Урок окружающего мира "Царство животных". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: обобщить знания обучающихся о животных, на этой основе разделить животных на группы.

Задачи:

  • расширение знаний обучающихся о группах животных;
  • развитие логического мышления, навыков анализа и синтеза;
  • формирование умения работать в парах.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, компьютер, листочки с кроссвордом, индивидуальные карточки « Объекты живой природы», светофоры для обратной связи, картинка с изображением сказочного героя.

Планируемые результаты:

  • Личностные:
    • проявление творческого отношения к природе;
    • осознание значимости новой роли «исследователь», оценка своей работы в этой роли.
  • Регулятивные:
    • умение работать по предложенному учителем плану;
    • оценивать сложившуюся ситуацию.
  • Коммуникативные:
    • грамотно формулировать высказывания;
    • сотрудничать с одноклассником.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

1. Организационный момент

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок!

2. Введение в тему

– Сегодня мы с вами совершим путешествие. Куда? Это вы узнаете, отгадав загадку.

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нем. (Лес.)

– Сопровождать нас будет герой книги Э. Успенского «Простоквашино». Он очень любит природу и обожает фотоохоту. Кто это? (Приложение 1)
Закройте глаза, представьте, что вы в лесу. Что и кого вы там можете увидеть?

II. Изучение нового материала

1. Подготовка к теме

Ученики перечисляют объекты природы. (Соответствующие картинки появляются на интерактивной доске.)

– Распределите данные объекты на две группы.
– Рассмотрите две группы объектов природы.
– К какой из групп вы добавите малину, ель, бабочку? Дайте название этим группам.

2. Постановка темы урока.

– Мы будем изучать одну из этих групп. Какую? Отгадайте.

Игра «Угадай».

– У него есть голова, тело и ноги. Кто это?
–У него есть голова, тело, ноги и крылья. А это кто?
– У него есть голова, тело, ноги, крылья, клюв и перья. Так кто же это?
– Какие существенные признаки помогли вам определить животное?
– Так что мы будем изучать на уроке?
– Молодцы.
– Тема нашего урока «Царство животных». (Презентация. Слайд 2).

III. Учебно-познавательная деятельность

1. Изучение темы

– Рассмотрите картинки животных. Каких из них вы знаете? Где они обитают? (Слайд 3)
– Молодцы, правильно.
– Животных на Земле очень много. Они обитают везде – в воде, в земле, на земле, в воздухе.

2. Физминутка (Слайд 4)

Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела.
На четыре – полетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.

3. Работа в паре

– Возьмите один набор объектов природы. Выберите картинки животных.
– Распределите их на группы. Какие группы у вас получились?
Ответы учащихся: звери – белка, корова, волк, лиса; рыбы – акула, щука; птицы – петух, сова, пингвин, лебедь; насекомые – стрекоза, кузнечик.
– Какие картинки остались? (Крокодил, лягушка.)

4. Знакомство с разнообразием животных

– По каким признакам объединили животных? (По особенностям строения животных.)
– По мере того, как обсуждается группа, данные заносятся в таблицу на доске. (Приложение 2).
– Откройте учебник на странице 27. (Слайд 5). Рассмотрите группы животных.
– К каким группам отнесете крокодила и лягушку? (Пресмыкающиеся, земноводные).
– Какую группу не назвали? (Паукообразные).
– Какая группа имеет другое название, отличное от вашего? (Млекопитающие.)
– Почему её так назвали?

Физминутка (Слайд 6).

Утром встал гусак на лапки,
Приготовился к зарядке.
Повернулся влево, вправо,
Приседанья сделал справно,
Клювиком почистил пух
И скорей за парту – плюх.

IV. Диагностика качества освоения темы

1. Разгадывание кроссворда в парах

– Договоритесь – кто пишет, кто помогает. Я читаю загадки, слушайте внимательно. (Приложение 3)

По горизонтали:

1. Угадайте, что за шапка:
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет кору. (Заяц)
2. Всю ночь летает – мышей добывает.
А станет светло – спать летит в дупло. (Сова)

3. Живет она спокойно, не очень-то спешит.
А сверху – снизу каменный носит щит. (Черепаха)

4. Теремок ползет.
На себе его везет хозяюшка богатая, рогатая. (Улитка)

По вертикали:

5. Хвостом в реке виляет.
Зубаста – а не лает. (Щука)

6. Она как змейка в траве мелькает, хвостом виляет.
Хвост оборвет – другой наживет. (Ящерица)

7. Нос долог, голос тонок,
Летит – кричит, сядет – молчит.
Цари его боятся, короли страшатся.
Кто его убьет – человечью кровь прольет. (Комар)

2. Проверка кроссворда

– Скажите, все эти живые объекты из кроссворда относятся к какому царству? (Царство животных).
– При проверке назовите животное, к какому классу оно относится, докажите – почему? (Остальные светофорами показывает согласие или несогласие)

Обязательно называют признаки по которым можно определить этот класс. (Слайды 7-14).

1. Заяц – млекопитающее (кормит молоком)
2. Сова – птица (имеет крылья, клюв, перья, летает)
3. Черепаха – пресмыкающееся (ползает, имеет сухую кожу с чешуйками)
4. Улитка – моллюск (имеет слизскую кожу)
5. Щука – рыба (плавает, дышит жабрами, имеет плавники, хвост, чешую)
6. Ящерица – пресмыкающееся (сухая чешуйчатая кожа, ползает)
7. Комар – насекомое (имеет 3 пары лапок, маленькое)

– Докажите – что это все представители животного мира. (Рождаются и умирают, питаются, дышат, двигаются, размножаются)
– Какой группы животных в кроссворде нет? (Паукообразных и земноводных)

V. Интеллектуально–преобразовательная деятельность

1. Работа в «Рабочей тетради по окружающему миру 1 класс» страница18 задание № 21.

(Слайд 15).

– Соедините стрелками животных с названием групп. При проверке, назовите животное, к какому классу оно относится. (Остальные светофорами показывает согласие или несогласие).

2. Игра «Прилетели птицы»

(изображаем птиц и машем руками, если услышите что-то другое – замрите на месте, будьте внимательны, я вас буду путать)

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Прилетели птицы: голуби, синицы, страусы, стрижи.
Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, стрижи, гаички (? Синички-гаички), чижи,
лебеди и утки – вот спасибо шутке!

3. Викторина «Самый-самый»

– Шарик решил поучаствовать в ВИКТОРИНЕ, которую предлагает его любимая передача «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ». И мы тоже поучаствуем. Напишите с обратной стороны листочка с кроссвордом нужное число. (Слайд 16)

*Эта самый крупный из современных хищных зверей (Бел. Медведь) 2
*Это самое высокое млекопитающее (ЖИРАФ) 3
*Это самое крупное земноводное (КРОКОДИЛ) 1
*Это самое крупное сухопутное млекопитающее (СЛОН) 4
(Слайд 17)
*Это насекомое сумел приручить человек (пчела) 6
(Слайд 18)
*Это самое древнее насекомое (СТРЕКОЗА) 9 (350 млн. лет назад)
*Эта птица самая быстрокрылая (ЛАСТОЧКА) 12
*Это самый глубоководный ныряльщик среди птиц (ПИНГВИН) 10
(Слайд 19)

4. Самопроверка и самооценка

2 3 1 4 6 9 12 10

Пёс Шарик смог отгадать все вопросы викторины правильно. А вы?

– Поднимите зеленый – у кого совпали 7-8 чисел.

VI. Подведение итогов. Рефлексия

– Что сегодня важного мы изучили?
– Что вам понравилось на уроке?
– Как вы считаете, как вы работали на уроке?
– Оцените свою работу с помощью светофора.

Учебные и методические пособия

  1. Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Учебник для 1 класса: В 2 частях. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» , 2012. – 125с.
  2. Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Рабочая тетрадь для младших школьников «Окружающий мир. 1 класс» – Самара: Издательство «Учебная литература», 2015. – 32 с.