Урок по истории "Царство Древнего Египта". 5-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 5


Главными целями изучения данного модуля являются:
Линии 1–2. Картина мира в фактах и понятиях.
Научить различать и понимать культуры разных стран и народов, пути их развития.
Научить определять вклад разных стран и народов в общечеловеческую культуру.
Тема 2. Цивилизация Древнего Египта.
Урок 11. Царство Древнего Египта.
Цели урока по линиям развития личности:
Линии 1–2. Картина мира в фактах и понятиях.
Из фактов истории эпохи Древнего царства Египта научить выделять
признаки цивилизации, обобщать и делать выводы о наличии этого явления в истории древних египтян.
Линия 3. Историческое мышление.
Научить объяснять, как природные условия и развитие хозяйственной деятельности древних египтян могли повлиять на становление цивилизации Древнего Египта.
Линия 4. Культурное, гражданско-патриотическое самоопределение.
Анализируя управление в древнеегипетском обществе, научить высказывать своё оценочное мнение о деспотичной власти фараона.
Обязательный минимум содержания: переход на ступень цивилизации жителей Древнего Египта. 3000 г. до н.э. – образование Древнеегипетского государства.

План урока:

I. Учебная проблема: почему Египет считается даром Нила?
II. Поиск решения проблемы:
1. Природные условия Египта.
Предполагаемый вывод по проблеме: наличие реки Нил позволяло египтянам выжить в условиях пустыни.
2. «Дом великий».
Предполагаемый вывод по проблеме: Нил давал всё необходимое для жизни:
В хозяйстве – воду и плодородный ил; разливы Нила способствовали освоению египтянами орошаемого земледелия.
В общественном устройстве – порядок; регулярность разливов Нила заставляла египтян вести размеренный образ жизни, где у каждого было своё дело.
В управлении – объединение племён в один народ, в одну страну, где всё подчинялось власти фараона.
В культуре – папирус, который использовали для записи своих знаний, египтяне делали из листьев тростника, произрастающего по берегам реки Нил.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД, технология оценивания

I. Входная диагностика.

Вчера я получила письмо от Антошки. В нем буквы. Помогите мне расшифровать слово.1.
Ребята, что вы слышали, знаете о Египте, может кто-то ездил с родителями? 1. 2.
– Хорошо, а что Антошка думает о Египте?

Класс в течение минуты составляет слово.
ЕГИПЕТ.

Коммуникативные УУД
1. Умение работать в группах.

Личностные УУД
1. Высказывать свои мысли.
2. Осознавать себя гражданином России.

II. Создание проблемной ситуации. Формулиро-вание проблемы

Давайте прочтем диалог Антошки с археологом на с. 52.
– Как же появился Египет?
По мнению археолога:
По мнению источниковеда: 3
Фиксирует на доске:
Египет появился благодаря богу
Осирису.     3
Фиксирует на доске:
«Египет – дар Нила».
– Сравните вывод Антошки и факты, приведённые Археологом.
– Какой у вас возникает вопрос?       1
Вместе с учениками выбирает наиболее удачный вариант формулировки проблемы и фиксирует на доске:
Почему Египет считается даром
Нила?
Запишите в тетрадь тему урока, проблемный вопрос.

 

Работа с учебником.
Предполагаемый ответ учеников:

– Всему, что необходимо для жизни,
египтян научил бог Осирис.

– Археолог заметил, что в своих песнях египтяне прославляли Нил, так как эта река давала им всё необходимое для жизни.

 

 

 

Запись в тетрадях.

 

Познавательные УУД
1. Выделять причины и следствия.
2. Находить в разных источниках достоверную информацию.
3. Анализировать, выделять главное.
4. Определять понятия.
5. Делать выводы.

Регулятивные УУД
1. Определять цель.
2. Выдвигать версии.
3. Планировать деятельность.

III. Версии

– Какие у вас есть предположения,
версии решения проблемы?     2
Фиксирует на доске:
Нил давал всё необходимое для
жизни.

– Нил давал всё необходимое для жизни (вода, плодородный ил, животные, растительность).

2. Выдвигать версии.
3. Оценивать степень и способ достижения цели.

IV. Актуализация знаний

– Что мы уже знаем по этой проблеме?
– Используя словарь, объясните значение слова государство, цивилизация, как ступень развития общества (первое значение).        4
– С помощью схемы на с. 47 объясните, как меняется общество при переходе к цивилизации. Я называю признаки первобытного общества, а вы признаки цивилизации.  3
Хозяйство –
Первобытное общество – стоянки или селения,
Цивилизация –
Власть –
Первобытное общество–народные собрания, старейшины и вожди,
Цивилизация–
Деление –
Первобытное общество–родовые общины, равенство;
Цивилизация–
Культура –
Первобытное общество – знания хранятся и передаются в основном с помощью устных сказаний;
Цивилизация–

– Вспомните, что такое орошаемое земледелие?            1
Поможет вам ответить на этот вопрос материал §6, с. 43 (последнее предложение). 3
Итак, мы с вами выяснили, что при переходе от первобытности к цивилизации происходят изменения во всех сферах общества.

Работают со словарём.

 

 

Работают во фронтальном диалоге.

Примерные ответы:

 

– возникновение городов;

 

– создание государства, цари;

 

– разделение на общественные слои;

 

 

– изобретение письменности

 

– орошаемое земледелие – это способ обработки земли с помощью оросительных сооружений, например, каналы, дамбы, бассейны, плотины. Всё то, что помогает сохранять и подавать воду на поля. Это позволяло собирать высокие урожаи.

 

 

V. Планиро-вание дея тельности.

– Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы? 3  
Надо узнать, что давал Нил египтянам, как изменилась их жизнь.

– Надо узнать, что давал Нил египтянам.

 

VI. Поиск решения проблемы. Открытие нового знания.

И так, отправляемся в Египет.
За каждый правильный ответ я буду давать амулет, ведь амулеты есть в каждом доме египтян. По количеству амулетов, оценю вашу работу на уроке.
Задание для всех: Каковы природные условия Египта, страны «черной земли»?
– Рассмотрите карту (слайд, с. 51 учебника). Что можете сказать о географическом местоположении Египта: территория, наличие рек, выходы к морям, соседние государства, племена? 3
Вопрос 1. Природные условия.
Запишите в тетрадях
Внимание, задание следующее:
– Прочитайте текст §7, п. 1, с. 52–53 (1-й и 2-й абзацы), проанализируйте природные условия Египта, выделите среди них
«+» «–»
1,2,3 колонки учеников: называют благоприятные условия;
4,5,6 колонки учеников: называют неблагоприятные условия.
В процессе ответа учеников учитель фиксирует ключевые слова на слайде.
–разлив Нила, плодородный ил;
–жара, выжженная пустыня, заболачивание.

 

Сделайте вывод, какую же роль Играл Нил в условиях жары?
Река Нил имела свои особенности, то вода разливалась, затапливая все поля, то наступал период отливов, и вода уходила с полей. Египтяне приспособились к таким природным условиям. Наличие реки Нил позволяло египтянам выжить в условиях пустыни.

Физкультминутка.

А теперь представьте. Мы долго путешествовали по Египту. Очень жарко, мы устали. На пустыню опускается ночь. (опустите голову на парту, закройте глаза).
Тихо и неслышно движение воздуха. Темнота сливается с песком, словно песок – это отражение звезд. Где-то в этой бескрайности остановился древний народ бедуины. Спит Древний Египет. (пауза)
О, солнце,
Когда ты восходишь на востоке,
От лучей твоих оживают растения на полях,
Птицы взлетают из гнезд,
Сияние твое проникает в глубины вод,
И на поверхности реки плещутся рыбы.
Люди просыпаются, поднимают руки к тебе.
(просыпайтесь, вставайте, поднимайте голову и руки вверх)
И принимаются за работу.
Но сначала завтрак. Ребята, что вы кушаете на завтрак?
А вот, что ели египтяне. (На столе заранее приготовленное блюдо).
Из зерна женщины готовят лепешки, одна-две луковицы, а иногда сладкие плоды: инжир, финики, виноград. И только по праздникам египтяне едят мясо и пьют вино.
–Как вам такой завтрак?
Но египтянам хватает, они поели и принимаются за работу.
И мы продолжим нашу работу.

 

 

 

Примерные ответы:
– Египет находится на северо-востоке Африки в пустыне Сахара.
– Вдоль всего Египта протекает река
Нил, которая впадает в Средиземное море. К востоку от Египта расположено Красное море. По соседству находится Аравийский полуостров, где проживают семитские племена.

 

 

Дети в течение 3 минут самостоятельно читают текст на
с. 52–53.
Проверка выполнения задания.
«+» разлив Нила приносит частички почвы, остатки растений, на берегах черный плодородный ил.
«–» во время засухи высокие участки выжигает солнце, а низкие заболачиваются.

 

Записывают ключевые слова в два столбика.

 

наличие реки Нил позволяло египтянам выжить в условиях пустыни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа.

 

 

 

Познавательные УУД
1. Выделять причины и следствия.
2. Находить в разных источниках достоверную информацию.
3. Анализировать, выделять главное.
4. Определять понятия.
5. Делать выводы.

Личностные УУД
1. Оценивать свои и чужие поступки.
2. Осознавать себя гражданин

 

Иногда мы общаемся друг с другом с помощью жестов. Например, что означает
–большой палец, поднятый вверх;
–помахивание рукой;
–что означали в Египте поднятые руки, то, что мы только что делали;
–что значит поднятая рука на уроке?
Мне бы очень хотелось, чтобы вы еще чаще использовали этот жест в оставшиеся минуты нашего урока.
Попробуем?!
В письме Антошки были еще 2 конверта с буквами.
Учитель в разнобой развешивает буквы (заранее, на другой стороне доски) Н О А Ф Р А, В Ж Ь О М А Е Л
– Кого в Египте называли фараоном? (С. 56, 1 абзац).
– Как еще называли правителя Египта (кроме фараона)?

Вопрос 2. «Дом великий».

Запись на доске.

К концу IV тысячелетия до нашей эры по берегам Нила сложилось 40 общин - номов, их цари воевали, пока не объединились в 2 царства.
– Какие? С. 55 пункт «Дом великий».
Нижний Египет, Верхний Египет – на доске.
– Внимательно рассмотрите картинки, ответьте
*Какого цвета корона у царя Нижнего Египта?
*Какого цвета корона у царя Верхнего Египта?
Царь Верхнего Египта завоевал Нижний Египет. Страна объединилась.
– Когда это произошло?
Около 3 000 года до н. э. – на доске.
Да, правитель всего Египта стал носить двойную корону, вставив белую в красную. Во время торжественного приема восседал на троне, держа в руках жезл и плеть.
– Как вы думаете, то это значит?
Это значит властвовать и наказывать своих подданных. К правителю Египта подходили, подняв руки вверх, падали вниз лицом, ждали, когда он разрешит встать и говорить.
– Посмотрите на схему (Слайд, с. 56 учебника), кем же был фараон для Египтян?
Управлять страной фараону помогали вельможи.
– А кто же такие вельможи? Какие должности-звания они занимали?
И так в Египте сложилось государство. В начале урока мы уже давали определение. Вспомним еще раз. (слайд)
Слайд
 – Рассмотрите внимательно схемы, сравните власть фараона и вождя племени в схеме (с. 36). Что заметили? 2  4
Эта схема свидетельствует о том, что в Египте сложилось государство.

– Какие факты доказывают, что у египтян сложилось государство? 2  3
Подсказка
Признаки государства:
1. Организация управления обществом, людьми, проживающими на одной территории.
2. Аппарат управления (правители-чиновники).
3. Система законов (право).
4. Армия для защиты границ.
5. Сбор налогов с населения.     
Государство с таким устройством называют – д е с п о т и е й.
– Найдите в тексте параграфа объяснение слова деспотия. 1

И так, жители Египта создали государство, взошли на ступень цивилизации.
– Как же помог Нил? (с. 56 2 абзац). 5
Оросительная система дала изобилие урожая. Что позволило освободить часть людей от работы на земле. Они становились правителями, знатными помощниками и воинами-охранниками правителей.

Беседа.
Примерные ответы:
– хорошо;
– приветствие;
– хвала, восхваление;
– желание ответить.

 

 

 

 

– ФАРАОН, ВЕЛЬМОЖА

– правителя Египта;
– пер-о, «дом великий».

 

Запись в тетрадь.

 

 

– Нижний Египет, Верхний Египет.

 

– красная;
– белая.

 

 

Запись в тетрадь.
– Около 3 000 года до н. э.

 

– Власть, наказание.

 

 

– Царь и бог.

 

– Бывшие цари номов, казначей царя, начальник строительства каналов и т. д.

Вождь

  фараон                                                         

правил на основе обычаев

издавал законы

Совет родовых старейшин–избирался

Вельможи–назначались

Ополчение–избиралось, вождь руководил им

Фараон руководил армией, но на должность воина назначал сам

 

 

– аппарат управления, система законов, армия для защиты, сбор налогов.

 

– любой приказ фараона считался волей богов.

 

 

– каналы объединены в единую оросительную систему, все чаще удавалось собирать больше урожая. Черная земля стала собственностью фараона.

 

VII. Выражение решения проблемы

– Какой ответ на основной вопрос
урока мы можем дать? 5

 

 

– Чьи версии подтвердились? 2

Примерный вывод по проблеме:
– Египет считают даром Нила, так
как благодаря природным особенностям этой местности, разливам реки Нила египтяне научились строить
оросительные сооружения, что заставило племена слиться в единый
народ и создать своё государство.
– Подтвердилась версия о том, что Нил давал всё необходимое для жизни во всех сферах общества.

 

VIII. Оценивание

Подсчитать амулеты, поставить оценки.

 

 

Рефлексия

Кому сегодня понравился урок? Для ответа используйте жест египтян.

 

 

IX. Домашнее задание

– Дома прочитайте §8.
– Чтобы усвоить и понять следующую тему, ответьте на вопросы из раздела «Вспоминаем то, что знаем».

Записывают домашнее задание.