Урок изобразительного искусства в начальных классах с применением ЭОР

Разделы: Начальная школа


Цель урока:  дать представление об образе прибалтийских городов; создание художественного образа прибалтийского города средствами программы «Перволого 3,0».

Задачи:

  • Обучающие: формировать представление образов прибалтийских городов, познакомить учащихся с особенностями архитектуры,  обогащать словарный запас;
  • Воспитательные: воспитывать в учащихся интерес к архитектуре средневековья, толерантность к другим народам;
  • Развивающие:развивать умение учащихся анализировать изображения архитектурных памятников, зданий, сопоставлять, делать выводы,  развивать эмоциональное, эстетическое, образное восприятие, творческие способности детей;

Необходимое техническое оборудование:экран,  проектор, компьютеры.   

Продолжительность реализации разработки урока– 45 минут.

Способ  проверки  знаний  данной  темы: создание альбома работ учащихся в электронном виде, самооценка.

Перспективы дальнейшего  развития  данной темы: изображение средневекового замка.

Урок может  быть использован на уроках  изобразительного искусства в 4 классе и во внеурочной деятельности в  образовательных  учреждениях. 

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время (в мин.)

 

Организация начала урока.

 

Организует эмоциональный настрой.
Повторяем за мной:
Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Слушаем внимательно, Работаем старательно.
Давайте улыбнемся и начнем работать.
Проверяет готовность детей к уроку. Приветствует детей.
Давайте вспомним, с чем мы знакомились на прошлых уроках?

Проверяют наличие всех учебных принадлежностей.

 

Отвечают на вопрос учителя.

2 мин.

1.

Введение в тему, целеполага
ние.

 

Информационный, Презентация, слайды № 1, 2.

 

Сегодня мы продолжим говорить о городах.
Скажите, что можно увидеть в любом городе?
Можно ли сказать, что все города похожи?
Чем они похожи?
Градоустройство всех городов одинаково. Как вы понимаете это слово? (слово записано на доске, выполняем деление слова, выделяем два корня).
Град – город, устройство – составные части.
Но каждый город имеет свои особенности. Они зависят от его местоположения, страны, а также от времени его появления. Любой город имеет свои достопримечательности. Это места, здания, памятники, имеющие художественную и историческую ценность.
Сегодня мы совершим путешествие в Прибалтику.
Сформулируйте цель нашего путешествия.
Кому из вас знакомо это слово ПРИБАЛТИКА?
Это область Северной Европы, которая находится на берегу Балтийского моря.
Мы побываем в прибалтийских городах, познакомимся с достопримечательностями этих городов, чтобы выявить их архитектурные особенности и на их основе создать свою творческую работу.

Отвечают на вопросы учителя.

 

Слушают учителя.

 

 

 

 

Формулируют цель урока, предполагают.

3 мин.

2

Изучение нового материала.

Информа
ционный.
Приложе
ние. Слайды №3, 4, 5

 

 

 

 

Слайд № 6

 

 

 

 

 

 

Слайд №7.

 

 

 

Слайды №8, 9.

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №10

 

 

 

 

Слайд №11

 

Слайды №12, 13

Слайды №14,15

Первая остановка у нас будет в городе Таллин. В Таллине, как в одном из городов средневековой Европы, сохранилось много достопримечательностей. Главной достопримечательностью города является замок Тоомпеа. Это одно из старейших и величественных архитектурных памятников Эстонии. Назван он так, потому что построен на холме Тоомпеа, который, согласно легенде, сложила Линда на могиле своего мужа, великого воина. Сначала этот замок был крепостным защитным сооружением, затем постепенно превратился в жилое здание – дворец. Сейчас в этом здании располагается парламент Эстонии. Есть ли в России похожие здания?
Что особенного вы увидели? (записывает на доске особенности архитектуры, выявленные детьми)
Это ратуша в Таллине. Может кто-нибудь из вас знает, что такое ратуша?
Запишем, ратуша – это здание городского совета.
Первое упоминание об этой ратуше относится к 1322 году, это очень старое здание. Что интересного вы увидели?
На этой башне мы можем увидеть шпиль, на который помещен флюгер, который назван «Старый Томас». Что такое флюгер? (указатель направления ветра). В виде какой фигуры он изображён? Как выдумаете почему?
Обратите внимание на крышу ратуши.  Записывает на доске особенности архитектуры, выявленные детьми.
Что общего между замком Тоомпеа и ратушей?
Такие здания характерны для Европы.
Но в Таллине можно увидеть и архитектурные памятники, посвященные российским героям.
Это Собор Александра Невского. Кто  такой А.Невский? Он посвящен новгородскому князю Александру Невскому и был построен в 1900 году.
 Что такое собор?
Запишем: собор – главная или большая церковь в городе.
Встречали ли вы где–нибудь похожие здания?
Правильно,  православные соборы есть не только в России, их можно встретить практически в каждой стране мира.
Следующая остановка – город Рига. Это Рижский замок. Что интересного вы видите?
Чем он похож на здания, о которых мы уже говорили? (записывает на доске особенности архитектуры, выявленные детьми)
Что ещё мы с вами видим на этом слайде?
Это Академия Художеств, которая находится в Риге. Вы смотрели фильм о Гарри Поттере? Что вам напоминает это здание?
Гарри жил в Англии, но это здание похоже на английские замки, потому что на архитектуру Прибалтики оказало влияние искусство и архитектура Западной Европы.
Каковы особенности здания Академии? Записывает на доске особенности архитектуры, выявленные детьми.
А что может рассказать нам эта фотография?
Это  улица Риги с обычными жилыми домами.
Они тоже имеют характерные черты, схожие с особенностями достопримечательностей. Как вы считаете, чем похожи Таллин и Рига друг на друга?
А теперь я вам предлагаю перенестись в город Вильнюс. Давайте побродим по городу и посмотрим на его особенности. Первое, что нам встретилось – это часовня. Кто знает, что такое часовня? (небольшое христианское здание для чтения молитв, сооруженное в особых местах)
Что интересного в этом здании? (записывает на доске особенности архитектуры, выявленные детьми)
Часовня была построена в 1797 году, как усыпальница княжны Наталии Александровны Репниной.
Теперь на нашем пути встретился костел – католический храм, церковь. В мире существует религия – христианство, в которой выделяют два направления – католицизм и православие. В России преобладает православие, а в Европе – католицизм. Собор – это православный храм, а костёл – католический.
Это здание построено в 1596 году и освящено в честь Святого Казимира.
Похож ли костел на собор?
Чем?

Рассматривают слайды: Замок Тоомпеа, ратуша, собор. Записывают в альбом определения понятий: ратуша, собор. Выявляют общие характерные черты замка и ратуши.

 

 

 

 

 

 

Высокие башни, толстые каменные стены, полукруглые стрельчатые окна

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

Остроконечная крыша с крутыми скатами

Отвечают на вопрос.

 

Отвечают на вопрос.

Записывают определение в альбом.

 

Отвечают на вопрос учителя.

 

 

Башня со шпилем, полукруглые окна, толстые стены.

Отвечают на вопрос.

Называют основные черты здания

Рассматривают фотографии, находят общие черты.

Отвечают на вопросы.

Называют особенностиЗаписывают понятие.

Рассматривают здание (многоступенчатый купол, две высокие башни, арочные окна).
Находят и называют отличия и сходство.

12 мин.

3

Закрепление

 

Мы завершили наше путешествие по городам Прибалтики. В каких городах мы сегодня побывали?
Обобщим особенности этих городов. Отличаются они от наших русских городов? Чем?
(рядом с записанными особенностями архитектуры вывешивает картинки, иллюстрирующие эти особенности)
Хорошо. Молодцы. Мы с вами выяснили особенности прибалтийских городов.

 

Перечисляют города.

Называют особенности

 

3 мин.

4

Физкульт
минутка

 

Мама приходит с работы (ходьба на месте)
Мама снимает боты (наклоны вперед)
Мама проходит в дом,
Мама глядит кругом (повороты вправо, влево)
«Был на квартиру налет?»
«Нет!» (изображают самолет)
«К нам заходил бегемот?»
«Нет!» (приседают несколько раз)
«Может быть, дом не наш?»
«Наш!» (руками показывают прямоугольник)
«Может не наш этаж?»
«Наш!» (вытягиваются вверх, став на носочки)
«Просто приходил Сережка,
Поиграли мы немножко» (пожимают плечами)
 

Выполняют физкультминутку

 

2 мин.

5

Творческая работа

 

Сейчас выполним творческую работу. Ваша задача: изобразить здание, отразив особенности архитектурных памятников Прибалтики, работая впрограмме «ПервоЛого 3,0». Самое главное, вы не должны забыть о характерных чертах зданий.
Все готовы?
(инструктаж учителя)
Приступаем к работе. Следит за работой учащихся, оказывает необходимую помощь.

Время работы истекло.
Молодцы, вы все справились с поставленной задачей. А теперь сохраняем рисунки. (Инструктаж)

Выполним гимнастику для глаз. Двигаем глазами вверх – вниз, влево – вправо. Зажмурились, снимем напряжение, досчитаем до десяти.

 

Внимательно слушают инструктаж, выполняют работу на нетбуках в программе «ПервоЛого 3,0».

 

 

 

Выполняют гимнастику для глаз

17 мин.

6

Итог урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №17

Давайте подведем итог нашей работы. Что нового узнали? С какими новыми понятиями познакомились? Чему учились?
Предлагает подвести итоги в виде рефлексии:
– сегодня я узнал…
– было интересно…
– было трудно…
– я выполнял задания…
– я понял, что…
– я почувствовал, что…
– я приобрел…
– я научился…
– у меня получилось
– я смог…
– мне захотелось
Анализирует и оценивает успешность достижения целей, определяет работу с теми, кто имеет затруднения.
В  прибалтийских  городах  в основном сохранилась средневековая архитектура, но каждый город по-своему загадочен и интересен.
В старших классах вы продолжите знакомиться с искусством и культурой зарубежных стран, в том числе и стран Прибалтики.

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

Оценивают свои достижения одним предложением, предложенным учителем.

5 мин.

7.

 

 

Домашнее задание

 

Задает домашнее задание: выучить определения записанные на уроке.
Выполнить изображения замка карандашами или красками.

Записывают домашнее задание.

1 мин

 

Список использованных источников и Интернет-ресурсов.

1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.    http://school-collection.edu.ru/
2. Даль В.И. «Словарь.– 413с.
3. Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по программе Б.М.Неменского/авт.сост. Н.В.Лободина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 251с3. Даль В.И. «Словарь. – 413с.
4. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под ред. Б.М.Неменского: 1-4 кл./ [ Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Е.И.Коротеева и др.; под науч. Ред. Б.М.Неменского]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 191 с.
5. Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе: 1-4 класс: пособие для учителя/ О.В.Островская. – М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2004. – 276 с.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Иллюстрация – тема урока

Информационный

Иллюстрация

 

2.

Иллюстрация – цели урока

Информационный.

Иллюстрация

 

3.

Иллюстрация – название города Таллин

Информационный.

Иллюстрация

 

4.

Иллюстрация – фото замок Тоомпеа

Информационный.

Иллюстрация фото

http://www.topcastles.ru/estonia/toompea-loss/?1

5.

Иллюстрация – фото замок Тоомпеа

Информационный.

Иллюстрация
фото

http://turbina.ru/guide/Tallin-Estoniya-117434/Foto/Peshaya-progulka-po-osennemu-Tallinnu-48690/

6.

Иллюстрация – фото. Ратуша в Таллине

Информационный.

Иллюстрация – фото

http://www.kontorakuka.ru/countries/europe/estonia/jpeg/tallin7.jpg

7.

Иллюстрация – фото. Собор Александра Невского

Информационный.

Иллюстрация – фото

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/9e/Alexander-Newski-Kathedrale.JPG/749px-Alexander-Newski-Kathedrale.JPG

8.

Иллюстрация – название: город Рига

Информационный.

Иллюстрация

 

9.

Иллюстрация – фото. Рижский замок

Информационный.

Иллюстрация – фото

http://rigalatvija.com/?attachment_id=2567

10.

Иллюстрация – фото. Академия художеств

Информационный.

Иллюстрация
фото

http://rigalatvija.com/?attachment_id=2394

11.

Иллюстрация – фото. Государственный художественный музей

Информационный.

Иллюстрация –фото

http://rigalatvija.com/?attachment_id=2393

12.

Иллюстрация – фото. Улица города Рига.

Информационный.

Иллюстрация – фото

http://rigalatvija.com/wp-content/uploads/2012/04/riga_24.06.2004.jpg

13.

Иллюстрация – название города Вильнюс.

Информационный.

Иллюстрация

 

14

Иллюстрация – фото. Репнинская часовня

Информационный.

Иллюстрация – фото.

http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Repnina_chapel_in_Vingis_park_2.JPG?uselang=ru

15

Иллюстрация – фото. Костел.

Информационный.

Иллюстрация – фото.

http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Church_of_St._Casimir_in_Vilnius_(Wilno).JPG?uselang=ru

16

Иллюстрация – фото. Купол костела.

Информационный.

Иллюстрация – фото.

http://commons.wikimedia.org/wiki/File:StCasimirVilnius.jpg?uselang=ru

17

Иллюстрация – вывод.

Информационный.

Иллюстрация

 

18

Иллюстрация –

Информационный.

Иллюстрация

 

19

Аудиозапись классической музыки. Орган.
Иоганн Себастьян Бах.

Информационный

Аудиозапись

http://plus-music.org/play/eyJ0aXRsZSI6Ilx1MDQxMFx1MDQzNFx1MDQzMFx1MDQzNlx1MDQzOFx1MDQzZSAoXHUwNDNlXHUwNDQwXHUwNDMzXHUwNDMwXHUwNDNkKSIsImFydGlzdCI6Ilx1MDQyMlx1MDQzZVx1MDQzY1x1MDQzMFx1MDQ0MVx1MDQzZSBcdTA0MTBcdTA0M2JcdTA0NGNcdTA0MzFcdTA0MzhcdTA0M2RcdTA0M2VcdTA0M2RcdTA0MzgiLCJ1cmwiOiJodHRwOlwvXC9jczQyNjAudXNlcmFwaS5jb21cL3U3MTIyNjY5XC9hdWRpb3NcLzVhYTVlMjU2OTExMy5tcDMifQ==.mp3