Учебник: Русский язык. 6 кл. В 2 ч. Учеб. для общеобразоват. учреждений / Москва, “Просвещение”, 2013 г., автор: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова.
Тип урока: урок рефлексии
Цели урока:
Деятельностная: развивать умение находить орфограмму в слове, графически обозначать ее, выбирать способ проверки; редактировать и восстанавливать текст, работать в парах, группах, отбирать примеры и распределять их на группы
Содержательная: Обобщение знаний учащихся о значении, морфологических признаках и синтаксической роли имени прилагательного;
Результаты освоения учебного материала урока.
Личностные УУД:
- испытывать гордость за богатство и выразительность русского языка;
- уметь видеть прекрасное в природе, языке, художественном творчестве;
- осознавать роль прилагательных в устной и письменной речи;
- эмоционально “проживать” текст, выражать свои эмоции;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать;
- владеть приёмами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Познавательные УУД;
- находить ответы на вопросы;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую:
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- учиться работать в паре, группе;
- умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология сотрудничества и организация работы в парах и малых группах.
- Приложение 1
- Приложение 2
- Приложение 3
- Приложение 4
- Приложение 5
- Приложение 6
- Приложение 7
- Приложение 8
- Приложение 9
- Приложение 10
План урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1) этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Создание психологической атмосферы
урока - Добрый день, ребята. Ну, проверьте-ка,
друзья. Всё ль на месте, все ль в порядке: Каждый хочет получить только лишь оценку пять? |
Слушают, настраиваются на урок | Личностные (формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению) |
2) этап актуализации и пробного учебного действия | - Ребята, наш сегодняшний урок я хочу
начать с замечательного стихотворения, которое
поможет нам окунуться в атмосферу урока. А
называется оно “Сказка про краски”. Приложение
№1. (слайд №2). - Вы прослушали стихотворение, попробуйте определить его тему. О чем оно? - Слова какой части речи помогают раскрыть тему и основную мысль стихотворения? - А как вы считаете, для чего автор использует столько много имен прилагательных? - Давайте сделаем вывод, для чего нужны имена прилагательные в языке? - Итак, как вы поняли, сегодня на уроке мы будем беседовать о прилагательных. Какова тема урока, как вы думаете? Сформулируйте и запишите. - Сформулируйте цель урока, опираясь на тему и используя опорные слова на доске: (слайд №3) Тема: Систематизация и обобщение изученного по теме “Имя прилагательное” Цель урока – повторить что такое имя прилагательное, разряды имени прилагательного, с чем оно согласуется, какова его роль в предложении, повторить правописание: не с прилагательными, слитное или дефисное написание, - к- - или –ск-, -н- или –нн-, - о или –е. |
Ответы учащихся:
Имена прилагательные. Обозначают признаки предмета; украшают речь; чтобы рассказать об окружающем мире, описать удивительное и разное - для этого понадобятся имена прилагательные; они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании чувств, настроений, душевных переживаний; особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы. Учащиеся формулируют тему и цели урока. |
Личностные (самооценка), регулятивные
(коррекция знаний), познавательные (опираются на
уже известное)
Владение диалогической формой (К13)
Формулирование проблемы (П18) Принятие и сохранение учебной задачи (Р1) |
3) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Учитель: – Рассмотрите иллюстрацию
И. Э. Грабаря “Февральская лазурь”. (слайд №4-6)
- Расскажите, что изображено здесь? - Какое настроение вызывает зимний пейзаж? Запишите получившиеся предложения. - Какие прилагательные были использованы при описании зимней природы? Определите разряд. И.Э.Грабарь вот такими словами описывал своё любимое время года: “Настали чудесные солнечные февральские дни. В природе творилось нечто необычное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу”. Морфологический разбор прилагательного: на сиреневом снегу. |
На картине изображен февральский в
ясный, морозный, солнечный день. Зимний пейзаж вызывает радостное, прекрасное, чудесное настрое. При описании зимней картины мы использовали качественные прилагательные (слайд №7) I. На сиреневом– каком? прилаг., значение признака предмета. Н.ф. – сиреневый II. Пост.признаки, – качественное, непост.пр. – м.р., ед.ч., П.п. III. Синт. роль – сиреневом (определ.) |
Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (К6) Структурирование знаний (П5) |
4) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Ребята, скажите, сколько разрядов
прилагательных существует в русском языке? - Как определить разряд прилагательных? Перед вами прилагательные в составе словосочетаний. Распределим их по группам согласно разряда. Тренировочное упражнение: “Помоги разобраться”. (слайд №8) 1 – относительное; 2- качественное; 3- притяжательное Лисий хвост, твердый ствол, грушевый сок, зрелый плод, бабушкин сундук, овсяная каша, крупные капли, саратовский театр, гусиный пух, серебряный перстень, лазурное небо. 2. Физкультминутка. Игра “Что какое? Кто какой? ” (игра в ассоциации) - Ребята, мы не раз играли в эту игру. Напоминаю, что вы можете использовать только имена существительные и имена прилагательные. Повторяться нежелательно. |
Ответы детей: Учащиеся выполняют предложенное задание. Затем осуществляется взаимопроверка. Ключи: 3, 2, 1, 2, 3, 1, 2, 1, 3, 1, 2. (слайд №9) Работа с картой успеха учащихся. Приложение №10. |
Построение речевого высказывание в
устной и письменной форме (П43) Формирование картины мира (Л4)
Использование речи для регуляции своего действия (К10) Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (Р2) |
5) этап включения в систему знаний и повторения | 1. Тренировочное упражнение
“Слитно или раздельно с не:”(слайд №10-11) Он говорил (не)правду, а ложь; (не)красивый поступок; (не)ряшливый вид; (не)глубокая речонка; (не)глубокий, но рыбный пруд, далеко (не) красивый поступок; (не)интересный рассказ; (не) широкая, а узкая канава; (не)высокий кустарник. |
Работа в парах. Вывод о слитном и раздельном написании прилагательных с НЕ. |
Формирование картины мира (Л4) Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (Р2) |
2. Тренировочное упражнение “Не
спутай корзинки”. (слайд №12-13) Учитель: От существительных образуйте прилагательные с помощью суффикса –к- и –ск-. Положите карточку в соответствующую корзинку. Прежде чем выполнить упражнение, вспомните правило написания суффиксов -к-, - ск-. Кавказ, Россия, флот, гигант, якут, немец, село, рыбак, стрелец, январь, богатырь, ткач, солдат. |
Работа у доски.
Вывод о написании –к- и –ск- в суффиксах прилагательных |
Построение речевого высказывание в
устной и письменной форме (П43) Использование речи для регуляции своего действия (К10) |
|
3. Цифровой диктант: Как известно,
все науки связаны друг с другом. Посмотрим, как
связана математика с русским языком. На вашем
столе лежат таблички с цифрами 1 и 2. Если в
прилагательном необходимо писать одну Н, то
поднимите табличку с цифрой 1, если НН, то –
табличку с цифрой 2. (слайд №14) Голубиная почта, клюквенный морс, журавлиный крик, соломенная шляпа, машинное масло, пчелиный воск, утренняя зарядка, кожаный плащ, овсяное печенье, оловянный солдатик. |
Ключи: 1, 2, 1, 2, 2, 1, 2, 1, 1, 2. (слайд №15) Вывод о написании Н и НН в суффиксах прилагательных |
||
4. Тренировочное упражнение : О или Е?
(слайд №16) Реч...вой, морж...вый, свинц...вый, ситц...вый, плюш...вый, камыш...вый, глянц...вый, песц...вый, больш...го, чуж...м, колюч...го , дремуч...й ,о старш...й, о младш...м , песц...вый. |
Вывод о написании о/е в суффиксах
прилагательных после шипящих и Ц. Ключи: е, о, о, е, е, о, е, о, о, о, е, е, е, е, о. (слайд №17) |
||
5. Тест. Слитно или через дефис? (слайд
№18-19) Пишется слитно 1.юго_восточный ветер 2.седо_бородый человек 3.бело_ розовые облака 4. научно_фантастический роман 2) Пишется через дефис: ярко_зеленые листочки низко_рослые кустарники долго_жданная прохлада 4. бело_ствольные березки |
Работа над тестом индивидуально.
Взаимопроверка Вывод о слитном и дефисном написании имен прилагательных. Слайд №20. Ключи: 1. седобородый человек 2. ярко-зеленые листочки |
||
6. Групповое задание “Сам себе
редактор”. (Слайд № 21-22). 1 группа. Творческое задание: предлагаю поработать редакторами. Найдите ошибки в следующих предложениях: Вот и наступил самый последний месяц весны – март. В этом году весна поздняя, в сравнении с будущим годом, но ребята все равно проводят все свое занятое время на водных горках и строят песочные городки еще лучше прошлогодних. А затем они идут домой и пьют холодный чай с невкусными пирожками. - Какие ошибки допустил автор в этом тексте? Отредактируйте текст. Ребята, а можно от этих прилагательных образовать степень сравнения? |
Тексты для команд разноуровневые.
Неправильно употребил прилагательные, заменив их антонимами. |
||
2 группа: Работа с текстом. Было раннее туманное утро. Над деревней раздавались петушиные крики. Мы отправились на рыбалку. Дорога шла равнинной местностью. Мы расположились на песчаном берегу небольшого озера. Солнце взошло, и на растениях заблестела роса. Её капельки переливались, как бусинки. Лёгкий ветерок коснулся серебряной глади озера. В прибрежных кустах завозились утки. - Подчеркнуть все прилагательные как члены предложения. - Образовать от прилагательного легкий все возможные формы степеней сравнения. |
Степени сравнения можно образовать от
качественных прилагательных. Легкий - легче, более легкий, легчайший, самый легкий. |
||
6) этап рефлексии учебной деятельности на уроке | Опишите в форме пятистишия (синквейна)
понимание сущности правил, связанных с
прилагательными. (Слайд №23) БЫЛО ИНТЕРЕСНО... У МЕНЯ ПОЛУЧИЛОСЬ... Я СМОГ... Домашнее задание: (слайд №24) “3” - Рабочая тетрадь. Часть 1. стр. 57 № 87 заполнить таблицу; “4” - Рабочая тетрадь. Часть 1. стр. 57 № 88 выполнить задания, разбери выделенные слова. “5” - Рабочая тетрадь. Часть 1. стр. 57 № 87 заполнить таблицу; № 89 –выполнить задания. |
Составление синквейна на тему “Имя
прилагательное”
Заполнение карты успеха.
Записывают домашнее задание |
Планирование своих действий в
соответствии с поставленной задачей и условиями
ее реализации (Р2) Развитие “Я-концепции” (Л6) Самооценка личности (Л7) |