Внеаудиторная работа по химии в техникуме. Устный журнал "Химия в профессии"

Разделы: Химия, Внеклассная работа

Внеаудиторная работа по дисциплине в среднем профессиональном образовательном учреждении – насколько сегодня это злободневная тема?
Нужна ли эта работа? Если да, то в какой форме?
По-моему, просто необходима. Преподавателям для того, чтобы «встряхнуться», уйти на время от повседневной, монотонной необходимой работы. Студентам, чтобы ощутить «вкус» изучаемой дисциплины, проявить себя.
Предметная неделя, заканчивающаяся общим мероприятием, как форма работы наилучшим образом соответствует современным требованиям осуществления деятельностного, практико-ориентированного подхода к обучению. Студенты и преподаватели становятся одной командой не на словах, а на деле. А студенческие группы развиваются в коллективы.
К заключительному мероприятию одной из недель дисциплин естественно-математического цикла мы подготовили устный журнал о роли химии в овладении профессией студентами Павловского техникума. Поскольку мероприятие рассчитано на первокурсников, изучающих общеобразовательные дисциплины, углубление в профессию было минимальным, чтобы быть доступным студентам. На «страницах» журнала звучали стихи и монологи о роли химии в современной жизни, в различных профессиях, разыгрывались сценки, демонстрировались компьютерная презентация по теме и, конечно же, химические опыты. Актовый зал на 200 мест, заполненный первокурсниками, взрывался криками восторга и аплодисментами.
Чтобы удался такой праздник знаний, необходима была подготовка в течение двух месяцев. Ребята искали нужный материал в Интернет-ресурсах, выясняли в беседах с преподавателями специальных дисциплин, насколько необходимы химические знания для людей разных профессий, создавали компьютерную презентацию. На занятиях по химии студенты добросовестно осваивали теорию и приемы лабораторных работ, зная, что придется выступать перед зрителями: сокурсниками и преподавателями. Роль преподавателя в подготовке многолика. Он и редактор, и режиссер, и консультант. Преподаватель должен вдохновить студентов на выступление и поддержать во время него. И как педагог делать это так, чтобы дети чувствовали себя свободно, считали работу своей и потом радостно удивились результату: «Оказывается, мы многое можем!»
Вашему вниманию предлагается сценарий устного журнала «Химия в профессии».

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1 страница. Роль химии в жизни человека. 5 мин. Вступительное слово преподавателя. (Презентация. Слайды 1-3)

В последнее время часто можно услышать выражение «это химия», несущее в себе негативный оттенок. Слово «химия» стало как будто даже ругательным. Действительно ли плохо то, к чему химия «приложила руки»? Давайте разберемся в этом.
Любая наука о природе постигает ее законы, открывает их, но отнюдь не устанавливает. Знания не могут иметь эмоциональной окраски, т.е. быть хорошими или плохими. А вот применять их на пользу или во вред – это выбор человека.
Открытие закона сохранения массы веществ гениальным русским ученым М.В. Ломоносовым дало возможность использовать математические расчеты в химии. Открытие периодического закона не менее гениальным Д.И. Менделеевым упорядочило сведения обо всех известных химических элементах. Периодический закон и периодическая система используются учеными для направленных поисков новых элементов.
Науки и вслед за ними учебные предметы и дисциплины удовлетворяют естественную потребность человека в познании, расширяют его кругозор, учат жить в согласии с окружающим миром. Химия вооружает человека знаниями о веществах и их превращениях друг в друга. Химия достойна уважения и восхищения только за то, что был изучен состав белка инсулина и освоен его промышленный синтез, благодаря чему тысячи больных диабетом были спасены от гибели. Многие антибиотики научились синтезировать, т.е. получать химическим путем, а иначе пришлось бы выращивать для этого микроорганизмы. А ведь это очень трудоемкий процесс и малоэффективный.
А производство полимеров, из которых изготавливают все необходимое: от одежды и кухонной утвари до строительных материалов! Не нужно вырубать леса. Да и стоят такие изделия гораздо дешевле. Разве это плохо?
Поистине: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие…», – как говорил великий М.В. Ломоносов. И от самого человека зависит, будут ли эти дела добрыми.

На сцену выходят двое студентов. В это время два студента запускают компьютерную презентацию по теме).

1-й студент (слайды 4-6): В начале химия существовала как ремесленное производство. Впоследствии в результате разделения труда и развития химического производства на его основе возникли новые направления человеческой деятельности. К ним относятся натурфилософские системы античности, древний пробирный анализ, алхимия. Затем возникли медицинская химия и «экспериментальная натурфилософия» эпохи Возрождения. Далее последовательно формировались теоретическая и прикладная химия (XVIII в.), промышленная, органическая и физическая химия (XIX в.), радиохимия, биохимия и квантовая химия (XX в.). Но при всем разнообразии отраслей химии всех их объединяет общая цель — путем химического превращения получить нужный продукт или новые знания о природе веществ.

2-й студент (слайды 7, 8): Значение химии в жизни человека трудно переоценить.
Большинство материальных потребностей, возникающих в жизни человека, обслуживается природной химией или получает удовлетворение в результате использования в производстве химических процессов.
Даже возвышенные и гуманистические устремления людей в своей основе опираются на химию человеческого организма, и, в частности, сильно зависят от химических процессов в мозге человека.
Конечно же, всё богатство и разнообразие жизни нельзя свести только к химии. Но наряду с физикой и психологией, химия как наука, представляет собой определяющий фактор развития человеческой цивилизации.

2-я страница. Химия в профессии. Выступление студентов. 6 мин.

На сцене выстраиваются пятеро студентов.

1 студент (читает стихи «Химия – окно в огромный мир». ProШколу.ru Набатова Т.В.) (Слайд 9)

Химические темы, как перроны
Проносятся, на каждом столько лиц!
На траектории не люди – электроны,
И жизнь почти невидимых частиц!

И как планеты в космосе, частицы
Несутся, открывая мир идей.
Не химия ли открывает принцип
Валентных связей и среди людей?

Не знать законов?!
Что ж, сказать по чести,
Безграмотный, увы, убог и сир.

Все движется, мир не стоит на месте,
И ХИМИЯ – окно в огромный мир!

2 студент (рассказывает о роли химических знаний в профессии механика). (Слайды 10-12)

Любой вид производства обеспечивается совместными действиями технологов и механиков. В основном техническом процессе каждого подразделения предприятия обязательно участвуют инженер-технолог и инженер-механик, а также техник-механик. Инженер-механик и техник-механик занимаются вопросами, относящимися к машинам и аппаратам, предназначенным для осуществления заданной технологии

3 студент (раскрывает значение химических знаний для специалиста по компьютерным сетям). (Слайды 13, 14)

Специалист должен знать:

• сплавы
  • из каких химических элементов состоят композиционные материалы
  • как материалы соединяются друг с другом
  • электропроводность материалов
  • изучение электротехнических материалов и композиционных материалов будет базироваться на знаниях неорганической химии, знаниях таблицы Д.И.Менделеева

4 студент (освещает роль химических знаний в профессии землеустроителя). (Слайды 15-18)

Проведение мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивация нарушенных земель, защита земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий требует прочных химических знаний.

5 студент (показывает значение химических знаний для специалиста по водоснабжению). (Слайды 19-21)

Решение вопросов технологии очистки воды возможно лишь при наличии достаточных знаний в области химии воды и гидробиологии. Для формирования специалиста такого широкого профиля в учебный план специальности «Водоснабжение и водоотведение» входит изучение специального курса химии, включающего аналитическую химию.

3 страница. Химия – наука экспериментальная. Демонстрация студентами химических опытов (14 мин.)

1 студент в роли учителя химии в белом халате читает стихотворение «Правила выживания в кабинете химии» (openclass.ru). В это время остальные участники готовят оборудование. (2 мин.) (Слайд 22)

1 студент:

Ты на химию пришел,
Так запомни, кроха,
Безопасность – хорошо!
Быть безруким – плохо!
Если ты во все подряд
Окунаешь пальчик,
Про такого говорят:
«Бестолковый мальчик!»
Если пробуешь на вкус
Ты все непременно,
Может, мальчик, ты не трус,
Но глупец отменный!
Ты над брюками держал
С кислотой пробирку?
Круто, парень, ты «попал»
На штанишки с дыркой!
Если сильно бережешь
Ты свою одежду,
А раствор на книжку льешь,
Жаль тебя невежду!
Не подумайте, что я
С мальчиками строже:
Что мальчишкам здесь нельзя,
То – девчонкам тоже.

2 студент демонстрирует опыт «Волшебные напитки» (3 мин.) (Слайды 23-24)

Второй студент: в колбе – апельсиновый сок (раствор метилового оранжевого). Но его мало. Добавлю к нему немного воды. (Приливает раствор соляной кислоты.) Смотрите, апельсиновый сок стал вишневым! Что за чудеса? Добавим к нему еще воды. (Приливает раствор гидроксида натрия.) Смотрите-ка, вишневый сок опять стал апельсиновым!
И в этот стакан с водой я добавлю еще водички. (Приливает к раствору гидроксида натрия раствор фенолфталеина.) Что такое? В стакане – малиновый напиток!

Во время экспериментов 1-й студент записывает на доске уравнения происходящих реакций.

После окончания опытов 1-й студент объясняет их, используя записанные уравнения:

«апельсиновый сок» – это водный раствор индикатора метилоранжа, имеющий нейтральную среду. При добавлении к нему соляной кислоты среда становится кислой из-за диссоциации кислоты: HCl = H+ + Cl– , и окраска метилоранжа становится розовой. Если к полученному раствору прилить раствор гидроксида натрия, то окраска индикатора станет опять оранжевой, т.к. протекает реакция нейтрализации: HCl + NaOH = NaCl + H2O, либо желтой при избытке щелочи: NaOH = Na+ + OH– .
Индикатор фенолфталеин под действием раствора щелочи становится малиновым.

3 студент демонстрирует опыт «Извержение вулкана» (3 мин.) (Слайд 25)

3-й студент зажигает лучинку в пламени спиртовки и подносит ее к насыпанному горкой на асбестовой пластинке дихромату аммония. Когда реакция начнет протекать энергично, убирает лучинку и гасит ее.

Во время эксперимента 1-й студент записывает на доске уравнение происходящей реакции. После окончания опыта 1-й студент объясняет его, используя записанное уравнение: (NH4)2Cr2O7 =t Cr2O3 + N2 + 4H2O.

Первый студент: при нагревании дихромата аммония он разлагается с образованием оксида хрома (III), зеленые хлопья которого поднимаются вверх выделяющимися газообразным азотом и парообразной водой.

4 студент демонстрирует «Огненную метель» (2 мин.) (Слайд 26)
4-й студент вносит в пламя спиртовки оксид хрома (III), нагревает его докрасна и помещает в банку объемом 3 л, в которую заранее налили примерно 20 мл концентрированного раствора аммиака. Ложечкой нужно совершать круговые движения до тех пор, пока образуются искры.

Во время эксперимента 1-й студент записывает на доске уравнение происходящей реакции. После окончания опыта 1-й студент объясняет его, используя записанное уравнение: 4NH3 + 5O2 = 4NO + 6H2O, Cr2O3 – катализатор.
Первый студент: происходит каталитическое окисление аммиака. Эта реакция экзотермическая. От выделяющегося тепла частицы оксида хрома (III) раскаляются и светятся.

5 и 6 студенты демонстрируют взрыв «Гремучей смеси» (3 мин.) (Слайд 27)
5-й студент наполняет металлическую консервную банку водородом из аппарата Киппа, затем вынимает из отверстия в ней спичку. 6-й студент подносит к отверстию горящую лучинку. Слышим оглушительный звук. Банка взлетает вверх, после чего падает на это же место на столе.

Во время эксперимента 1-й студент записывает на доске уравнение происходящей реакции. После окончания опыта 1-й студент объясняет его, используя записанное уравнение: 2H2 + O2 = 2H2O. Смесь водорода и кислорода в эквивалентном количестве, т.е. в соотношении 2 : 1, взрывается с оглушительным звуком, поэтому называется «гремучей смесью». В данном опыте используется кислород, находящийся в воздухе.

Заключительное слово преподавателя (1 мин.)

Преподаватель благодарит участников выступления и зрителей, желает им успехов в освоении химии. (Слайд 28).