Цель урока: способствовать формированию представлений об особенностях характера течения, режима, питания, годового стока рек России и Липецкой области, оценить особенности рек Липецкой области для судоходства.
Задачи:
- Образовательные:
- продолжить формировать и закреплять ключевые понятия – река, устье, исток, речная система, речная долина, режим реки, половодье, паводок, бассейн реки, уклон, падение, глубинная эрозия, базис эрозии;
- формировать умение устанавливать зависимость рек от климата и рельефа;
- продолжить формировать умение определять по картам и статистическим материалам особенности главных речных систем страны.
- Развивающие:
- создать условия для развития логического мышления, формирования интеллектуальных умений, ясно выражать свои мысли письменно и устно;
- продолжить совершенствовать умения работать с учебной и дополнительной литературой;
- развивать умения анализировать схемы, статистический материал;
- формировать способности анализировать картосхему, карты атласа на основе самостоятельного изучения учебной и дополнительной литературы, формулировать вывод;
- способствовать дальнейшему росту интереса к процессу познания.
- Воспитательные:
- создание условий для формирования коммуникативной культуры;
- формировать умение работать в группе; умение выслушивать и уважать мнение других;
- способствовать формированию чувства гордости за природные богатства своего края и России;
- формировать устойчивый взгляд к бережному отношению и сохранению природных ресурсов.
Тип урока: урок-исследование нового материала.
Виды деятельности: работа с учебно-методическим комплексом, атласами. Формирование знаний на основе работы с картой, электронными ресурсами, таблицами, дополнительной литературой. Работа фронтальная, групповая, частично-поисковая.
Информационно методическое обеспечение: компьютер, проекционная система, программа SMART Notebook. Ресурсы Интернета сайт ЦОР. Атлас для 8 класса, карты физическая, климатическая; атлас Липецкой области; раздаточный материал.
Учебник «География России» под ред. А. И. Алексеева: В 2 кн. Кн. 1: Природа и население. 8 кл.; параграф № 15; рабочая тетрадь к учебнику под ред. А.И.Алексеева;
ХОД УРОКА
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||||||||
1. Оргмомент 2. Актуализация знаний для изучения новой темы Ребята, послушайте стихотворение – О чём это стихотворение? Как будет называться тема нашего урока? Что можно узнать о реках из этого стихотворения? Какие реки по характеру течения у нас в районе и в области? Как человек использует реки? Гипотеза: Если реки Липецкой области относятся к равнинному типу, то на них возможно судоходство. Класс делится на группы. 4. Глубинная и боковая эрозия, базис эрозии, падение и уклон реки Используя сайт ЦОР, учитель показывает процесс глубинной и боковой эрозии http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8017491b-dee2-47cb-a411-3630d272b3b4/006.swf Для оценки реки в жизни и деятельности человека важно знать следующие её характеристики: падение реки и уклон. Описание реки Красивая Меча встречается в рассказах И. С. Тургенева: 5. Расход воды в реке и годовой сток Очень важными характеристиками рек, особенно для судоходства, строительства гидроэлектростанций, является расход воды и годовой сток, зависящие от климата. 6. Питание и режим рек Вспомним, типы питания рек.
Задание на развитие умения анализировать схемы: по раздаточным схемам “Типы водного режима” определите, типы водного режима рек России, данные внесите в таблицу (Приложение 1).
– Для чего необходимо изучать режим рек? – В зависимости от характера хозяйственного использования рек их водный режим может быть естественным или зарегулированным. Подведение итогов работы с таблицей. Опережающее задание на совершенствование умения самостоятельно работать с дополнительной литературой, на формирование бережного отношения к природным ресурсам: тема «Хозяйственное использование рек Липецкой области»
7. Рефлексия – Какую новую информацию получили о реках? Вернёмся к нашей гипотезе.
8. Домашнее задание (учитель кратко комментирует домашнее задание) 9. Итоги урока. Оценивание обучающихся |
Отвечают на вопросы. Примерные ответы.
Работа выполняется в программе SMART Notebook на интерактивной доске (Приложение 1).
Отвечая на вопросы, учащиеся приходят к выводу, что на характер течения реки и площадь бассейнов влияет рельеф, но сделать вывод о судоходности реки ещё рано.
Анализируя процесс эрозии, приходят к выводу: чем древнее и крупнее река, тем она глубже и тем больше террас можно насчитать в её долине.
Работа с текстом учебника, приложением учебника, картами атласа, результаты оформляются в таблицу (каждая группа анализирует реки своего бассейна). Делается вывод: рельеф местности влияет на скорость течения воды. Равнинные реки отличаются спокойным, плавным течением, небольшим падением и малым уклоном. У таких рек развиты широкие долины, и они удобны для судоходства. Горные реки имеют большой уклон, бурное течение, узкие порожистые глубокие долины, есть водопады. Горные реки не судоходны.
Нет, так как очень большое влияние на реки оказывает климат.
Работа в тетради с таблицей (Приложение 1). Во-первых, вечная мерзлота является водоупорным слоем; во-вторых, в бассейне Енисея меньше потери воды на испаряемость
Типы питания рек: дождевое, снеговое, ледниковое, грунтовое, смешанное.
Результаты записывают в таблицу (Приложение 1) (каждая группа анализирует реки своего бассейна).
Режим реки — это изменение стока (объема водности) реки во времени.
Обучающиеся анализируют схемы и заполняют таблицу в тетради (каждая группа анализирует реки своего бассейна)
Реки Дон, Матыра, Воронеж и др. |