Разработка урока по математике "Шкалы и координаты". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цель: учить учащихся находить место точки на координатном луче, и определять координату точки; продолжить работу с именованными числами.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Ну-ка, проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Толька лишь оценку пять.

2. Устный счёт

А) Двое учащихся работают  самостоятьльно в тетрадях:

Вариант 1

1. Выразите в сантиметрах:

2 м 3 см       3 м 4 см
4 дм 9 см     450 см

2. Выразите в метрах

2 км  600 м         5 км 30 м
8 км  5 м              2850 дм

3. Начерти координатный луч и  отметь на нём точки 5; 3; 7; 9

Вариант 2

1. Выразите в сантиметрах:

3 м 3 см       8 м 4 см
5 дм 9 см     750 см

2. Выразите в метрах

8 км  600 м         6 км 30 м
18 км  5 м           4850 дм

3. Начерти те координатный луч и  отметь на нём точки 6; 1; 8; 3

Б) Все остальные учащиеся работают вместе с учителем с учебником (с.25, №126 Учебник   5 кл, автор Виленкин Н.Я.)

3. Теоретическая разминка

Игра перестрелка: класс делится на 2 команды и задают теоретические вопросы  передовая «мяч-вопрос» сопернику.

4. Сообщение темы и целей урока

– Сегодня на уроке мы будем  учиться находить места точек на координатном луче, и определять координаты данных точек.

5. Практическая работа

1. Начертите координатный луч и отметьте на нём все натуральные числа,которые больше 4, но меньше 9.
2. Начертите координатный луч и отметьте на нём точку, удалённую от точки на 5  единичных отрезков.
3. Начертите в тетради отрезок длиной 10см. Над одним  отрезка  поставьте число 0, а над  другим 20. Разделите отрезок на 5 равных частей. Назовите числа, соответствующие каждому  делению.
4. Стр. 24, №119

6. Работа над задачей №135, с.26

Прочитайте задачу.
– С какими  величинами эта задача?
– Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи?
– Составь план решения этой задачи.
– Решите задачу.

20 : 5 = 4(ч) затратил Миша
20 : 4 = 5(ч) затратил Витя
5 – 4 = 1(ч),  на 1ч больше затратил Витя, чем Миша.
Ответ: на 1ч

7. Физкультминутка

Одолела нас дремота,
Шевельнуться неохота
Ну-ка делайте со мною
Упражнение такое:
Раз – поднялись, потянулись,
Два – нагнулись, разогнулись,
Три – в ладоши три хлопка
Головою три кивка.

8. На сегодняшнем уроке мы продолжаем знакомство с обитателями зоопарка. Сегодня мы познакомимся с самым большим наземным животным – африканским слоном

Задание. Узнайте высоту и длину тела (в см) африканского слона и его массу (в кг).

9. Графический диктант

Учитель читает высказывания. Обучаемые отвечают ,  рисуя отрезок или уголок.
Ответ «да» соответствует _ , ответ «нет» ^.

  1. Через две точки на плоскости можно провести только одну прямую.
  2. Любое натуральное число можно изобразить точкой на координатном луче.
  3. При пересечении двух прямых образуется не более трёх лучей.
  4. Через точку можно провести только одну прямую.
  5. Две пересекающие прямые делят плоскость на четыре части.
  6. Если на  прямой отметить точку, то она разобьёт прямую на два луча.
  7. Любой отрезок является частью прямой.
  8. На любом луче можно отложить 1000 единичных отрезков.
  9. Не всегда через две точки можно провести  прямую.

10. Подведение итогов

– Какие натуральные числа стоят между числами 189 и 203 на координатном луче?
– Подумайте, из любых ли трёх отрезков можно составить треугольник?

11. Домашнее задание

П.4, №139, №140,  .№143, повторить единицы массы