Цель: обобщить знания обучающихся о животных, на этой основе разделить животных на группы.
Задачи:
- расширение знаний обучающихся о группах животных;
- развитие логического мышления, навыков анализа и синтеза;
- формирование умения работать в парах.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, компьютер, листочки с кроссвордом, индивидуальные карточки « Объекты живой природы», светофоры для обратной связи, картинка с изображением сказочного героя.
Планируемые результаты:
- Личностные:
- проявление творческого отношения к природе;
- осознание значимости новой роли «исследователь», оценка своей работы в этой роли.
- Регулятивные:
- умение работать по предложенному учителем плану;
- оценивать сложившуюся ситуацию.
- Коммуникативные:
- грамотно формулировать высказывания;
- сотрудничать с одноклассником.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
1. Организационный момент
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок!
2. Введение в тему
– Сегодня мы с вами совершим путешествие. Куда? Это вы узнаете, отгадав загадку.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нем. (Лес.)
– Сопровождать нас будет герой книги Э. Успенского «Простоквашино». Он очень любит природу и обожает фотоохоту. Кто это? (Приложение 1)
Закройте глаза, представьте, что вы в лесу. Что и кого вы там можете увидеть?
II. Изучение нового материала
1. Подготовка к теме
Ученики перечисляют объекты природы. (Соответствующие картинки появляются на интерактивной доске.)
– Распределите данные объекты на две группы.
– Рассмотрите две группы объектов природы.
– К какой из групп вы добавите малину, ель, бабочку? Дайте название этим группам.
2. Постановка темы урока.
– Мы будем изучать одну из этих групп. Какую? Отгадайте.
Игра «Угадай».
– У него есть голова, тело и ноги. Кто это?
–У него есть голова, тело, ноги и крылья. А это кто?
– У него есть голова, тело, ноги, крылья, клюв и перья. Так кто же это?
– Какие существенные признаки помогли вам определить животное?
– Так что мы будем изучать на уроке?
– Молодцы.
– Тема нашего урока «Царство животных». (Презентация. Слайд 2).
III. Учебно-познавательная деятельность
1. Изучение темы
– Рассмотрите картинки животных. Каких из них вы знаете? Где они обитают? (Слайд 3)
– Молодцы, правильно.
– Животных на Земле очень много. Они обитают везде – в воде, в земле, на земле, в воздухе.
2. Физминутка (Слайд 4)
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела.
На четыре – полетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
3. Работа в паре
– Возьмите один набор объектов природы. Выберите картинки животных.
– Распределите их на группы. Какие группы у вас получились?
Ответы учащихся: звери – белка, корова, волк, лиса; рыбы – акула, щука; птицы – петух, сова, пингвин, лебедь; насекомые – стрекоза, кузнечик.
– Какие картинки остались? (Крокодил, лягушка.)
4. Знакомство с разнообразием животных
– По каким признакам объединили животных? (По особенностям строения животных.)
– По мере того, как обсуждается группа, данные заносятся в таблицу на доске. (Приложение 2).
– Откройте учебник на странице 27. (Слайд 5). Рассмотрите группы животных.
– К каким группам отнесете крокодила и лягушку? (Пресмыкающиеся, земноводные).
– Какую группу не назвали? (Паукообразные).
– Какая группа имеет другое название, отличное от вашего? (Млекопитающие.)
– Почему её так назвали?
Физминутка (Слайд 6).
Утром встал гусак на лапки,
Приготовился к зарядке.
Повернулся влево, вправо,
Приседанья сделал справно,
Клювиком почистил пух
И скорей за парту – плюх.
IV. Диагностика качества освоения темы
1. Разгадывание кроссворда в парах
– Договоритесь – кто пишет, кто помогает. Я читаю загадки, слушайте внимательно. (Приложение 3)
По горизонтали:
1. Угадайте, что за шапка:
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет кору. (Заяц)
2. Всю ночь летает – мышей добывает.
А станет светло – спать летит в дупло. (Сова)
3. Живет она спокойно, не очень-то спешит.
А сверху – снизу каменный носит щит. (Черепаха)
4. Теремок ползет.
На себе его везет хозяюшка богатая, рогатая. (Улитка)
По вертикали:
5. Хвостом в реке виляет.
Зубаста – а не лает. (Щука)
6. Она как змейка в траве мелькает, хвостом виляет.
Хвост оборвет – другой наживет. (Ящерица)
7. Нос долог, голос тонок,
Летит – кричит, сядет – молчит.
Цари его боятся, короли страшатся.
Кто его убьет – человечью кровь прольет. (Комар)
2. Проверка кроссворда
– Скажите, все эти живые объекты из кроссворда относятся к какому царству? (Царство животных).
– При проверке назовите животное, к какому классу оно относится, докажите – почему? (Остальные светофорами показывает согласие или несогласие)
Обязательно называют признаки по которым можно определить этот класс. (Слайды 7-14).
1. Заяц – млекопитающее (кормит молоком)
2. Сова – птица (имеет крылья, клюв, перья, летает)
3. Черепаха – пресмыкающееся (ползает, имеет сухую кожу с чешуйками)
4. Улитка – моллюск (имеет слизскую кожу)
5. Щука – рыба (плавает, дышит жабрами, имеет плавники, хвост, чешую)
6. Ящерица – пресмыкающееся (сухая чешуйчатая кожа, ползает)
7. Комар – насекомое (имеет 3 пары лапок, маленькое)
– Докажите – что это все представители животного мира. (Рождаются и умирают, питаются, дышат, двигаются, размножаются)
– Какой группы животных в кроссворде нет? (Паукообразных и земноводных)
V. Интеллектуально–преобразовательная деятельность
1. Работа в «Рабочей тетради по окружающему миру 1 класс» страница18 задание № 21.
(Слайд 15).
– Соедините стрелками животных с названием групп. При проверке, назовите животное, к какому классу оно относится. (Остальные светофорами показывает согласие или несогласие).
2. Игра «Прилетели птицы»
(изображаем птиц и машем руками, если услышите что-то другое – замрите на месте, будьте внимательны, я вас буду путать)
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Прилетели птицы: голуби, синицы, страусы, стрижи.
Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, стрижи, гаички (? Синички-гаички), чижи,
лебеди и утки – вот спасибо шутке!
3. Викторина «Самый-самый»
– Шарик решил поучаствовать в ВИКТОРИНЕ, которую предлагает его любимая передача «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ». И мы тоже поучаствуем. Напишите с обратной стороны листочка с кроссвордом нужное число. (Слайд 16)
*Эта самый крупный из современных хищных зверей (Бел. Медведь) 2
*Это самое высокое млекопитающее (ЖИРАФ) 3
*Это самое крупное земноводное (КРОКОДИЛ) 1
*Это самое крупное сухопутное млекопитающее (СЛОН) 4
(Слайд 17)
*Это насекомое сумел приручить человек (пчела) 6
(Слайд 18)
*Это самое древнее насекомое (СТРЕКОЗА) 9 (350 млн. лет назад)
*Эта птица самая быстрокрылая (ЛАСТОЧКА) 12
*Это самый глубоководный ныряльщик среди птиц (ПИНГВИН) 10
(Слайд 19)
4. Самопроверка и самооценка
2 3 1 4 6 9 12 10
Пёс Шарик смог отгадать все вопросы викторины правильно. А вы?
– Поднимите зеленый – у кого совпали 7-8 чисел.
VI. Подведение итогов. Рефлексия
– Что сегодня важного мы изучили?
– Что вам понравилось на уроке?
– Как вы считаете, как вы работали на уроке?
– Оцените свою работу с помощью светофора.
Учебные и методические пособия
- Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Учебник для 1 класса: В 2 частях. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» , 2012. – 125с.
- Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Рабочая тетрадь для младших школьников «Окружающий мир. 1 класс» – Самара: Издательство «Учебная литература», 2015. – 32 с.