Цель: Проверить знания и умения учащихся, полученных на логопедических занятиях.
Планируемые образовательные результаты
- Предметные: уточнят и закрепят представления о пройденных гласных звуках, их символики; создание их ярких сценических образов; закрепят навык звукового анализа и синтеза односложных слов типа “мак”, “дом”, “шар”, “лес”, “кот”, “кит”, “дым” и т.д. Развитие связной речи (диалогической и монологической);
- Метапредметные: формирование положительной мотивационной направленности к логопедическим занятиям, развитие интереса к языку; учатся осуществлять контроль за своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу;
- Личностные: учатся выражать свою точку зрения, не испытывать стеснение от речевого дефекта; применяют правила общения.
Оборудование: ширма (кукольный театр), кукла “звуковичок”, кукла “волшебницаГрамота”, кукла “звукоед”, компьютер, ободки с буквами, теремок, разрезные картинки, замок, медальки.
Дети входят в зал под весёлую музыку.
Логопед
: - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в Страну Правильной речи.За чистым – чистым полем,
За дремучим – дремучим лесом,
За шумным морем
Находится страна правильной речи
А на чём мы туда отправимся, вы догадайтесь сами. И помогут нам в этом 2-е детей, кто вперёд соберёт картинеу, тот и подскажет нам на чём мы поедем.(на паровозе из Ромашково). Чтобы попасть в эту страну, нужно преодолеть препятствия и показать, чему мы с вами научились на логопедических занятиях. Но давайте возьмём с собой звуковичка, он нам поможет преодолеть препятствия. Из-за ширмы появляется кукла звуковичок:
- Здравствуйте, ребятишки девчонки и мальчишки. Услышал я, что вы собрались в Страну правильной речи. Я с удовольствием поеду с вами и помогу вам.
Звуковичок:
А чтобы отправиться в Страну правильной речи, сначала нужно отгадать загадки:1
.Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)
2.
Долговязый Тимошка
Бежит по узенькой дорожке
Его следы - твои труды. (Карандаш)
3
.Сели на странички
33 сестрички,
Сели рядом не молчат,
Нам загадки говорят. (Буквы)
4.
Если ей работу дашь
Зря трудился карандаш. (Ластик)
Логопед:
Молодцы, все загадки отгадали.А сейчас объявляется,
Что поезд отправляется,
В дорогу отправляется.
По строчкам, по листам.
Ребята, по местам!
Поехали, поехали,
Минуты не проехали,
Пред нами остановка....
Артикуляционная гимнастика.
Если в сказку всем сердцем поверить, в мир волшебный откроются двери. (приоткрыть рот)
Вы туда без труда попадёте
На волшебном ковре – самолёте, (удерживать широкий расслабленный язык на нижней губе на счёт от 1до 10)
На летучем большом корабле (Поднять боковые края и кончик языка - “Чашечка”)
Или с Бабой – Ягой на метле (кончик узкого языка ритмично движется вправо-влево).
На плоту по молочной реке (широкий расслабленный язычок)
И верхом на Коньке – Горбунке (поцокать язычком)
Можно в сказку взлететь на жар-птице (широкий язычок движется вверх –вниз)
Можно на Колобке закатиться (круговые движения кончиком языка по губам)
Можно въехать как слон на еже (“пожевать” язычок)
Ой, мы кажется в сказке уже...
Посмотрите, какой Замок красивый (над ширмой) Это замок грамотеев. В этом замке живёт волшебница грамота. А вот и она.
Появляется кукла волшебницы Грамоты.
Грамота: Здравствуйте ребята! Куда вы путь держите? (в Страну Правильной речи) Чтобы попасть в эту страну, вам нужно выполнить мои задания.
1 задание
“Волшебный мешочек”. Вытаскивает игрушку (на какой звук начинается название этой игрушки, придумайте слово с этим звуком)2 задание
“Хлопни в ладоши, если услышите звук “С” в словах ....” (санки, маска, пол, мел, морс, дом)Грамота:
Молодцы, ребята, справились с таким трудным заданием. А кто знает золотое правило правильной и красивой речи? (Чётко, выразительно, соблюдая паузы и ударения. Проговаривая все звуки.)Грамота прощается и уходит.
Логопед:
Но снова объявляется,
Что поезд отправляется,
В дорогу отправляется
По строчкам, по листам.
Ребята, по местам!
Поехали, поехали,
Минуты не проехали,
Пред нами остановка....
Остановка “Гласных звуков”
Логопед:
Звуки гласные мы знаем,
Без труда их различаем:
А,У, О, Ы, Э, И-
Вот такие все они.
Нет для них преграды,
Петь мы эти звуки рады.
Вызываем по-порядку
Наши звуки на зарядку.
Звуки очень любят песни,
С песней жить им интересней!
Дети с изображением букв выходят по очереди логопед читает их стишки а, остальные ребята повторяют движения:
“А:”! Пошире рот открой!
Не ленись и громче пой!“У:”! надул капризно губки
Их он вытянул как трубки.
Вот какой он привереда -
Будет дуться до обеда.“И:”! - улыба, весельчак, весельчак,
он смеётся звонко так!
На весёлом язычке
Скачет, звук как на седле!Вот в задумчивом сомненье
“Э”! высказывает мненье:
“Э”, не знаю, что сказать, может лучше помолчать?!Округлив большие губы,
“О” прикрыл немного зубы,
Язык поглубже оттянул, спинку выгнул,
“О”- вздохнул.“Ы” хоть гласный, но тихоня,
Всё зевает он спросонья:
“Ы” поспать ещё часок?
Или, может выпить сок?
Игра с мячом (дети определяют гласный звук в середине слов: мак, дом, кит, лук, дым, пол, сок и т.д.
Логопед:
Но снова объявляется,
Что поезд отправляется,
В дорогу отправляется
По строчкам, по листам.
Ребята, по местам!
Поехали, поехали,
Минуты не проехали,
Пред нами остановка....
Остановка “для самых внимательных”
Под громкую музыку появляется из-за ширмы Зубастый Звукоед.
Звукоед
:Я великий звукоед
Всех ошибок я начальник.
Если только захочу,
И слова я проглочу!
Логопед:
Злой зубастый Звукоед
Всем словам наносит вред!
Он звук С в словах съедает
И значенья слов меняет
Был “смех” -стал...
Был “спорт” - ....
Была “стройка” - ...
Был “спутник” - ...
Был “ снаряд” - ...
Был “скот”- ...
Звукоед: Вот я сейчас этих умненьких да разумненьких и запутаю.
Вот вам задание
“Скажи правильно”. Если я правильно назову слово, хлопните в ладоши.Шанки-фанки-сянки-санки -ханки
Сляпа-шьяпа-фляпа – шляпа
Фтаруфка – штарушка- сталуска – стаюска –старушка
Пченец – птенец –птенесь –тинеть –птинеч
Звукоед:
Ух, какие вы здесь все умненькие, да разумненькие. Если бы я только знал, то сюда бы не пришёл. Пойду–ка я по добру, поздорову, поищу других детей.Логопед:
Но снова объявляется,
Что поезд отправляется,
В дорогу отправляется
По строчкам, по листам.
Ребята, по местам!
Поехали, поехали,
Минуты не проехали,
Пред нами остановка....
“Теремок букв”
Инсценировка сказки “Теремок букв”
Дети
поют:Стоит в поле теремок – теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Логопед
поёт:Буква А к теремочку спешит,
У дверей остановилась и стучит:
Ребёнок
(буква А) поёт:Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Логопед:
“Никто не ответил букве А. Зашла она в теремок и стала в нем жить”Дети поют:
Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Логопед:
Буква У к теремочку спешит,
У дверей остановилась и стучит:
Ребёнок
(буква У) поёт:Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
В окошке теремка появляется буква А: “Это я, буква А. А ты кто?”
Буква У: “Я буква У. Пусти меня к себе жить!”
Аналогично к теремку прибегают остальные гласные буквы.
Логопед:
“Буквы гласные в теремочке живут, буквы гласные громко песни поют. А в это время в лесу бегали другие буквы, они свистели, шипели, пыхтели, рычали:”Но надоело им пыхтеть и шипеть, и захотели они как гласные петь”.
Дети пробуют пропеть свои буквы: “Ничего не получается!”
“Не огорчайтесь! Гласные будем петь песни, а вы вставайте с нами рядом.
Согласны?
“А раз вы согласны, то мы будем называть вас буквами согласными”Логопед:
Вот, ребята, мы с вами и преодолели все препятствия (звучит песня АБВГД-ка дети встают в хоровод)Из-за ширмы появляется звуковичок
Логопед: Ну что, Звуковичок, можем мы остаться в Стране Правильной речи?
Звуковичок:
Конечно, таким умным ребятам обязательно нужно здесь остаться.А в награду я вам дарю сладкие медали.