Открытое занятие "Экология Подмосковья на примере города Железнодорожного"

Разделы: Биология, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Экология, Конкурс «Презентация к уроку», Краеведение

Класс: 9

Ключевые слова: экология, свалка, экологическая проблема, рекультивация, загрязнение воздуха, загрязнение почвы, проблемы водной среды


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (21 МБ)


Цель занятия: познакомить учащихся с экологической ситуацией в различных функциональных зонах (селитебной, рекреационной и промышленной), состоянием атмосферного воздуха и водных объектов, проблемой утилизации отходов производства и потребления города Железнодорожного как современного промышленного центра Подмосковья, привить чувство ответственности за живые организмы, обитающие в природе, и экологию окружающей среды.

Задачи занятия:

а) обозначить экологические проблемы Подмосковья на примере города Железнодорожного: загрязнение воздушной и водной сред, проблемы производственных и бытовых отходов;

б) познакомить учащихся с мероприятиями, осуществляемыми государственными органами в области охраны окружающей среды;

в) продолжить формирование у школьников умения работать с дополнительной литературой и делать выводы об окружающей экологической обстановке;

г) развивать познавательный интерес учащихся к природе и чувство ответственности за сохранность природных объектов родного края.

Метод: рассказ учителя с элементами беседы, доклады учащихся, работа с дополнительной литературой (энциклопедиями, справочниками и т.д.) и образовательными экологическими порталами сети Интернет.

Оборудование: персональный компьютер, видеопроектор, экран для видеопроектора, презентация к уроку, дополнительная литература, документальный фильм.

План проведения занятия:

1) вступительное слово учителя [1, 12] (5 мин);

2) выступление учащихся с докладами [2-6, 8-12] (23 мин);

3) выводы об экологическом состоянии города Железнодорожного (2 мин);

4) выступление учащегося с сообщением на тему "Экология нашего общего дома" [8-10, 12] (3 мин);

5) демонстрация фрагмента документального фильма “Дом” [7] (~ 15 мин);

6) обсуждение докладов учащихся и фрагмента документального фильма (10 мин);

7) заключительное слово учителя [7] (5 мин).

1) Вступительное слово учителя (титульный слайд, слайд

2). Учитель: "Ребята! Сегодня на занятии мы познакомимся с экологической ситуацией в Подмосковье на примере современного ее промышленного центра - города Железнодорожного. Из курса биологии хорошо известно, что жизнедеятельность организмов неразрывно связана с окружающей их природой и ее экологическими обстановкой. Поэтому занятие посвящено изучению экологического состояния природных объектов наиболее близкого для нас с вами места - Подмосковья. Город Железнодорожный расположен недалеко от нашего лицея и граничит с городом Балашиха. Начнем с очень важных, на мой взгляд, строк Елены Лоскутовой, которые будем считать эпиграфом к занятию:

Под грузом политических проблем
Мы забываем о природе нашей.
Властителями чувствуя над всем,
Возводим, роем, добываем, пашем...
И высыхают, исчезают реки,
И воздух задымлен, и чахнет лес.
Кто Землю защитит от человека,
Что в ее сердце беспощадно влез?
Остановись, послушай голос ветра
И посиди у озера в тиши...
Важнее экологии планеты
Есть только - экология души!

Сначала мы заслушаем доклады, подготовленные вашими одноклассниками, сформулируем выводы об экологическом состоянии города Железнодорожного, затем заслушаем короткое сообщение на тему "Экология нашего общего дома", познакомимся с фрагментом документального экологического фильма "Дом" и проведем небольшую дискуссию."

Далее учитель напоминает школьникам историю возникновения и значение понятия "экология", кратко обозначает основные глобальные экологические проблемы (приложение 1, слайды 3,4).

2) Выступление учащихся с докладами.

Ученик 1. Доклад на тему “Геологическая характеристика местности, на которой расположен город Железнодорожный” (приложение 2, слайды 5-7, 4 мин).

Ученик 2. Доклад на тему “Характеристика природных условий города Железнодорожного” (приложение 2, слайды 8-17, 6 мин).

Ученик 3. Доклад на тему “Состояние атмосферного воздуха” (приложение 3, слайды 18-24, 6 мин).

Ученик 4. Доклад на тему “Отходы производства и потребления” (приложение 4, слайды 25-32, 4 мин).

Ученик 5. Доклад на тему “Состояние водных объектов” (приложение 5, слайды 33-36, 3 мин).

3) Выводы об экологическом состоянии города Железнодорожного.

Учитель: "Ребята! Основываясь на ваших докладах, можно сформулировать некоторые выводы об экологическом состоянии города Железнодорожного, а именно (приложение 6, слайд 37):

1. За последний период в атмосферном воздухе города количество вредных примесей, присущих промышленным предприятиям, существенно уменьшилось, но с ростом парка автомобилей увеличились концентрации окиси углерода и диоксида азота.

2. Объем сточных вод, сброшенных в поверхностные водные объекты и на рельеф местности, также изменился незначительно, сохраняется тенденция к увеличению степени загрязненности поверхностных вод.

3. Состояние используемых земель продолжает ухудшаться, слабо проводится работа по рекультивации, недостаточно проводятся работы по утилизации и обезвреживанию отходов.

4. Продолжается работа по совершенствованию экономического механизма регулирования природопользования, важнейший из которых - система платежей за загрязнение окружающей среды."

4) Выступление учащегося с сообщением на тему "Экология нашего общего дома".

Учитель: "Ребята! Мы рассмотрели экологическое состояние нашего ближайшего соседа, города Железнодорожного, но надо понимать, что город - это всего лишь частичка огромной планеты, которая является нашим общим домом, а понятие "экология" не ограничивается тем географическим местом, где мы проживаем - городом, областью или страной. Участвуя в решении экологических проблем родного края, мы косвенно затрагиваем и глобальные экологические проблемы планетарного масштаба. Таких проблем в настоящее время у человечества накопилось достаточное количество, поэтому сегодня мы рассмотрим только некоторые из них." Далее выступает учащийся (ученик 6) с докладом на тему "Экология нашего общего дома". При необходимости школьник может использовать заранее подготовленные слайды или обратиться к соответствующим экологическим порталам сети Интернет.

5) Демонстрация фрагмента документального фильма “Дом” (слайды 38, 39).

6) Обсуждение докладов учащихся и фрагмента документального фильма.

Учитель: "Ребята! Вы посмотрели небольшой видеофрагмент, давайте вместе попытаемся ответить на некоторые вопросы."

Вопрос 1. Какие альтернативные варианты использует человечество для снижения негативного воздействия традиционных электростанций на окружающую среду?

Предполагаемый ответ учащегося: Ученые предложили экологически чистые способы получения электрической энергии, среди которых можно выделить применение ветроэлектростанций, геотермальных электростанций, электростанций на солнечных элементах, электростанций на биомассе или биогазе, электростанций на морских течениях, волновых и осмотических электростанций.

Вопрос 2. Экологические проблемы, вне сомнения, являются актуальными для любого человека. Что именно может сделать каждый из вас для защиты окружающей природной среды?

Предполагаемый ответ учащегося. Каждый человек может посадить дерево для увеличения численности зеленых насаждений на улице или вырастить живые растения в горшках у себя дома для улучшения экологии в квартире. Если возможно, то летом минимизируют использование кондиционера и применяют традиционное проветривание помещения. Это позволяет снизить потребление электроэнергии и не применять фреон. В зимнее время года нужно обеспечить герметичность жилого помещения, чтобы не возникало излишней траты энергии на обогрев квартиры или дома. Нужно следить за рациональным использованием воды в быту, исключить протечки водопроводного крана. Если необходимо переместиться на небольшое расстояние по городу, то можно запланировать полезную для здоровья пешую прогулку вместо поездки на автомобиле, который выбрасывает в атмосферу вредные газы. По мере возможности часть пищевых бытовых отходов применять в сельскохозяйственной деятельности на даче или огороде, бумажный или металлический мусор, батареи и аккумуляторы с истекшим сроком годности сдавать в соответствующие пункты переработки вторичного сырья и т.д.

Вопрос 3. Еще в средние века было замечено, что продолжительность жизни горожан меньше, чем у сельских жителей. Почему?

Предполагаемый ответ учащегося. Разнообразные факторы, связанные с ростом городов, в той или иной степени сказываются на формировании человека и его здоровье. Это заставляет ученых серьезнее изучать влияние среды обитания на жителей городов. Оказывается, что от того, в каких условиях живет человек, какая высота потолков в его квартире и насколько звукопроницаемы ее стены, как человек добирается до места работы, с кем он ежедневно общается, как окружающие люди относятся друг к другу, зависит настроение человека, его трудоспособность, активность, т.е. вся его жизнь. С одной стороны, в городах человек придумал тысячи способов, повышающих удобство и комфорт его жизни - горячую воду, телефон, различные виды транспорта, автодороги, сферу обслуживания и развлечений. С другой стороны, в городах сильно проявляются и недостатки его жизни - это жилищная и транспортная проблемы, повышение уровня заболеваемости населения и т.д. Например, насыщение бытовой и производственной среды быстродействующими машинами повышает напряжение, требует дополнительных эмоциональных усилий от человека, что приводит к переутомлению. Загрязненный воздух в городе, отравляя кровь окисью углерода, наносит некурящему человеку такой же вред, как и выкуривание курильщиком пачки сигарет в день. Серьезным отрицательным фактором в современных городах является так называемое шумовое загрязнение. Экологи считают, что в современном городе человек не должен быть оторванным от природы, а должен как бы "растворяться" в ней. Поэтому общая площадь зеленых насаждений в городах должна занимать больше половины территории.

7) Заключительное слово учителя (слайды 40-43).

Учитель: "Ребята! Наше занятие подошло к концу. Все очень хорошо подготовились и выступили с докладами. Класс активно участвовал в дискуссии на экологическую тематику. Рекомендую познакомиться с документальным фильмом "Дом" в полном объеме. В нем показаны различные места нашей планеты и экологическое состояние их природной среды, очень впечатляющие кадры. Интересно, что в заключительных титрах к фильму называются страны, в которых проводилась съемка. Очень занимательно и красиво! Поэтому окончание нашего занятия будет сопровождаться данным фрагментом (учитель запускает на демонстрацию соответствующий видеофрагмент фильма). Пожалуйста, запишите творческое задание на дом: подготовить фотоальбом (15-20 фотографий) или короткий видеоролик (продолжительностью не более 3 мин) на тему "Экология родного края: проблемы и решения". Сегодня мы познакомились с локальными и глобальными экологическими проблемами воздушной и водной среды, рассмотрели проблему утилизации промышленных и бытовых отходов, наметили способы улучшения экологической обстановки и т.д. Будут ли у вас еще вопросы? (Учитель отвечает на дополнительные вопросы учащихся.) Занятие окончено. Большое всем спасибо за подготовку и проведение открытого занятия!"

ЛИТЕРАТУРА

  1. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии: учеб. для 10 (11) кл. общеобразоват. учеб. Заведений. Под ред. Н.М. Черновой. 6-е изд. М.: Дрофа, 2002. 304 с.
  2. Министерство экологии и природопользования московской области. Режим доступа: http://mep.mosreg.ru/ (дата обращения: 11.01.2016).
  3. Экологический раздел сайта ГПНТБ России. Режим доступа: http://ecology.gpntb.ru/ecolibworld/project/regions_russia/center/mosobl_reg/ (дата обращения: 24.09.2015).
  4. Greenologia.ru. Сохраним нашу планету зеленой. Режим доступа: http://greenologia.ru/ (дата обращения: 11.01.2016).
  5. Крупнейшие мусорные полигоны Подмосковья. Газета “Московские новости”. Режим доступа: http://www.mn.ru/society/164032 (дата обращения: 24.09.2015).
  6. ЭКА. Зеленое движение России. Режим доступа: http://ecamir.ru/ (дата обращения: 11.01.2016).
  7. Документальный фильм “Дом”, 2009 г.
  8. Животные и растения. Иллюстрированный энциклопедический словарь. М.: Эксмо, 2006.
  9. Новая иллюстрированная энциклопедия в 20 томах. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000.
  10. Большая энциклопедия природы в 16 томах. М.: ООО “Мир книги”, 2002.
  11. Цифровые карты местности. Режим доступа: https://maps.yandex.ru/, https://www.google.ru/maps?hl=ru&tab=wl (дата обращения: 11.01.2016).
  12. Свободная Интернет-энциклопедия Википедия. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org (дата обращения: 11.01.2016).