Программа по духовно-нравственному воспитанию "Человек должен украшать землю…". 2-й класс

Разделы: Внеклассная работа, Патриотическое воспитание

Класс: 2


Пояснительная записка

«Воспитание - всему причина, и доброму, и злому»
«Воспитание из всех святых дел самое святое».

Святитель Феофан Затворник

В число важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи.
Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас.
В.А. Сухомлинский отмечал, что особая сфера воспитательной работы - ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед - пустоты души, бездуховности. Настоящий человек начинается там, где есть святыни души.
Детство - это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек, как храм, закладывается в детстве. В сегодняшней жестокой действительности ребёнку необходимо введение в традиционную духовную культуру. Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания. «Воспитать» - значит способствовать формированию духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А для этого надо зажечь и раскалить в нём как можно раньше духовный «уголь», чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству. радость любви и вкус к доброте

Программа «Человек должен украшать землю…» реализует духовно-нравственное и патриотическое направление во 2 классах  в рамках Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми методическими документами:

  1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 г. № 2357 «0 внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверж­денный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2011 г., регистрационный № 19707).
  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности граж­данина России;
  4. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ» от 29.12.2010года № 189
  5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего   образования                                             

 

Целью программы является сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение к историческим и духовным ценностям родного края, воспитание уважения к культурным и национальным традициям, формирование поисковой краеведческой деятельности.

Задачи программы

1) Воспитание уважения к нравственным нормам христианской морали, учить различать добро и зло, любить добро, творить добро.
2) Формирование чувства любви к Родине на основе изучения национальных (казачьих) культурных традиций.
3) Развитие способности воспринимать, анализировать литературные произведения, обогащать словарь (активный, пассивный), связную речь, умение выражать свои мысли.
4) Привитие трудовых навыков, усиление работы практико-ориентированного и социально-значимого характера.

Форма занятий - групповая.
Основная форма организации внеурочной деятельности - кружок.
На реализацию программы отводится:
во 2  классах – 1ч. в неделю, всего  34 часа в год.

Ожидаемые результаты:

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  • ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию,  русскому и родному языку, народным традициям,  старшему поколению;
  • элементарные представления: об институтах гражданского общества, о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
  • первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
  • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
  • опыт социальной и межкультурной  коммуникации;
  • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе  об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • уважительное отношение к традиционным религиям;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие  к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;
  • элементарные представления о различных профессиях;
  • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

 

Содержание программы обучения патриотического кружка «Казачок»

2 год обучения (34 часа)

Вводное занятие (2ч.)

Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.

Раздел 1. Традиционная культура донских казаков (3ч.)

Детские игры. Игровые припевки. Казачьи сказки, легенды, былины. Донской говор.

Раздел 2. История моей казачьей семьи. (3ч.)

Численность и состав традиционной казачьей семьи. Нравственные ценности семьи. Семейные традиции. Распределение обязанностей в семье. Семейная летопись. Мои родные и близкие. Проектная работа.

Раздел 3. Труд и быт казаков на Дону (3ч.)

Традиционный и современный быт казачьей семьи. Обустройство жилища, домашняя утварь. Донская кухня. Конь – верный друг казака. Экскурсия. Участие в мероприятии, подготовленным городской детской библиотекой «Родом я из донской станицы». История моей станицы, города.
Проектная работа.

Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство (3ч.)

Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства своими руками:
– сбор и подготовка материалов, распространенных в данной местности;
– основные техники работы с материалом;
– последовательность этапов изготовления изделия;
– презентация творческих работ.
Открытое занятие кружковой работы по теме «Декоративно-прикладное искусство жителей Дона». Посещение городского историко-краеведческого музея. Посещение выставки декоративно-прикладного искусства местных умельцев.

Раздел 5. Памятники истории донского казачества (4ч.)

Памятники казакам-защитникам Родины. Экскурсия к памятнику Воину-освободителю, к Вечному Огню. Возложение цветов.

Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события из истории донского казачества (4ч.)

Основные памятные даты и знаменательные события областного и местного значения. Персоналии, исторические или культурные события, послужившие основанием для памятных дат. Значение данного события для современного донского казачества. Подготовка и ход празднования (по выбору учителя). Мы умеем предками гордиться. Проектная работа.
Урок-встреча с героями Великой Отечественной войны.

Раздел 7. Православие и казачество (4 ч.)

Святой покровитель донского казачьего войска – ветхозаветный святой пророк Осия. Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Икона в храмах и жилищах. Красный угол в казачьей хате. Выезд в г. Новочеркасск в Александро-Невскую церковь.

Раздел 8. Казак – патриот (4ч.)

Нравственные качества – основа патриотизма донского казака. Юные казаки – будущие защитники родной земли. Казачья честь. Защитники земли донской. Уроки-встречи. Посещение местного музея воинской славы.

Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий (4ч.)

Календарно-тематическое планирование. Патриотический кружок «Казачок»

2 год (34 часа)


п/п

Наименование
разделов, тем

Всего часов

Количество часов

Деятельность учащихся

теорет.

проект.

экскур.

 

Вводное занятие

2

 

 

 

 

1

Что такое казачество?
Кто такой казак?

 

 

1

 

Презентация, выставка рисунков учащихся.

2

Происхождение казачества.

 

 

1

 

 

Традиционная культура донских казаков.

3

 

 

 

 

3

Казаки в устном народном творчестве, художественной литературе и искусстве. Посещение выставки местных художников.

 

 

 

1

Подбор пословиц и поговорок, сказок, легенд донского казачества.
Презентация, диски с песнями.

Сборник игр.

4

Казачьи легенды, сказки. Казачьи пословицы.

 

 

1

 

5

Детские игры донского казачества.

 

 

1

 

 

История моей казачьей семьи

3

 

 

 

 

6

Казачьи заповеди и традиции, их популяризация и выполнение.

 

1

 

 

Презентация, мини-доклады учащихся.

7

Семейные традиции.

 

 

1

 

8

Семейная летопись. Мои родные и близкие.
Проектная работа.

 

 

1

 

Презентация, мини-доклады учащихся.

 

Труд и быт казаков на Дону

3

 

 

 

 

9

Казачьи промыслы.

 

1

 

 

Презентация, мини-доклады учащихся о том, чем занимались казаки.
Изготовление макета жилища казака, презентация, мини-доклады учащихся.

10

Участие в мероприятии, подготовленном городской детской библиотекой «Родом я из донской станицы»

 

 

1

 

11

История образования станицы Кривянской. История моей станицы.
Проектная работа.

 

 

1

 

 

Казачье декоративно-прикладное искусство

3

 

 

 

 

12

Декоративно-прикладное искусство жителей Дона.

 

1

 

 

Презентация, выставка работ донских умельцев.

13

Открытое занятие кружковой работы «Декоративно-прикладное искусство жителей Дона»

 

 

1

 

14

Посещение городского историко-краеведческого музея. Посещение выставки декоративно-прикладного искусства местных умельцев.

 

 

 

1

Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства своими руками, презентация творческих работ.

 

Памятники истории донского казачества

4

 

 

 

 

15

Памятники на Дону.

 

1

 

 

 

 

Презентация.

16

Памятники на Дону. Продолжение.

 

 

1

 

17

Памятники в моей местности.

 

 

1

 

18

Выход к памятнику Воину-освободителю,
к Вечному Огню. Возложение цветов.

 

 

 

1

 

Основные памятные даты и знаменательные события из истории донского казачества

4

 

 

 

 

19

Основные памятные даты и знаменательные события из истории донского казачества.

 

1

 

 

Презентация, выставка рисунков детей.

20

Защитники Дона.

 

 

1

 

Рассказы детей о героях-земляках.

21

Мы умеем предками гордиться. Проектная работа. Урок-встреча с героями Великой Отечественной войны

 

 

1

 

22

Возложение цветов к Вечному Огню.

 

 

 

1

 

 

Православие и казачество

4

 

 

 

 

23

Традиционные религиозные праздники и обряды донского казачества.

 

 

1

 

Презентация,
сообщения учащихся о религиозных праздниках.
Сообщения учащихся об Александре Невском, Святой Екатерине и святом Георгии Победоносце. Участие в Дне станицы – престольном празднике Покрова Пресвятой Богородицы.

24

Вера в народной жизни. Красный уголок в казачьей хате. Первые храмы на Дону.

 

1

 

 

25

Православные праздники на Дону. Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

 

 

 

1

26

Выезд в г. Новочеркасск в Александро-Невскую церковь. Казак – патриот.

 

 

 

1

 

Казак – патриот

4

 

 

 

 

27

Войсковые праздники

 

 

1

 

Презентация,
сообщения учащихся.

28

Казачество прошлое и современное.

 

1

 

 

29

Защитники земли донской. Уроки – встречи.

 

 

1

 

30

Посещение местного музея воинской славы.

 

 

 

1

31-34

Подведение итогов; проведение массовых воспитательных мероприятий «Наша Родина – Дон», «Казачьему роду нет переводу», «День матери», «Славен Дон».

4

 

 

 

 

4

Подготовка и участие в массовых общешкольных мероприятиях и соревнованиях.

Итого:

34

 

 

 

 

Учебно-методическое обеспечение

  1. Астапенко Г.Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков 17-20 вв. Ростов н\Д «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2006
  2. Астапенко Е.М. Старочеркасск – легенда Дона. Ростов н/Д, ООО «Мини – Тайп», 2005
  3. Астапенко М.П., Астапенко Е.М. История Донского края, Ростов н/Д. ООО «Мини – Тайп»,
  4. Веряскина О.Г. Страницы истории Донского края. Ростов н/Д. Донской издательский дом. 2006
  5. Данилюк А.Я. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М. Просвещение. 2009 (Стандарты второго поколения)
  6. Дик Н.Ф. Лучшие инновационные формы внеурочной деятельности в начальной школе. Ростов н\Д. Феникс, 2009
  7. Казачий  Дон: очерки истории. Ростов н\д: изд. Ростовского  Обл ИУУ, 1995;
  8. Кравцова Е.Е. Разбудим в ребенке волшебника. М. Просвещение, 1996
  9. Лаврентьева Л.И. Школа и нравственное воспитание личности \\ Завуч начальной школы. 2004, № 5
  10. Лисица В.А. Развитие духовно – нравственных качеств  личности через приобщение к народной культуре \\Дополнительное образование и воспитание. 2011. №
  11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.Просвещение, 2010.