Программное содержание:
- Обобщить и систематизировать знания детей об осени.
- Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.
Развивающая среда: карточки с явлением природы по временам года; осенние листья, птицы, вырезанные по контуру.
Предварительная работа:
- Беседа о временах года.
- Экскурсия в лес
- Разучивание стихотворений о природе, об осени.
Ход занятия:
Воспитатель:
– Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в необычное путешествие в осенний лес! Путешествовать одним скучно и неинтересно, поэтому нужно брать с собой друзей. А вот кого мы возьмём в путешествие, вы узнаете, отгадав загадку:
Из муки его слепили,
После в печку посадили,
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Был он весел, был он смел,
И в пути он песню пел.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От неё уйти не смог.
Кто же это?
Дети: Колобок.
– Вы готовы к дальней и полной неожиданных встреч на дороге?
Воспитатель: А как обычно начинается сказка? (Дети вспоминают). Вот и наша сказка начинается.
Жили-были старик со старухой. Вот и просит старик:
– Испеки мне, старая, колобок.
– Да из чего испечь-то? Муки нет.
– Эх, старуха! По амбару помети, по сусекам поскреби – вот и наберётся.
Старуха так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала в колобок, изжарила его в масле и положила на окно простынуть. Надоело Колобку лежать: он и покатился по дорожке. И привела его дорожка в сказочный лес .
Воспитатель: Ребята, а вы помните, как закончилась сказка?
Дети: Лиса съела Колобка.
Воспитатель: А вам нравится такой конец сказки? (Нет.)
Воспитатель: Сегодня мы с вами сможем выручить Колобка из беды. Это в наших силах. Но для этого вам нужно помочь Колобку пройти испытания. Итак, отправляемся вместе с нашим героем в путешествие по сказочному лесу. Катится Колобок по дороге, а навстречу ему Заяц.
Сидит заяц горюет, не может вспомнить стихи об осени. Поможем, ребята?
Воспитатель: Ребята знают много стихов о тебе, давай их послушаем.
1 ребенок:
Между елок, между сосен
Осторожно бродит Осень.
Осень – рыжая лиса,
Красит в рыжий цвет леса!
2 ребенок:
Всюду ходит-бродит осень,
Вот листву и тополь сбросил.
Посмотрите – у рябинки покраснели щёчки,
На дорожку полетели жёлтые листочки.
3 ребёнок:
Каждый листик золотой –
Маленькое солнышко –
Соберу в корзинку я,
Положу на донышко.
4 ребёнок.
Осень красит золотом рощи и леса
Слышатся прощальные птичьи голоса.
Солнышко лишь выглянет, спрячется опять.
Долго лето красное будем вспоминать.
5 ребенок:
Говорит скворец соседу –
Улетаем в эту среду!
Далеко на юг летим,
Замерзать тут не хотим!
6 ребенок:
Что же, скворушка, лети!
Осторожен будь в пути!
От друзей не отставай,
Край родной не забывай!
Буду рад, коль снова летом,
Будешь ты моим соседом!
7 ребёнок.
Дождь идёт по всей земле, мокрая дорога.
Много капель на стекле, а тепла немного.
Спят берёзы в серебре, ярче зелень сосен,
Потому что на дворе золотая осень!
Воспитатель: Дети, какие эти стихи? (Беседа об осени)
Воспитатель: Давайте все вместе вспомним приметы осени. Чем она вам нравится?
Воспитатель: Зайка нам предлагает такую физкультминутку.
Физкультминутка «Зайка»
Зайка по лесу скакал, (руки перед грудью)
Зайка корм себе искал. (мелкие подскоки на двух ногах)
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки ушки. (пальцами изображают ушки)
Шорох тихий раздается:
Кто-то по лесу крадется. (пугливо оглядываются)
Зайка путает следы,
Убегает от беды.
Прыгнул в бок и обернулся,
И под кустиком свернулся,
Словно беленький клубок,
Чтобы найти никто не смог. (свернулся в клубок)
Воспитатель: Молодцы! Справились с Зайкиным заданием! Можно идти дальше.
Катится Колобок по лесу, а ему на встречу Серый Волк.
Волк говорит колобку:
– Колобок, Колобок, не спеши,
Лучше ты заданье моё выполни.
Если ты с ним справишься,
Дальше смело побежишь.
Песня «Что нам осень принесёт?»
Слова: Л. Некрасова,
Музыка: З. Левина
1. Что нам осень принесет?
Что нам осень принесет?
– Яблоки румяные, сладкий мед,
Яблоки румяные, сладкий мед.
2. Что нам осень принесет?
Что нам осень принесет?
– Разных овощей полный огород,
Разных овощей полный огород!
3. Что нам осень принесет?
Что нам осень принесет?
– Золотого хлебушка на весь год,
Золотого хлебушка на весь год!
Воспитатель: А теперь снова в путь. Катится Колобок по тропинке в лесу, а навстречу ему Медведь. Говорит он Колобку:
Меня не бойся, Колобок,
Не пугайся ты, дружок!
Отгадай мои загадки.
Воспитатель: Ребята, а вы загадки любите? Отгадаем?
Пусто в поле, дождь идёт.
Ветерок срывает листья.
Птицы движутся на юг
Чуть крылом касаясь сосен.
Догадайся, милый друг,
Что за время года? – ... (осень)
Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто ... (листопад)
Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это – ... (дождь)
Он идет, а мы бежим,
Он догонит все равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно,
И по крыше тук да тук!
Нет, не впустим, мы его! (Дождь)
В руки ты его возьмёшь – и тебе не страшен дождь!
Дождь пойдёт – его ты сложишь!
И гулять под солнцем сможешь.
Если ясен горизонт, что оставим дома? (Зонт)
Воспитатель: Колобок покатился дальше по сказочному лесу и привела его дорожка вот на такую замечательную поляну, а навстречу ему… как вы думаете кто? (Лиса)
Речь ведёт она такую:
Съем тебя я, Колобок,
Но прежде дам тебе я срок:
Чтоб сумел ты ответить
На мои вопросы.
– Уж от меня-то, Колобок, ты не уйдёшь, и ребята тебе не помогут.
Воспитатель: Поможем, ребята?
– Как называется это дерево?
– Как вы догадались? Что за птица сидит на нём?
– А вы знаете, как в народе называют дятла?
– Здесь что за грибы растут?
Воспитатель: Ребята, а вы обратили внимание на гриб с красивой красной шляпкой? Как он называется? Это съедобный гриб или ядовитый?
Воспитатель: Ну что ж, придётся тебе, Лиса, отпустить Колобка, ведь все задания Колобок выполнил правильно, а помогли ему в этом вы, ребята. Как вы ему помогли?
Дети отвечают.
Воспитатель: Колобку очень понравилось у вас, ведь вы такие добрые, умные, смекалистые.