Главными целями изучения данного модуля являются:
Линии 1–2. Картина мира в фактах и понятиях.
Научить различать и понимать культуры разных стран и народов, пути их развития.
Научить определять вклад разных стран и народов в общечеловеческую культуру.
Тема 2. Цивилизация Древнего Египта.
Урок 11. Царство Древнего Египта.
Цели урока по линиям развития личности:
Линии 1–2. Картина мира в фактах и понятиях.
Из фактов истории эпохи Древнего царства Египта научить выделять
признаки цивилизации, обобщать и делать выводы о наличии этого явления в истории древних египтян.
Линия 3. Историческое мышление.
Научить объяснять, как природные условия и развитие хозяйственной деятельности древних египтян могли повлиять на становление цивилизации Древнего Египта.
Линия 4. Культурное, гражданско-патриотическое самоопределение.
Анализируя управление в древнеегипетском обществе, научить высказывать своё оценочное мнение о деспотичной власти фараона.
Обязательный минимум содержания: переход на ступень цивилизации жителей Древнего Египта. 3000 г. до н.э. – образование Древнеегипетского государства.
План урока:
I. Учебная проблема: почему Египет считается даром Нила?
II. Поиск решения проблемы:
1. Природные условия Египта.
Предполагаемый вывод по проблеме: наличие реки Нил позволяло египтянам выжить в условиях пустыни.
2. «Дом великий».
Предполагаемый вывод по проблеме: Нил давал всё необходимое для жизни:
В хозяйстве – воду и плодородный ил; разливы Нила способствовали освоению египтянами орошаемого земледелия.
В общественном устройстве – порядок; регулярность разливов Нила заставляла египтян вести размеренный образ жизни, где у каждого было своё дело.
В управлении – объединение племён в один народ, в одну страну, где всё подчинялось власти фараона.
В культуре – папирус, который использовали для записи своих знаний, египтяне делали из листьев тростника, произрастающего по берегам реки Нил.
Этапы урока |
Действия учителя |
Действия учеников |
Формирование УУД, технология оценивания |
||||||||
I. Входная диагностика. |
Вчера я получила письмо от Антошки. В нем буквы. Помогите мне расшифровать слово.1. |
Класс в течение минуты составляет слово. |
Коммуникативные УУД Личностные УУД |
||||||||
II. Создание проблемной ситуации. Формулиро-вание проблемы |
Давайте прочтем диалог Антошки с археологом на с. 52. |
Работа с учебником. – Всему, что необходимо для жизни, – Археолог заметил, что в своих песнях египтяне прославляли Нил, так как эта река давала им всё необходимое для жизни.
Запись в тетрадях.
|
Познавательные УУД Регулятивные УУД |
||||||||
III. Версии |
– Какие у вас есть предположения, |
– Нил давал всё необходимое для жизни (вода, плодородный ил, животные, растительность). |
2. Выдвигать версии. |
||||||||
IV. Актуализация знаний |
– Что мы уже знаем по этой проблеме? – Вспомните, что такое орошаемое земледелие? 1 |
Работают со словарём.
Работают во фронтальном диалоге. Примерные ответы:
– возникновение городов;
– создание государства, цари;
– разделение на общественные слои;
– изобретение письменности
– орошаемое земледелие – это способ обработки земли с помощью оросительных сооружений, например, каналы, дамбы, бассейны, плотины. Всё то, что помогает сохранять и подавать воду на поля. Это позволяло собирать высокие урожаи.
|
|
||||||||
V. Планиро-вание дея тельности. |
– Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы? 3 |
– Надо узнать, что давал Нил египтянам. |
|
||||||||
VI. Поиск решения проблемы. Открытие нового знания. |
И так, отправляемся в Египет.
Сделайте вывод, какую же роль Играл Нил в условиях жары? Физкультминутка. А теперь представьте. Мы долго путешествовали по Египту. Очень жарко, мы устали. На пустыню опускается ночь. (опустите голову на парту, закройте глаза). |
Примерные ответы:
Дети в течение 3 минут самостоятельно читают текст на
Записывают ключевые слова в два столбика.
– наличие реки Нил позволяло египтянам выжить в условиях пустыни.
Беседа.
|
Познавательные УУД Личностные УУД |
||||||||
|
Иногда мы общаемся друг с другом с помощью жестов. Например, что означает Вопрос 2. «Дом великий». Запись на доске. К концу IV тысячелетия до нашей эры по берегам Нила сложилось 40 общин - номов, их цари воевали, пока не объединились в 2 царства. – Какие факты доказывают, что у египтян сложилось государство? 2 3 И так, жители Египта создали государство, взошли на ступень цивилизации. |
Беседа.
– ФАРАОН, ВЕЛЬМОЖА – правителя Египта;
Запись в тетрадь.
– Нижний Египет, Верхний Египет.
– красная;
Запись в тетрадь.
– Власть, наказание.
– Царь и бог.
– Бывшие цари номов, казначей царя, начальник строительства каналов и т. д.
– аппарат управления, система законов, армия для защиты, сбор налогов.
– любой приказ фараона считался волей богов.
– каналы объединены в единую оросительную систему, все чаще удавалось собирать больше урожая. Черная земля стала собственностью фараона. |
|
||||||||
VII. Выражение решения проблемы |
– Какой ответ на основной вопрос
– Чьи версии подтвердились? 2 |
Примерный вывод по проблеме: |
|
||||||||
VIII. Оценивание |
Подсчитать амулеты, поставить оценки. |
|
|
||||||||
Рефлексия |
Кому сегодня понравился урок? Для ответа используйте жест египтян. |
|
|
||||||||
IX. Домашнее задание |
– Дома прочитайте §8. |
Записывают домашнее задание. |
|