ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Любой вид искусства выполняет двойную функцию. С одной стороны, отражая с помощью своих законов окружающую нас жизнь, оно выступает как явление духовной культуры. С другой стороны, оно эффективно развивает воображение, фантазию и творчество, необходимые в материальной и духовной деятельности.
Занятия вязанием и изготовление цветов из ткани – направления декоративно-прикладного искусства – способствуют развитию эстетического вкуса, творческих способностей, воспитанию аккуратности, чувства взаимопомощи, прививают навыки общественно-полезного труда, бережного отношения к изделиям и оборудованию, развивают терпение.
Цели и задачи программы
Цель: формирование художественно-эстетического вкуса через обучение вязанию.
Задачи программы:
- воспитать и развить у детей эстетическое восприятие произведений декоративно-прикладного искусства;
- развить эрудицию, фантазию, наблюдательность, творческий подход к делу;
- привить детям трудовые навыки, аккуратность в работе;
- познакомить с историко-культурными традициями декоративно-прикладного искусства;
- обучить учащихся приемам и навыкам вязания крючком, спицами;
- обучить изготовлению цветов из ткани.
Программа занятий студии рассчитана на 2 года.
Занятия с детьми проводятся по 2 часа 1 раз в неделю на I году обучения и по 2 часа 1 раз в неделю на втором году обучения.
Количественный состав групп 12-15 человек в группе в I г/о и 8-10 человек во II г/о. Возраст обучающихся 11 -15 лет.
Направление программы художественное. Программа является модифицированной, основана на типовой программе, разработанной в МИОО, и материалах специализированной литературы с привнесением собственных разработок моделей одежды и композиций цветов.
При выполнении практических работ воспитанники, кроме освоения технологических приемов, должны включаться в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям. Программа предусматривает последовательное усложнение задач, которые предстоит выполнить учащимся, развитие у них с первого занятия творческого мышления и самостоятельности. В процессе решения творческих задач учащиеся получают сведения о технологии изготовления прикладных изделий, их отделке, информацию о материале и инструментах, используемых при создании изделий, начальные сведения о композиции.
Занятия по вязанию и изготовлению цветов из ткани предполагают в основном практический характер, на сообщение теоретических сведений отводится приблизительно 20 % учебного времени по каждой теме. Во время занятий руководителю занятий следует обращать внимание на склонности и творческие способности воспитанников. Педагог оставляет за собой право вносить частичные изменения по программе.
В процессе занятий постоянное внимание необходимо уделять знанию и соблюдению учащимися правил техники безопасности при работе с колюще-режущими и горячими предметами (иголками, ножницами, проволокой, спицами, крючком, паяльником). В кабинете должна быть аптечка с необходимыми медикаментами.
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся:
Учащиеся должны знать:
- историю возникновения вязания;
- роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека;
- принципы и технологию изготовления изделий;
- виды материалов, особенности используемых материалов, виды инструментов и приспособлений;
- классификацию изделий, использование изделий, правила техники безопасности;
- принципы построения композиции;
- категории качества готовых изделий, правила организации рабочего места;
- методы определения и коррекции дефектов.
Учащиеся должны уметь:
- делать эскизы и зарисовки;
- пользоваться и составлять инструкционно -технологические карты, соблюдать технологию изготовления изделия, контролировать выполнение технологических операций, уметь планировать работу;
- разбираться в схемах, пользоваться ими.
Для поддержания интереса учащихся к творческому процессу предусмотрены следующие методы обучения и воспитания:
– проведение творческих мастерских;
– участие в выставках районного, окружного и городского уровней;
– проведение экскурсий с целью приобщения к различным видам деятельности;
– просмотр и анализ выполнения работ при участии всего коллектива учебной группы и отбор их на выставки, конкурсы, семинары, фестивали.
Учащиеся, наиболее проявившие себя в студии «Мир увлечений», по окончанию учебного процесса, получают грамоты и дипломы.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Увлечение учащихся поначалу лишь изготовлением простеньких изделий под руководством педагога перерастает затем в умение творить самостоятельно. Работа в студии представляет детям широкие возможности, ведет их от примитивного проявления творчества к более сложному и призвана развивать, направлять и формировать их художественный вкус и мастерство.
Изделия, изготовленные своими руками, высоко оцениваются учащимися. Это воодушевляет кружковцев на новые работы, если учесть, что каждая вещь, даже маленькая – это кропотливый, но самое главное творческий труд.
нания определяются в соответствии с теоретическими пунктами программы, а умения – с практическими. В конце первого года обучения учащийся должен знать правила техники и мер безопасности, располагать сведениями из истории изучаемого им вида рукоделия. По программе первого года обучения предполагается с учетом индивидуальных особенностей ребенка научить его самостоятельно изготавливать простейшие искусственные цветы.
Результат воспитания учащихся по итогам первого года обучения: привычка следить за чистотой рабочего места; бережное отношение к инструментам и приспособлениям; культура поведения на занятиях.
Программа второго года обучения основана на самостоятельности ее воспитанников. Каждый учащийся уже может выступить в роли инструктора, т.е. показать и объяснить те навыки и умения, которые были им получены в процессе обучения. По окончанию второго года обучения учащийся должен изготавливать цветочные композиции, уметь выполнять авторскую работу, смело конструировать на районных, окружных и городских выставках декоративно-прикладного направления.
Дети гордятся своими достижениями и полученными наградами!
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОГНОЗИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Любая воспитательная система может считаться эффективной, если создает оптимальные условия для проявления всех основных параметров позитивной социализации личности.
Для того чтобы распознать и прояснить все обстоятельства протекания образовательного процесса, дать точное определение его результатов педагог использует следующие средства контроля:
- собеседование;
- наблюдение;
- контрольное упражнение;
- участие в конкурсах, выставках.
Метод педагогического наблюдения и собеседование помогает педагогу понять и разобраться в успехах или отставании учащихся, найти те причины, которые необходимо устранить, чтобы повысить результативность.
Участие в конкурсах и выставках показывает профессиональный и личностный рост учащегося, результаты работы педагога. Ребенок может самостоятельно оценить свою работу, сравнить ее с работой сверстников, проанализировать плюсы и минусы, наметить дальнейшую деятельность для получения новых результатов.
Таким образом, система контроля выглядит так:
– определение подготовленности детей, выявление их знаний и умений в начале обучения;
– сопоставление фактического результата с ожидаемым, выявление пробелов в освоении программы. Педагог оставляет за собой право вносит частичные изменения в программу по окончанию изучения темы, учебного года;
– анализ знаний, умений и навыков и положительных изменений в развитии личности ребёнка по окончании курса обучения.
Чтобы занятия были интересными и результативными, педагог дополнительного образования должен применять действенные методы воспитания и обучения.
Главными признаками педагогического мастерства являются:
– качество знаний учащихся;
– удовлетворённость воспитанников процессом обучения.
Условия реализации программы
Помещение, отводимое для занятий должны отвечать санитарно-гигиеническим требованиям; должно быть сухим, светлым, с естественным доступом воздуха для проветривания, с хорошо налаженной вентиляцией, по площади, достаточной для проведения занятий с группой в 15 человек (т.е. 2,5 кв. м на 1 человека). За каждым кружковцем закрепляется определенное место. Также должна быть хорошая освещенность кабинета естественным светом, это определяется отношением общей площади застекленной поверхности окон к площади помещения. Отношение должно выражаться как 1:5, т.е. если кабинет имеет 40 кв. м, то застекленная поверхность должна быть не менее 8 кв. м. А общее освещение кабинета лучше обеспечивать люминесцентными лампами.
На окнах должны быть занавески для зашиты глаз от воздействия прямых солнечных лучей. Занавеси рекомендуются светлые, в тон стен. В оформлении кабинета большое значение имеет окраска стен, стены рекомендуется окрашивать в светлые тона. Это благоприятно действует на зрительный аппарат и, кроме того, способствует увеличению общей освещенности помещения. Столы надо располагать таким образом, чтобы естественный свет падал с левой стороны или слева и спереди работающего. Для работы удобны одноместные столы.
Наличие ТСО (диапроектор, компьютер…).
Оборудование
Инструменты и приспособления: ножницы, ряд специальных приспособлений, спицы, крючки, вилки, паяльники, шила.
Материалы: пряжа: шерстяная, х/б, вискозная, смесовая, синтетическая, проволока, клей ПВА, бумага, калька, ткань, желатин.
Учащимся необходимо иметь тетрадь в клетку и письменные принадлежности.
Методика проведения занятия
Занятия в студии проводятся успешно в том случае, если дети заинтересованы, увлечены работой. А это возможно при хорошей организации работы и продуманной методике проведения занятий.
В организации занятий можно выделить следующие этапы работы:
- Организационная часть.
- Повторение пройденного.
- Изложение нового материала.
- Подготовка к практической работе.
- Практическое выполнение задания.
- Заключительная беседа. Подведение итогов.
- Уборка рабочих мест.
Основное место на занятиях отводится практической работе. На занятиях обычно используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические и их сочетания). Словесные методы – рассказ, беседа. Рассказом сопровождается демонстрация диапозитивов, слайдов, образцов орнаментов, готовых изделий. В процессе занятий используется, как правило, вводная беседа, в которой кратко повторяется пройденное. В заключительной беседе закрепляются знания, полученные на занятиях. Следующее – это практические работы, им посвящается основное время. Это графические работы, различные упражнения, все виды практических работ.
Большое место отводится инструктажу, который включает как словесные, так и практические методы обучения. Инструктаж проводится при обучении детей практическим действиям. Он используется при объяснении и показе технологии и последовательности выполнения работы, при ознакомлении с правилами работы крючком, спицами, паяльником, шилом и ножницами.
Инструктаж может быть: вводным, текущим и заключительным.
Вводный инструктаж проводится перед выполнением практического задания для ознакомления с последовательностью выполнения каждой операции. Такой инструктаж проводится фронтально для всей группы.
Текущий инструктаж проводится в процессе выполнения задания отдельными группами кружковцев, не усвоивших задание.
Заключительный инструктаж проводится в конце каждого занятия. При этом демонстрируются лучшие образцы, цветовые сочетания и т.д., отмечаются характерные недостатки, типичные ошибки. После окончания темы оформляются выставки.
Учебно-тематический план 1 г/о.
Художественное вязание.
Темы занятий |
Кол-во часов |
Теор. часть |
Практ. часть |
Вводное занятие. ТБ. |
2 |
2 |
|
Вопросы материаловедения, инструменты и приспособления. |
4 |
4 |
|
Основные приемы вязания крючком. |
4 |
2 |
2 |
Упражнения в вязании столбиков и воздушных петель. |
4 |
2 |
2 |
Вязание узорного полотна. |
8 |
2 |
6 |
Шарф. |
14 |
2 |
12 |
Шапочка. |
14 |
4 |
10 |
Варежки. |
12 |
2 |
10 |
Носки, тапочки (пинетки). |
12 |
2 |
10 |
Сумка. |
10 |
2 |
8 |
Косынка, шаль. |
14 |
2 |
12 |
Берет. |
12 |
2 |
10 |
Кружева. |
8 |
2 |
6 |
Воротник, манжеты. |
10 |
2 |
8 |
Сувениры. |
10 |
2 |
8 |
Экскурсия на выставку трикотажных изделий. |
4 |
4 |
|
Итоговое занятие. |
2 |
2 |
|
ИТОГО: |
144 |
40 |
104 |
Учебно-тематический план 2 г/о.
Художественное вязание.
Темы занятий |
Кол-во часов |
Теор. часть |
Практ. часть |
Вводное занятие. |
3 |
3 |
|
Конструирование на типовую фигуру. |
6 |
2 |
4 |
Снятие мерок, расчет петель (петельная проба). |
3 |
1 |
2 |
Юбка прямая двухшовная. |
15 |
2 |
13 |
Детская юбка. |
15 |
2 |
13 |
Юбка летняя. |
15 |
2 |
13 |
Юбка из клиньев (зубцов). |
15 |
2 |
13 |
Джемпер со спущенным рукавом. |
27 |
3 |
24 |
Джемпер с вшивным рукавом. |
27 |
3 |
24 |
Джемпер реглан. |
24 |
3 |
21 |
Вывязывание вытачек вертикальных. |
6 |
3 |
3 |
Вывязывание вытачек горизонтальных. |
6 |
3 |
3 |
Жакеты. |
27 |
3 |
24 |
Ажурные изделия. |
24 |
3 |
21 |
Итоговое занятие. |
3 |
3 |
|
ИТОГО: |
216 |
38 |
178 |
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВЯЗАНИЕ. 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Содержание.
1. Вводное занятие.
План и содержание работы текущего года. Инструктаж по технике безопасности.
Беседа о народных способах вязания. Знакомство с содержанием работы и основными мероприятиями года. Изучение инструкции «Приемы безопасной работы».
2. Вопросы материаловедения:
– виды пряжи;
– рекомендуемые варианты моделей, рисунков, узоров;
– обработка пряжи и готовых изделий.
3. Основные приемы вязания крючком.
История возникновения. Способы и манера вязания. Практические занятия:
Вывязывание воздушных петель, столбиков с накидом и столбиков без накида.
4. Упражнения в вывязывании столбиков и воздушных петель. Просмотр образцов вязания.
Практические занятия:
Зарисовка схем вязания с помощью условных обозначений. Вывязывание цепочки из воздушных петель, столбиков без накида и столбиков с накидом.
5. Вязание узорного полотна.
Виды узоров. Просмотр образцов и тематических материалов. Практические занятия:
Разборка узоров. Зарисовка узоров. Подбор ниток, инструментов. Вывязывание прямого полотна. Оформление ровного края.
6. Шарф.
Применение шарфов. Богатство мотивов, орнаментов, технические приемы вязания.
Практические занятия:
Зарисовка узора. Подбор пряжи. Выполнение основного узора. Способы оформления готового изделия.
7. Шапочка.
Виды шапочек. Особенности технического исполнения. Практические занятия:
Зарисовка узоров и орнаментов для выбранного изделия. Расчет петель для выбранного размера. Сборка. Отделка. Просмотр и оценка изделия.
8. Варежки.
Бытовое применение. Материалы для выполнения. Техника выполнения изделий. Способы отделки. Вышивка, орнамент, прочие отделки.
Практические занятия:
Зарисовка схемы вывязывания. Зарисовка узора для отделки. Вывязывание.
9. Носки, тапочки (пинетки).
Виды носок, тапочек, пинеток. Основные особенности в вывязывании. Вязание от мыска. Вязание отдельных частей.
Практические занятия:
Зарисовка схемы вязания. Подбор пряжи. Вывязывание. Сборка. Оформление изделия. Просмотр и оценка изделия.
10. Сумка.
Сумка, как дополнение к туалету. Выбор модели. Сумка-рюкзак, сумка-кошелек, сумка-пляжная. Техника выполнения. Выбор узора. Варианты отделки.
Практические занятия:
Выбор модели, пряжи, узора, цветового сочетания. Вывязывание. Соединение с подкладкой. Отделка. Оформление. Просмотр и оценка изделия.
11. Косынка, шаль.
Декоративное дополнение к туалету. Шаль, как теплый платок. Шаль-подарок. Выбор узора. Выбор пряжи. Варианты отделки.
Практические занятия:
Вывязывание узора. Отделка. Просмотр и оценка изделия.
12. Берет.
Богатство моделей и разнообразие технических приемов в вязании. Выбор модели. Выбор пряжи. Выбор узора.
Практические занятия:
Зарисовка узора. Описание выполнения изделия. Вывязывание. Оформление. Просмотр и оценка изделия.
13. Кружева.
Богатство народного творчества. Кружево народов России. Пряжа для кружева. Техника выполнения.
Практические занятия:
Зарисовка узоров для выбранного изделия. Выполнение узоров по схеме. Подбор ниток. Вязание. Стирка, подкрахмаливание, сушка, растяжка, утюжка. Просмотр и оценка изделия.
14. Воротник, манжеты.
Воротник и манжеты в отделке изделий. Техника выполнения.
Практические занятия:
Зарисовка узоров для выбранного изделия. Вязание узоров по схеме. Стирка, подкрахмаливание, сушка, утюжка. Просмотр и оценка изделия.
15. Сувениры.
Разнообразие сувениров – подарки на все случаи. Пряжа для выполнения. Техника выполнения.
Практические занятия:
Зарисовка схемы. Подбор пряжи. Практическое выполнение. Оформление изделия. Просмотр и оценка изделия.
16. Экскурсии, выставки.
Клуб «Родина», выставочный зал «Солнцево», музей народного искусства, различные выставки.
17. Итоговое занятие.
– Подведение итогов. Творческие достижения группы.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВЯЗАНИЕ. 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Содержание.
1. Вводное занятие.
План и содержание работы текущего года. Инструктаж по технике безопасности.
Беседа о декоративно-прикладном искусстве. Знакомство с содержанием работы и основными мероприятиями года. Изучение инструкции «Приемы безопасной работы».
2. Конструирование.
Построение основной выкройки.
Понятие «Моделирование».
3. Снятие мерок. Расчет петель (петельная проба).
4. Юбка прямая двухшовная.
Построение выкройки. Выбор узора. Расчет.
Практические занятия:
Зарисовка узора. Вязание образца узора. Расчет – петельная проба. Вывязывание полотна юбки. Обработка полотнища, сборка. Отделка. Просмотр и оценка изделия.
5,6. Детская юбка. Юбка летняя.
Виды юбок. Основные особенности технического исполнения.
Практические занятия:
Разработка узора. Подбор ниток. Петельная проба. Расчет полотна. Вывязывание. Обработка полотнища, сборка. Оформление. Просмотр и оценка изделия.
7. Юбка из клиньев.
Виды клиньев. Основные особенности технического исполнения.
Практические занятия:
Выбор клиньев. Выбор пряжи. Расчет клиньев. Обработка трикотажа. Сборка, оформление. Просмотр и оценка изделия.
8. Джемпер со спущенным рукавом.
Построение основной выкройки. Выбор узора. Выбор отделки. Основные особенности технического исполнения.
Практические занятия:
Петельная проба выбранного узора. Построение выкройки. Вывязывание. Отпаривание, сборка, оформление. Просмотр и оценка изделия.
9. Джемпер с вшивным рукавом.
Построение основной выкройки. Выбор узора. Выбор отделки. Основные особенности исполнения.
Практические занятия:
Петельная проба выбранного узора. Построение выкройки. Вязание по выкройке. Отпаривание деталей. Сборка изделия. Оформление изделия. Просмотр и оценка изделия.
10. Джемпер-реглан.
Построение основной выкройки. Выбор узора. Выбор отделки. Особенности исполнения.
Практические занятия:
Построение выкройки. Петельная проба узора. Вязание по выкройке. Отпаривание деталей. Сборка, оформление. Просмотр и оценка изделия.
11. Вывязывание выточек вертикальных частей.
Практические занятия:
Вывязывание выточки на образце.
12. Вывязывание вытачек горизонтальных частей.
Практические занятия:
Вывязывание выточки на образце.
13. Жакеты.
Построение основной выкройки. Моделирование. Выбор узора. Основные особенности исполнения.
Практические занятия:
Построение основной выкройки. Моделирование. Петельная проба узора. Вязание по выкройке. Отпаривание. Сборка. Отделка. Оформление и просмотр изделия.
14. Ажурные изделия.
Выбор ажурного изделия. Выбор узора. Основные особенности исполнения.
Практические занятия:
Расчет – петельная проба вязания. Отпаривание. Утюжка. Просмотр и оценка изделия.
15. Итоговое занятие.
Подведение итогов. Творческие достижения группы.
ПРИМЕЧАНИЕ.
Степень сложности выполненных изделий меняется в зависимости от возраста детей и уровня их подготовки.
Учебно-тематический план 1 г/о.
Цветы из ткани.
№№ |
Темы занятий |
Кол-во часов |
Теор часть |
Практ. |
1 |
Вводное занятие, техника безопасности. |
2 |
2 |
|
2 |
Инструменты и принадлежности для работы. Подготовка ткани. |
4 |
2 |
2 |
3 |
Краски, материалы для искусственных цветов, окраска деталей цветка, основные приемы при окраске цветов. |
5 |
2 |
3 |
4 |
Ромашка. Подготовка манки, сердцевина, сборка, листья, вырезание, буление, сборка. |
12 |
1 |
11 |
5 |
Василек. Тычинки, стебель, окраска, листья, вырезание, буление, сборка. |
12 |
1 |
11 |
6 |
Лютики. Окраска ткани, изготовление сердцевины, вырезание, буление, стебли, листья, сборка. |
20 |
2 |
18 |
7 |
Купавка. Окраска ткани, изготовление сердцевины, вырезание, стебли, листья, буление, сборка. |
20 |
2 |
18 |
8 |
Незабудки. Вырезание, стебли, листья, буление, сборка, оформление. |
8 |
2 |
6 |
9 |
Полевой букет. Сборка, оформление. |
3 |
1 |
2 |
10 |
Фиалка. Подкраска, выкройка, буление, стебли, листья, сборка. |
10 |
2 |
8 |
11 |
Георгин. Вырезание, подкраска, листья, стебли, сборка. |
8 |
1 |
7 |
12 |
Ветка яблони. Вырезание, покраска, листья, буление, сборка. |
8 |
1 |
7 |
13 |
Работа с природным материалом (коряги, корни, ветки, грибы). |
14 |
4 |
10 |
14 |
Составление фантазийных выкроек |
16 |
2 |
14 |
15 |
Итоговое занятие |
2 |
|
2 |
ИТОГО: |
144 |
25 |
119 |
Учебно-тематический план 2 г/о.
Цветы из ткани.
№№ |
Темы занятий |
Кол-во |
Теорет. |
Практ часть |
1 |
Лилия фантазийная. Выкройка, подкрас, сборка. |
12 |
1 |
11 |
2 |
Нарцисс. Подготовка ткани, выкройка, подкрас, сборка, |
12 |
1 |
11 |
3 |
Магнолия. Выкройка, подкрас, сборка, буление. |
15 |
1 |
14 |
4 |
Колокольчики. Выкройка, подкрас, изготовление |
15 |
2 |
13 |
5 |
Хмель. Выкройка, подкрас, буление, изготовление |
12 |
1 |
11 |
6 |
Пион. Подготовка ткани, выкройка, буление, подкраска, сердцевина – изготовление, сборка. |
12 |
2 |
10 |
7 |
Роза бутонная. Выкройка, подкрас, буление, изготовление |
15 |
1 |
14 |
|
|
|
|
|
8 |
Роза открытая. Выкройка, подкрас, буление, изготовление |
12 |
1 |
11 |
|
|
|
|
|
9 |
Клевер, одуванчик. Выкройка, окрас ткани, буление, |
12 |
1 |
11 |
|
|
|
|
|
10 |
Анютины глазки. Выкройка, подкраска, буление, сборка. |
15 |
1 |
14 |
11 |
Искусственная зелень, листья. |
12 |
1 |
11 |
12 |
Фиалки (душистая, лесная) выкройка, подкраска, стебель, сборка. |
12 |
1 |
11 |
13 |
Георгин шаровидный. Выкройка, подкрас, стебель. |
15 |
1 |
14 |
|
||||
14 |
Душистый горошек. Изготовление, сборка. |
15 |
1 |
14 |
15 |
Изготовление стилизованных, фантазийных цветов. |
21 |
1 |
20 |
16 |
Составление букетов, бутоньерок, отделочные цветы. |
9 |
1 |
8 |
ИТОГО: |
216 |
18 |
198 |
ЦВЕТЫ ИЗ ТКАНИ. 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ.
Содержание.
1. Вводное занятие.
План и содержание работы текущего года. Инструктаж по технике безопасности. Беседа о декоративно-прикладном искусстве. Знакомство с содержанием и основными мероприятиями года. Изучение инструкции «Приемы безопасной работы».
2. Инструменты и принадлежности для работы. Подготовка ткани.
История возникновения. Способы работы инструментами и приспособлениями. Меры предосторожности и Т.Б. при работе. Подготовка ткани для работы.
Практические занятия:
Подготовка раствора для обработки ткани. Обработка ткани.
3. Краски, материалы для искусственных цветов, окраска деталей цветка, основные приемы для окраски цветов.
Краски для окрашивания и подкраски ткани. Краски натуральные, для батика, гуашь, клей ПВА.
Практические занятия:
Подготовка и окрашивание манки. Подкраска ткани по «мокрому» и «сухому».
4. Ромашка.
Подготовка манки. Сердцевина, выкраивание, буление, сборка. Виды и формы венчиков, листьев. Ромашка полевая. Ромашка садовая.
Практические занятия:
Окрашивание манки желтой гуашью. Перевод выкройки венчика, листьев. Подготовка стеблей, сердцевины. Выкраивание, буление, сборка.
5. Василек.
Виды васильков. Основные особенности технического исполнения. Приемы исполнения.
Практические занятия:
Зарисовка выкройки. Выкраивание. Окраска венчиков, листьев, подклеек. Изготовление стебля. Буление. Сборка.
6. Лютики.
Виды. Особенности технического исполнения. Приемы исполнения.
Практические занятия:
Зарисовка выкройки. Выкраивание. Изготовление стеблей. Буление. Сборка.
7. Купавка.
Виды. Основные особенности исполнения. Приемы исполнения. Оформление букета.
Практические занятия:
Подготовка ткани. Изготовление венчиков. Изготовление сердцевины. Выкраивание. Окраска. Буление. Сборка. Оформление.
8. Незабудки.
Виды. Особенности технического исполнения. Приемы исполнения. Оформление букета.
Практические занятия:
Подготовка ткани. Выкраивание. Буление. Изготовление стеблей. Сборка. Оформление.
9. Полевой букет. Возможные варианты оформления.
Практические занятия:
Сборка – оформление полевого букета.
10. Фиалка.
Технические приемы. Особенности изготовления. Оформление. Практические занятия:
Подготовка ткани. Выкраивание. Подкрас. Буление. Изготовление стеблей. Сборка. Оформление.
11. Георгин.
Особенности технического исполнения. Приемы исполнения. Практические занятия:
Подготовка ткани. Выкраивание. Подкрас. Буление. Изготовление сердцевины. Сборка.
12. Ветка яблони.
Виды веток. Особенности окраса. Особенности технического исполнения. Практические занятия:
Подготовка ткани. Подготовка ветки. Выкраивание. Подкрас. Буление. Сборка.
13. Работа с природными материалами (коряги, корни, ветки, грибы). Способы обработки. Материалы для обработки. Способы сушки.
14. Составление фантазийных выкроек, букетов, композиций.
Просмотр материала.
Практические занятия:
Составление. Зарисовка. Исполнение.
15. Итоговое занятие.
Подведение итогов. Творческие достижения группы и отдельных учащихся.
ЦВЕТЫ ИЗ ТКАНИ. 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ.
Содержание.
1. Лилия фантазийная.
Виды. Особенности фантазийных выкроек.
Практические занятия:
Подготовка ткани. Построение выкройки. Выкраивание. Подкрас. Изготовление сердцевины. Изготовление стеблей. Буление. Сборка. Оформление.
2. Нарцисс.
Виды. Особенности технического исполнения. Приемы исполнения.
Практические занятия:
Подготовка ткани. Выкраивание. Подкрас. Изготовление стеблей. Буление. Изготовление сердцевины. Сборка. Оформление.
3. Магнолия.
Особенности технического исполнения. Особенности окраски.
Практические занятия:
Подготовка ткани. Выкраивание. Окрас. Изготовление стеблей. Буление. Сборка. Оформление.
4. Колокольчики.
Виды. Особенности технического исполнения. Технические приемы.
Практические занятия:
Подготовка ткани. Выкраивание. Подкрас. Изготовление сердцевины. Изготовление стеблей. Буление. Сборка. Оформление.
5. Хмель.
Виды. Особенности исполнения. Технические приемы.
Практические занятия:
Подготовка ткани. Выкраивание. Подкрас. Подготовка веток. Буление. Сборка. Оформление.
6. Пион.
Виды. Варианты исполнения и окраса. Технические приемы.
Практические занятия:
Подготовка ткани. Выкраивание. Окрас деталей. Изготовление сердцевины. Изготовление стеблей. Буление. Сборка. Оформление.
7. Роза бутонная.
Особенности технического исполнения. Технические приемы.
Практические занятия:
Подготовка ткани. Выкраивание. Изготовление стеблей. Окрас деталей. Изготовление сердцевины. Буление. Сборка. Оформление.
8. Роза открытая.
Виды. Особенности технического исполнения. Технические приемы.
Практические занятия:
Подготовка ткани. Выкраивание. Окрас деталей. Изготовление стеблей. Изготовление сердцевины. Буление. Сборка. Оформление.
9. Клевер, одуванчик.
Особенности технического исполнения. Технические приемы.
Практические занятия:
Подготовка ткани. Выкраивание. Окрас деталей. Изготовление стеблей. Изготовление сердцевины. Буление. Сборка. Оформление.
10. Анютины глазки.
Виды. Особенности технического исполнения. Технические приемы.
Практические занятия:
Подготовка ткани. Выкраивание. Изготовление стеблей. Подкрас. Изготовление сердцевины. Буление. Сборка. Оформление.
11. Искусственная зелень, листья.
Виды и применение. Цветовая гамма.
Практические занятия:
Подготовка ткани. Выкраивание. Подкрас. Изготовление стеблей. Буление.
12. Фиалки (душистая, лесная).
Виды. Особенности технического исполнения. Технические приемы.
Практические занятия:
Подготовка ткани. Выкраивание. Подкрас. Изготовление сердцевины. Изготовление стеблей. Буление. Сборка. Оформление.
13. Георгин шаровидный.
Виды. Особенности технического исполнения. Технические приемы.
Практические занятия:
Подготовка ткани. Выкраивание. Подкрас. Изготовление сердцевины. Изготовление стеблей. Буление. Сборка. Оформление.
14. Душистый горошек.
Особенности технического исполнения. Технические приемы. Способ использования.
Практические занятия:
Подготовка ткани. Выкраивание. Подкрас. Изготовление сердцевины. Изготовление стеблей. Буление. Сборка. Оформление.
15. Изготовление стилизованных, фантазийных цветов.
Виды. Способы моделирования. Приемы исполнения.
Практические занятия:
Моделирование выкроек на основе природных материалов. Исполнение.
16. Составление букетов, бутоньерок, отделочных цветов.
Виды букетов. Отделочные букеты для шляп, одежды, волос и т.п. Подарочные букеты.
Практические занятия:
Изготовление цветов, листьев. Составление букетов. Оформление.
Список литературы для детей:
1. Сухова Е.П., Чечулинская Л.Г. Искусственные цветы декоративные, отделочные. Fin Vest, 1998 г.
2.
Онищенко В.В. Букеты: живые и искусственные цветы. Ростов-на-Дону «Феникс» «Фолио», 2007 г.
3.
Евстратова Л.М. Декоративные цветы из бисера, ткани, шерсти, кожи, перьев. Издательство «Эксмо», 2004 г.
Список литературы для педагога:
1. Череда Н.С. Цветы из ткани. Техника, промыслы, изделия. «ACT-ПРЕСС КНИГА», 2006 г.
2. Глинкина Н.А. Искусственные цветы. Изысканные букеты и цветочные композиции. Издательство «Эксмо», 2004 г.