Технологическая карта урока (Приложение 1)
Этап контроля
Цель.
- Создать условия для повторения изученной темы и определения пробелов в знаниях.
- Ученики выполняют тестовые задания за компьютером и задания, предложенные на карточках (Приложение 2).
- Один ученик выполняет задание у доски, распределяет типы мутаций по группам. Учитель корректирует выполнение работы.
Вызов
Цель. Создать условия для эмоциональной подготовки к дальнейшей работе.
Учитель предлагает посмотреть видеоролик, проанализировать выполненное задание на доске и определить тему урока.
Учитель. Все эти виды мутаций имеют отношение к нашей сегодняшней теме урока. Но к ним мы вернемся позже. А сейчас предлагаю посмотреть фрагмент известной сказки. (Слайд 2) Такому небывалому известию мог поверить только абсолютно невежественный человек в биологии. Женщина всегда рождает человеческого младенца, однако в результате мутаций возможны не только внутренние изменения, но и изменения в облике человека.
Сегодня речь пойдет о наследственных заболеваниях. Среди них выделяют генные и хромосомные болезни, а также заболевания с наследственной предрасположенностью.
Осмысление
Этап 1
Цель. Создать условия для развития коммуникативных умений работать в группе и использовать учебный текст как источник знаний по данной теме.
Учитель. Тема нашего урока “Наследственные заболевания человека. А какие вы знаете наследственные болезни человека?
Учащиеся называют известные им болезни. (Слайды 3–7)
Учитель. С некоторыми болезнями познакомимся подробнее. Предлагаю вытянуть название болезни, изучить текст, определить, к какой группе относится предложенная болезнь и подойти к соответствующей карточке.
Учитель. Задания группам: изучить информацию о генных и хромосомных болезнях и заполнить электронную таблицу в презентации, а затем представить результаты своей работы и вернуться на свои места. (Слайды 8 – 32. )
Используя учебный текст, учащиеся заполняют электронную таблицу и представляют результаты своих исследований. (Приложение 4)
Болезнь | Вид мутации | Симптомы |
Учитель дополняет рассказ учащихся и знакомит с дополнительной информацией о знаменитых людях, страдавших наследственными заболеваниями (Николло Паганини, Г.-Х. Андерсен, А.Линкольн, К.И.Чуковский)
Никколо Паганини
Не находя объяснения невероятным исполнительским способностям Николо Паганини, современники подозревали его в сговоре с дьяволом. Исполнительская харизма Паганини органично дополнялась характерным внешним обликом, в котором, по словам некоторых его биографов, таилось нечто жуткое и демоническое: бледное, словно восковое лицо, глубоко посаженные глаза, худое угловатое тело и главное - тонкие длинные пальцы. Именно эти сверхгибкие пальцы умели извлечь из скрипки потрясающие виртуозные эффекты, которые приводили слушателей в неописуемый восторг. На своем инструменте Паганини мог подражать звучанию гитары, флейты, труб, голосам зверей и птиц. Излюбленным его трюком стало исполнение сложнейших вариаций на только лишь двух или даже одной струне скрипки, производившее впечатление, что где-то спрятана вторая скрипка, звучащая одновременно с первой. Обыватели упорно искали причины феноменальной техники музыканта. После концерта в Вене, на котором Паганини исполнял вариации под названием “Ведьмы”, один из слушателей уверял, что отчетливо видел, как рукой и смычком скрипача водил дьявол в красной одежде с рогами и хвостом. Находили и более реалистическое объяснение невероятной технике Паганини - якобы в молодости он подвергся операции, повышающей гибкость рук. Новейшие исследования показали, что у Паганини не было никакой необходимости прибегать к хирургическому вмешательству, так как он страдал чрезвычайно редким наследственным заболеванием, связанным с поражением опорно-двигательного аппарата. Благодаря болезни Паганини стал обладателем длинных кистей рук с тонкими “паукообразными” пальцами, позволяющими играть на скрипке с невероятной гибкостью и подвижностью. После смерти епископ города Ниццы не дал разрешение на заупокойную мессу, а Римская курия запретила погребение Паганини в Италии. Таковы были последствия того, что Паганини набросил на себя демоническую маску, позволившую ему достичь славы и заработать колоссальное состояние.
Этап 2
Цель. Создать условия для осознания значимости ранней диагностики наследственных заболеваний.
Учитель. Около 90 % от общего числа наследственных патологий человека составляют заболевания с наследственной предрасположенностью. К наиболее часто встречающимся болезням данного типа относятся: ревматизм, цирроз печени, сахарный диабет, гипертония, ишемическая болезнь сердца, шизофрения, бронхиальная астма и др. Главное отличие этих заболеваний от генных и хромосомных заключается в значительном влиянии условий окружающей среды и образа жизни человека на развитие болезни. Определенное сочетание внешних факторов может спровоцировать раннее развитие болезни. Например, курение может стимулировать развитие бронхиальной астмы, гипертонической болезни и т.д.
Стремление продолжить свой род, иметь жизнеспособное потомство - одно из основных свойств живого на земле, в том числе и человека. Из этого ясно, почему вопросы о причинах сходства потомства и их родителей, о природе возникающих изменений в потомстве всегда вызывали большой интерес. Тяжесть течения наследственных заболеваний, малоэффективное лечение многих из них, передача из поколения в поколение - все это определяет безусловную необходимость их профилактики.
Сформулируйте рекомендации для будущих родителей
Профилактика:
- Генетическое нормирование и исключение мутагенов (исключение мутагенных лекарственных средств и пищевых добавок, рентгенологических обследований); .
- Планирование семьи (отказ от вступление в брак кровных родственников, отказ от деторождения при высоком риске наследственной патологии);
- Добровольная диагностика;
- Управление действием генов (коррекция наследственных болезней)
Рефлексия
Цель. Организовать работу по закреплению основных понятий урока.
Учитель. Вернемся к изображенным на доске мутациям и соотнесем их с изученными болезнями.
Домашнее задание
Цель. Содействовать развитию потребности поиска информации в дополнительных источниках.
Учитель проводит инструктаж по выполнению домашнего задания. I параграф 49, изучить.
Литература и ресурсы
1. Загашев И.О., Заир-Бек СИ. Критическое мышление: технология развития. - Спб: Альянс Дельта, 2003.
2. Загашев И.О., Заир-Бек СИ., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - 2-е издание. - Спб: Альянс Дельта совм. С издательством “Речь”, 2003.
3. Лисов Н.Д., Шевердов В.В., Гончаренко Г.Г., Дашков М.Л. Биология: Учебное пособие для 10 класса. — Минск: Народная асвета, 2014.
4. Биология. Сборник тестов “Централизованное тестирование”, Минск, ЧУП “Издательство Юнипресс”, 2005
5. Биология. Сборник тестов “Централизованное тестирование”, Минск, “Аверсэв”, 2006