Класс: 8
Время: 90 минут
Цель урока: узнать содержание и особенности буржуазных либеральных реформ 60-70-х годов XIX века, последствия и значения реформ для развития индустриального общества в России
Задачи урока:
- раскрыть понятие “либеральные реформы”
- определить необходимость и цели реформ
- показать содержание и особенности либеральных реформ
- показать последствия и значение реформ для России
Методическая цель: показать приемы и методы смыслового чтения как одного из требований ФГОС ООО на уроках истории и показать работу в группах
Планируемые результаты
Предметные
- Называть основные положения реформ. Объяснять значение понятий земства, городские управы, мировой суд, адвокатура. Приводить оценки характера и значения реформ, высказывать и обосновывать свою оценку. Давать оценку деятельности М.Т. Лорис – Меликова.
Метапредметные
- Анализировать исторический материал, устанавливать причинно-следственные связи в ходе исторических процессов, интерпретировать текстовую информацию в схемы и таблицы, формулировать обобщающие выводы, давать оценку событиям и процессам
Личностные
- Выражать свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу, оценивать, анализировать, характеризовать эмоциональное состояние, проявлять заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности всего коллектива.
Тип урока и методы: уроки формирования новых знаний с использованием проблемного, наглядного, практического методов и смыслового чтения
Оборудование урока:
- интерактивная доска и ПК учителя; магнитная доска
- презентация “Либеральные реформы 60-70-х годов XIX века”
- Данилов А. А., Косулина Л. Г. “История России XIX век”: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2014
Основные персоналии: Александр II, митрополит Филарет (Дроздов), Дмитрий Алексеевич Милютин, Николай Алексеевич Милютин, Петр Александрович Валуев, Дмитрий Андреевич Толстой, Федор Федорович Трепов, Петр Андреевич Шувалов, Михаил Тариелович Лорис-Меликова
План урока
- Реформы местного самоуправления
- Судебная реформа
- Военные реформы
- Реформы в области просвещения
- Претворение либеральных реформ в жизнь
Ход урока
I - Организационный момент - Подготовка к уроку, построение, рапорт, приветствие
II - Актуализация знаний
Обучающиеся: записывают тему урока и формулируют задачи урока и познавательной деятельности; планируют пути достижения целей; анализируют основные понятия и термины – Слады № 1-2-3-4
III - Изучение нового исторического материала
- Реформа местного самоуправления – 1864г
Преподаватель объявляет задания по смысловому чтению:
- Задание всему классу - прочитать текст учебника, стр.146-147 и 1) определить необходимость и цели реформ, 2) составить схему земств и схему избирательного закона, 3) дать характеристику избирательного закона, 4) сформулировать функции земств.
- Индивидуальное задание - прочитать текст учебника, стр.148-149 – городская реформа – дать ответ по плану: 1) характеристика избирательного закона, 2) структура городского самоуправления, 3) функции городского самоуправления.
- Индивидуальное задание - прочитать текст учебника, стр.154-156 – Конституционные метания. “Диктатура сердца” и подготовить ответ по вопросу “Деятельность Лорис – Меликова на посту начальника Верховной распорядительной комиссии, “диктатура сердца”
Обучающиеся выполняют задание по интерпретации текста в тезисы и схемы, называют необходимость и цели реформ, записывают определение понятия “земства”, фронтально дают ответы - Слайды № 6-7-8
Необходимость реформ местного самоуправления: расстройство в хозяйственной жизни, здравоохранении и просвещении на местах
Цели:
- Создание в уездах и губерниях органов местного самоуправления – земств – всесословных, негосударственных, выборных органов с хозяйственно-финансовой самостоятельностью
- Сохранить за дворянством власть на местах
- Отвлечь наиболее активную часть населения от политики, заставить заниматься полезным делом
1 января 1864г. – “Положение о губернских, уездных земских учреждениях”
Схема земств – Слайд № 7-8
Избирательное право - не всеобщее, не равное, не прямое
Функции земств:
- Строительство местных путей сообщения
- Сооружение и содержание школ, больниц
- Развитие местной промышленности и торговли
- Статистическое изучение местного народного хозяйства
- Средства земств – специальный налог на недвижимость
Обучающийся дает ответ по индивидуальному заданию № 1 – Слайд № 9-10
Обучающиеся делают выводы по вопросу “Реформы местного самоуправления”: - Слайд № 11
- Реформы местного самоуправления имела недостатки: выборы не носили всесословного характера, круг вопросов, решаемых земским и городским самоуправлением, был ограничен, органы местного самоуправления находились под контролем государства.
- Реформа местного самоуправления была предпосылкой формирования в России гражданского общества и правового государства, т.к. к деятельности были привлечены наиболее активные слои населения страны.
- Второй, третий и четвертый пункты плана урока рассматриваются по группам.
Обучающиеся получают задания – Слайд № 12
I группа – Прочитать текст учебника, стр.149-150 и определить основные принципы судебной реформы.
II группа - Прочитать текст учебника, стр.150-151 и дать характеристику военной реформы.
III группа - Прочитать текст учебника, стр.151-152 и определить содержание и особенности реформы образования.
Каждая группа дает ответ по вопросам, основные выводы записываются в тетрадь.
I группа - Судебная реформа 1864г. – Слайд № 13
Новые судебные уставы 1864г. установили следующие принципы буржуазного права:
- Суд всесословный, гласный, открытый, независимый
- Суд состязательный: присяжный поверенный (адвокат) – защита, прокурор - обвинение
- Две системы судов: мировые и общие
- Присяжные заседатели при рассмотрении уголовных дел
Обучающиеся I группы комментируют схемы “Высшие судебные органы” и “Местные судебные органы”, используя данные текста учебника – Слайды № 14-15
II группа - Военная реформа 1861г., 1863-1864гг., 1874г.
Обучающиеся дают краткую характеристику Дмитрию Алексеевичу Милютину (1816-1912) как военному министру (1861-1881) и целям военной реформы, характеризуют первые мероприятия военных реформ. – Слайд № 16
Цели военной формы:
- укрепление боеспособности армии
- преодоление отставания в военной области
- сокращение военных расходов
1861г. – срок службы был сокращен с 25 до 16 лет.
1863г. – в армии были отменены телесные наказания
1863-1864гг. – реформирование военно-учебных заведений.
Закон 1874г. об отмене рекрутчины и введение всеобщей воинской повинности с 20-летнего возраста. – Слайд № 17
Срок службы в сухопутных войсках – 6 лет, во флоте – 7 лет, затем запас: в сухопутных войсках – 9 лет, во флоте – 3 года.
Деление России на 15 воинских округов
Перевооружение армии – Слайд № 18
Организация военных учебных заведений – Слайды № 19-20
Обучающиеся делают выводы по военной
реформе: - Слайд № 21
III группа - Реформа в области просвещения – 1863-1864гг.
Обучающиеся III группы характеризуют преобразования в трех ступенях образования: начальной, средней и высшей школе. – Слайды № 22-23-24
1. Начальная ступень образования - 1864г. - Положение о народных училищах. Созданы государственные, земские, церковно-приходские, воскресные школы – 3 года обучения.
2. Средний тип учебных заведений: классические гимназии - 7-8 лет и реальные гимназии – 7 лет. Обучение для всех сословий “без различия звания и вероисповедания”
3. Высшее образование.
Новый 1864г. университетский устав:
А) автономия университетов
Б) руководство университета – совет профессоров:
- избирает ректора и деканов
- утверждает учебный план
- решает финансовые и кадровые вопросы
4) Развивается женское образование.
3. Преподаватель объясняет ход проведения реформ: - Слайды № 25-26-27-28
- сложность и противоречивость этого процесса
- борьба либеральной и консервативной позиций в руководстве
- реальная опасность со стороны террористов.
Обучающийся дает ответ по индивидуальному заданию № 2 - сообщение о деятельности Лорис – Меликова на посту начальника Верховной распорядительной комиссии, фактически главы правительства, характеризует понятие “диктатура сердца” - Слайды № 29-30
IV - Первичное закрепление
Обучающиеся подводят итоги занятия и делают выводы о значении либеральных реформ: - Слайд № 32
- Реформы – главное событие не только правления Александра II, но и всего XIX века в истории России
- Способствовали дальнейшему развитию России по пути к индустриальному обществу
- Укрепили оборонную мощь России
- Способствовали широкому просвещению народа России
- Сделали первые шаги по пути демократизации жизни общества
- Однако реформы необходимо было продолжать, т.к. они не решили многие вопросы во всех сферах жизни.
V – Рефлексия
Подводят итоги урока, осуществляют самооценку собственной учебной деятельности
VI - Задание на самоподготовку (домашнее задание) - Слайд № 33
Базовый уровень: конспект – учить; параграфы 21-22 - читать и отвечать на вопросы - стр.156, документ, стр.157-158 – читать и отвечать на вопросы, стр.159
Углубленный уровень: выполнить задания № 7-8-9, стр. 12-14 в Рабочей тетради
VII - Объявление и комментирование оценок