Планируемые образовательные результаты:
предметные – представление о моделях и
моделировании;
Решаемые учебные задачи:
- сформировать представление о моделях и их назначении, о моделировании;
- сформировать представление о разнообразии моделей;
- научить школьников определять место моделирования в деятельности человека;
- выявить различия между моделированием и компьютерным моделированием.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
- объект – оригинал;
- модель;
- моделирование;
- области применения;
- цели моделирования.
Используемые на уроке средства ИКТ:
- персональный компьютер учителя, мультимедийный проектор, экран;
- ПК учащихся.
Электронное приложение к уроку:
- Презентация “Моделирование как метод познания”.
Особенности изложения содержания темы урока
- Объяснение нового материала желательно организовать в форме беседы, поддерживаемой демонстрацией презентации “Моделирование как метод познания”. Рекомендуется следующая последовательность актуализации и проверки усвоения материала:
Учитель:
Слайд 1. Ребята, сформулировать тему нашего урока нам помогут ребусы. Давайте попробуем отгадать: (Правильно, мы сегодня будем говорить о моделях и моделировании с помощью компьютера).
Слайд 2. Тема урока.
Слайд 3. Учитель: Ребята, посмотрите на изображения и ответьте на вопрос: есть ли модели на этих картинках, и если есть, то назовите объекты-прототипы моделей? Учащиеся обсуждают в парах ответы на вопрос. В результате опроса выясняем, что все изображения это модели, называем прототипы и пытаемся сформулировать определение модели.
Слайд 4. Определение модели.
Слайд 5. Учитель: Ребята, скажите, может ли один объект иметь множество моделей, и наоборот, можно ли описать множество разных объектов одной моделью? В результате обсуждения различных примеров из физики, химии, биологии приходим к выводу (слайд 6).
Слайд 6. Главное. На основе вывода учащиеся пытаются сформулировать определение моделирования. Определить области применения, привести примеры.
Слайд 7. Определение моделирования.
Слайд 8. Области применения.
Слайд 9. Учитель: Ребята, посмотрите на слайд и попробуйте восстановить схему по порядку. Если учащиеся испытывают затруднения, то разобрать на конкретном примере.
Учитель: Ребята, перед Вами лежит список “Цели моделировании” (Приложение 1), в нём перечислены не только цели моделирования, но и другие критерии. Подумайте и выберите несколько, которые, по вашему мнению, относятся к моделированию.
Слайд 10. Учитель: Давайте сравним, что получилось у вас, а что у меня.
Слайд 11. Учитель: мы с Вами на уроке рассмотрели основные понятия темы “Моделирование”, давайте вспомним основные понятия. Слайд 11. Вопросы и задания.
Практическая работа. Построение компьютерной модели в электронных таблицах. Модель “Движения тела, брошенного под углом к горизонту” (Приложение 2).
Домашнее задание. Приведите примеры создания моделей в процессе обучения.
Учитель: Спасибо за урок.