Цели:
- познакомить с мастерством миниатюрной росписи на поверхности яйца, с историей и особенностями этого древнего искусства;
- научить рисовать традиционные элементы и орнаменты, создавать различные композиции;
- совершенствовать умение работать кистью и красками;
- научить пользоваться цветом как средством художественной выразительности, окрашивать изображение сложного контура;
- развивать фантазию, наблюдательность, и воображение учащихся;
- формировать эмоционально-эстетическое отношение к изображаемому, воспитывать любовь и доброту к окружающему миру, интерес к искусству и культуре русского народа.
Оборудование для учителя: мультимедийная презентация.
Оборудование для учащихся: шаблоны яиц, простой карандаш, гуашь, кисти.
Музыкальный ряд: видеоклип «Пасха» (Приложение 1)
Урок сопровождается мультимедийной презентацией (Приложение 2).
ХОД ЗАНЯТИЯ
Учитель:
Храм Господний озарен
Солнцем золотистым,
Льется колокольный звон –
Звон пасхальный чистый.
Зажигает лица он
Радостью сердечной,
Ведь поет пасхальный звон
Песнь о жизни вечной!
На Пасху всем желающим, особенно детям, разрешалось звонить в колокола. Поэтому беспрерывно звучал колокольный звон.
Пришла желанная весна,
Ушла зима в седые дали.
Земля воспрянула от сна,
И голубая даль ясна,
И не терзают нас печали.И светит солнышко с небес
Лучом весеннего привета,
Шумит вдали зеленый лес,
И гимн звучит: «Христос Воскрес!»
Учитель: О каком празднике идет речь?
Ученик: Пасха.
Учитель:А что это за праздник?
Ученик: Пасха – Христианский праздник. В этот день воскрес Иисус Христос. Этот праздник самый большой в году. Интересно наблюдать за природой. В это время все оживает, деревья и кустарники покрываются почками и листочками, все зеленеет вокруг.
Учитель: Слово «Пасха» образовалась от древнееврейского слова «песах», что значит – «прохождение». На русском означает – освященная стопочка сыра, творога. Праздник Пасхи – один из основных в народном календаре. Он всегда выпадает на весенние дни. Весна всегда связана со светлыми ожиданиями, надеждами…Православная Церковь считает Пасху главным христианским праздником. Этот праздник символизирует победу добра над злом. Светлое Христово Воскресение – день радостный, светлый. Все события, связанные с ним, – огромное чудо.
Учитель: Почему чаще всего яйца красят в красный цвет? А кто из вас знает, почему мы красим яйца?
Легенда
По преданию Мария Магдалена отправляется, по воскрешения Иисуса отправилась в Рим и принесла императору Тиберию простое яйцо, сказав: « Христос воскрес!» Не поверил, император заявил, что в это также трудно поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным. Пока он это говорил, на глазах у изумленных людей белое яйцо стало ярко красным. С тех пор в память об этом событии пасхальные яйца красили в красный цвет, и они так и назывались “крашенки”.
Красный цвет – цвет крови, пролитой на Голгофе, но и одновременно цвет радости по случаю что “Христос воскрес”.
Яйцо – символ общечеловеческий, оно фигурирует в мифологиях всех народов
Христианство включило этот общечеловеческий символ в свою символику.
Яйцо стало не только символом создания мира, но и, прежде всего его воссоздание во Христе.
Яйцо оказалось удивительным даже потому, что обладает способностью сохранять и воссоздавать жизнь из него возникали вселенная.
Учитель: А как вы думаете, почему именно вербу выбрали люди в качестве предвестника праздника?
Эти пушистые распустившиеся почки вербы повсюду на Руси считались целебными, наделенными особой силой, говорили, что соприкоснувшись с человеком, животным, землей, веточка вербы может поделиться с ними своей жизненной силой.
На Пасху существуют народные приметы:
Учитель: Под первыми распустившимися берёзками съедали яичницу.
В знак расположения и дружбы дарили яйца родным и близким, разбивали яйца на свадьбах.
Учитель: Какие вы знаете народные приметы на пасху?
1. На пасху небо ясное, солнце играет – к хорошему урожаю и лету.
2. На Святой неделе дожди – добрая рожь.
3. На Святой неделе гром – к хорошему урожаю.
4. Если на второй день Пасхи будет ясная погода – лето будет дождливое, если пасмурная – сухое.
5. Пастухи верили, что пасхальное яйцо помогает отыскать заблудившуюся скотину.
6. На Пасху деды расчесывали волосы с пожеланием, чтобы у них было с только внуков, сколько волос на голове.
Учитель: А что вы, ребята, знаете о том, как отмечают праздник Пасхи на Руси?
Пасхи не бывало без качелей. Почти в каждом дворе устраивались качели для детей, а на главной площади заранее вкапывались столбы, навешивались веревки, прикреплялись доски – возводились общественные качели и карусели. Верили люди: чем больше и выше качаешься в праздник, тем счастливее и успешнее будет год, тем лучше будет урожай.
Еще с Пасхи начинались знаменитые русские хороводы. Хождение по кругу напоминало движение солнца и должно, было помочь быстрому пробуждению и расцвету природы.
На Пасху готовят специальную обрядовую еду.
Учитель:Как вы думаете, что это за еда?
Ученик: Она включает в себя пасху из творога, куличи и крашеные яйца.
Кулич, пасха и яйца должны быть готовы к субботе, когда все это понесут в церковь, чтобы освятить.
Учитель:Как понимаете смысл этой пословицы?
1. Наш Фадей каравай хлеба с одним яйцом съест. (Так говорят о прожорливом человеке).
2. Дай ему яичко, да еще и облупленное. (Посмеиваются над жадными и ленивыми людьми).
3. Хоть черненькая курица, да на белых яичках сидит. (Замечают краснословы о суровых на вид людях с добрым сердцем).
Использовали писанки в разных веселых забавах, развлечениях и играх.
Учитель: Ребята, а какие игры с яйцами вы знаете?
Ученик:
1. Раскручивали яйца на поверхности стола или на лавке – чье будет дольше вертеться.
2. Скатывали с положенной наклонно доски – чье яйцо покатится дальше.
3. Ударяли яйца друг о друга концами – чье самое крепкое.
4. Любимой пасхальной забавой всегда было катание яиц. Яйца катали с бугорочка. Если скатившееся яйцо ударялось о какое-нибудь предмет, лежащий на земле, играющий брал это яйцо себе.
Проводится игра «Найти пару».
Давайте поиграем! Попробуйте каждой схеме найти соответственно расписанную писанку. (Приложение 3)
Пасхальные яйца вытачивали из дерева, делали из фарфора, стекла, из камня и драгоценных металлов.
Вершиной этих художественных поисков стали пасхальные яйца фирмы Фаберже.
Большинство пасхальных яиц Фаберже заключало в себе сюрприз.
Крашение яиц выполнялось по-разному: их варили в подкрашенной воде, в луковом отваре (шелуха лука), в отваре коры деревьев.
Перед практической работой проведем физминутку:
Верх руки подняли и покачали
– Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули
– Ветер сбивает росу.
В сторону руки, ими помашем
– Это к нам птицы летят.
Где они сядут, тоже покажем
Руки сомкнули назад,
Встали, встряхнулись,
Всем улыбнулись
И сели работать опять.
Практическая работа:
На столе у каждого шаблон в форме яйца и карточки с орнаментами. Вам предстоит продумать мотив и расписать пасхальное яйцо.
Физминутка:
Мы сидели, рисовали
и немножечко устали.
Встали, руки развели,
Вверх подняли, потянулись
Опустили и нагнулись
Раз, два, три, четыре, пять
Можно снова рисовать.
Да, сегодня на уроке вы поучились росписи яиц, узнали о маленьких хитростях.
Рефлексия.
Выскажите свое мнение по уроку:
«Мне понравилось…»
«Мне не понравилось…»
«Я узнал…»
«Я хочу похвалить себя…(кого-то)»
Д/З. Подготовить иллюстративный материал по современному декоративному искусству.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. http://ru.wikipedia.org/wiki
2. http://www.moscowkremlin.ru/faberge/faberge_r.html
3. http://www.paskha.ru/gallery/&gcid=1&show=gallery
4. http://blogs.mk.ru/users/oksana_mueller/post100898197/
5. Презентация Шишлянниковой Е.В.учителя гимназии №8 г. Дубна Московская обл.