сказанному.

Слайд 33.

В исполнении блюза активную роль начинают играть медные духовые инструменты.

Как и в любой народной музыке, авторы первых блюзов неизвестны. Но постепенно блюзы стали собирать и записывать.

Слайд 34.

Самым известным музыкантом, собиравшим и сочинявшим блюзы, стал талантливый негритянский композитор Уильям Кристофер Хэнди. Его называют “отцом блюза”. В 1926 году он сочинил свой самый знаменитый “Сент-Луис блюз”.

Слайд 35.

Этот блюз предлагаем послушать в исполнении замечательного певца Поля Робсона.

Слайд 36.

С возникновением и развитием джаза, блюз не сошёл со сцены. Блюз и джаз непрерывно "обменивались" творческими находками, обогащая друг друга. Практически все знаменитые джазмены исполняли блюзовые пьесы - в первую очередь Луи Армстронг и Элла Фитцджеральд. Блюз зачастую используется в инструментальной форме для построения джазовых импровизаций. Он также во многом предопределил интонационное и ритмическое строение джаза и стал одним из самых ярких его жанров.

Список использованных информационных ресурсов.

1. Составление Ю Чугунова, Джазовая мозаика, М., 1997г.

2. Н.Еникидзе, Популярные музыкальные жанры, М., 2004г.

3. Д.Коллиер, Становление джаза, М., 1984г.

4. М.Шорникова, Музыкальная литература: русская музыка XX века. Четвертый год обучения, Феникс, 2004г.