1. Оргмомент
- Здравствуйте, проверьте рабочие места, садитесь.
2. Подготовка к активной познавательной деятельности.
Диалог
Учитель: “Поговорим?”
Ученик: “О чём?”
Учитель:
“О всяком и о прочем.
О том, что хорошо и хорошо не очень.
Что-то знаю я, а что-то вам известно.
Поговорим?”
Ученик: “Поговорим! Нам будет интересно!”
3. Определение темы и цели урока
- Предлагаю определить тему разговора.
- Прочитайте слова: прекрасный, красивый, белый, цветок, весенний, нежный. Найдите лишнее слово. Докажите.
- Как назвать оставшиеся слова?
Это и есть тема нашего разговора: Имя прилагательное.
- Что же такое прилагательное?
- Многое мы знаем о прилагательном и сегодня на уроке мы продолжим открывать тайны нашего языка. Нам предстоит понять роль имен прилагательных в речи. Определить её поможет стихотворение. Будьте внимательны, чтобы определить ключевые слова:
Я - часть речи интересная,
Широко в миру известная:
Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить!
- Какие слова помогают понять роль прилагательных в речи?
- А учиться чему будем на уроке? (учиться использовать прилагательные в речи, делая её точной, красивой и выразительной).
- Нам предстоит убедиться, что им. прил. уточняют речь и обогащают.
- Отгадайте загадку:
Из луковки вырос,
Но в пищу негож.
На яркий стаканчик
Цветок тот похож. (тюльпан)
- Как догадались?
-Ученицам 3 класса нужно было подобрать к данной картинке прилагательные. Прочитайте их: весенний, оранжевый, остролистый.
- Все ли они подходят к данному предмету?
- Подчеркните прилагательные, которые подходят к нашему тюльпаны.
- Прочитайте, почему выбрали эти слова?(уточняя.т образ)
- В чем убедились, выполняя это упр.? (прил. уточняют)
Самооценка: положите перед собой лист самооценки. 1 этап называется ТЮЛЬПАН. Критерий оценки: каждое правильно найденное слова - 1 балл, запишите набранное количество баллов.
4. Применение знаний
- В какое время года тюльпаны украшают наш город?
- Подберите прилагательные, что бы образ весны был разным.
- Весна стала разной. В каком месяце весна бывает ранней? (в марте) Звонкой? (в апреле) Нарядной? (в мае)
Групповая работа: перед уроком каждый ученик выбрал себе карточку-рисунок(кроме художников), дети заняли места в соответствии с крупным рисунком на столах;
выбор ролей- из предложенных картинок каждый выбрал себе роль.
- Дальше продолжим работу в группах. Вспомним правила.
- Предлагаю вам прочитать шаблон текста о весне. Обсудите его в группе.
Наступила весна. Светит солнце. В небе облака. Деревья стоят. Появились___________ . Птицы поют. Хороша весна!
- Что можете сказать о тексте?
- Вам предстоит стать волшебниками. Этот текст нужно будет украсить и уточнить прилагательными, но не просто так, а в соответствии с названием.
- Можно воспользоваться словами для справок.
- А так же выполнить задание: проанализировать свою работу.
- А художникам по словесному описанию весны создать иллюстрацию в программе ПервоЛОГО и Paint. Время работы 6 минут.
Тексты для группы художников.
Задание: по словесному описанию создать иллюстрацию в программе Paint.
Март.
Наступила долгожданная весна. Светит робкое солнце. В хмуром небе плывут серые облака. Деревья стоят голые. Появились первые проталинки. Птицы поют весенние песни.
Хороша ранняя весна!
Задание: по словесному описанию создать иллюстрацию в программе Paint.
Апрель.
Наступила звонкая весна. Светит ласковое солнышко. В светло-синем небе плывут лёгкие облака. Деревья стоят с почками. Появились первые весенние цветы. Птицы поют радостные песни.
Хороша апрельская весна!
Задание: по словесному описанию создать иллюстрацию в программе Перво Лого.
Май.
Наступила яркая весна! Приветливо светит тёплое солнышко. В голубом небе плывут белые облака. Деревья стоят нарядные. Появились разноцветные тюльпаны на клумбах. Птицы поют звонкие песни.
Хороша майская весна!
Задания для групп волшебников.
Группа “Подснежники”
Задание:
а) в текст №1 вставить имена прилагательные, в соответствии с названием “Март”. Можно воспользоваться словами для справок.
Текст № 1
Наступила весна. Светит солнце. В небе облака. Деревья стоят. Появились___________ . Птицы поют. Хороша весна!
Слова для справок:
весна | солнце | небо | облака | деревья | песни |
ранняя, долгожданная, звонкая, апрельская, яркая, поздняя, майская |
робкое, ласковое, теплое | Хмурое, светло-синее, голубое |
серые, лёгкие, белые | голые, зелёные, нарядные | весенние, радостные, звонкие |
б) выполни задание на карточке: сравни два текста, закончи предложения:
1. В текст мы добавили _____________________________.
2. Они связаны с ___________________________________.
3. В тексте они обозначают _________, ______________ и __________________.
4. Имена прилагательные сделали этот текст ____________ ____________________ и ______________________.
Группа “Крокусы”
Задание: а) в текст №1 вставить имена прилагательные, в соответствии с названием “Апрель”. Можно воспользоваться словами для справок.
Текст № 1
Наступила весна. Светит солнце. В небе облака. Деревья стоят. Появились___________ . Птицы поют. Хороша весна!
Слова для справок:
весна | солнце | небо | облака | деревья | песни |
ранняя, долгожданная, звонкая, апрельская, яркая, поздняя, майская |
робкое, ласковое, теплое | Хмурое, светло-синее, голубое |
серые, лёгкие, белые | голые, зелёные, нарядные | весенние, радостные, звонкие |
б) выполни задание на карточке:
сравни два текста, закончи предложения:
1. В текст мы добавили _____________________________.
2. Они связаны с ___________________________________.
3. В тексте они обозначают _________, ______________ и __________________.
4. Имена прилагательные сделали этот текст ____________ ____________________ и ______________________.
Группа “Тюльпаны”
Задание:
а) в текст №1 вставить имена прилагательные, в соответствии с названием “Май”. Можно воспользоваться словами для справок.
Текст № 1
Наступила весна. Светит солнце. В небе облака. Деревья стоят. Появились___________ . Птицы поют. Хороша весна!
Слова для справок:
весна | солнце | небо | облака | деревья | песни |
ранняя, долгожданная, звонкая, апрельская, яркая, поздняя, майская |
робкое, ласковое, теплое | Хмурое, светло-синее, голубое |
серые, лёгкие, белые | голые, зелёные, нарядные | весенние, радостные, звонкие |
б) выполни задание на карточке:
сравни два текста, закончи предложения:
1. В текст мы добавили _____________________________.
2. Они связаны с ___________________________________.
3. В тексте они обозначают _________, ______________ и __________________.
4. Имена прилагательные сделали этот текст ____________ ____________________ и _________.
Представление результатов групповой работы.
Учащиеся рассматривают иллюстрации, которые сделали группы учащихся к готовым текстам, соотносят содержание текста и иллюстрацию.
- Я подготовила музыку из цикла “Времена года” П.И.Чайковского
- Предлагаю лидеру группы прочитать текст под музыку, а вам предстоит определить, соответствует ли полученный текст названию месяца. Приготовьте сигналы.
- Следующий рисунок.
- Итак, первичный текст был один, результаты работы разные. Почему?
5. Итог-обобщение
Группе “Подснежники”:
- Слова какой части речи добавили в текст? С чем они связаны? (в нашем тексте мы вставили имена прилагательные, они связаны с существительными)
Группе “Крокусы”:
- Что обозначают прилагательные в ваших текстах?(прилагательные обозначают признак, цвет предметов и настроение существительных)
Группе “Тюльпаны”:
- Как изменился первичный текст, благодаря этому?
(образ весны стал ярким и выразительным)
Обобщение: имена прилагательные уточняют речь, обогащают, делают яркой, красивой и образной.
Самооценка. Обсудите работу каждого в группе и оцените в листе самооценки.
- Предлагаю написать синквейн “ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ”, а художники попробуют продолжить стихотворение, подобрав рифмы (на доске).
Имя прилагательное,
Мы с тобой дружны.
Признаки предметов
Называешь ты.
Радостное утро,
Звонкая капель,
______________
Представление результатов (зачитывают синквейны)
- Я очень довольна вашей работой на уроке и хочу подарить синквейн вам, ребята.
Ученики.
Дружные, старательные.
Изучают, понимают, создают.
Я горжусь учениками.
Молодцы!
5.1. Итог оценивания работы:
- Возьмите листы самооценки. Суммируйте количество баллов и обведите оценку за урок.
Поднимите руку те, кто получил “5”, “4”, “3”.
5.2. Эмоциональная рефлексия
- На прощание предлагаю посадить на майской клумбе тюльпаны.
- Если урок был для вас интересным, вы достигли цели, которую перед собой ставили, посадите оранжевый тюльпан,
- если вы испытывали затруднения, но справились с трудностями - посадите розовый тюльпан,
- если у вас остались вопросы, потому что постеснялись их задать, посадите белый тюльпан.
Лист самооценки
Этап урока | Критерии оценки | Oценка |
Применение знаний: 1. Прилагательные к слову “тюльпан” |
3б.- за три правильных слова 2 б. за два правильных слова 1б. за одно правильное слово |
1,2,3 |
2. Групповая работа | 3б.- активно работал, с ролью справился 2б. активно работал, но допускал ошибки 1б. – пассивно работал, результат невысокий |
1,2,3 |
Отличный результат групповой работы | + 2 б. | |
Хороший результат групповой работы | + 1б. | |
Оценка за урок | “5” - 7-8 баллов “4” - 5 -6 баллов “3” - менее 5 баллов |
Приложение 2.
Шаблон синквейна
Прилагательное
_____________________, ______________________
_________________,________________,_____________
_______________________________________________
_____________________