Цели урока:
- сформировать знания учащихся о понятии “портрет” в различных видах искусства;
- совершенствовать навыки образно-ассоциативного анализа музыкальных произведений;
- прививать эстетический и художественный вкус.
Задачи урока:
- создать условия для аналитического подхода к изучаемым произведениям;
- развивать ключевые компетенции анализа музыкальных произведений;
- развивать способность ассоциативно и разнообразно мыслить, сравнивая жанр “музыкального” и “живописного” портретов;
- развивать умение через “портретность” раскрывать характеры, чувства, настроение.
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы с вами поговорим об одном удивительном жанре, который сможет нам рассказать и о человеке, и об инструменте, как о главном герое того или иного произведения. Как вы думаете, о чём пойдёт речь?
Учащиеся: Вероятнее всего, о портрете.
Учитель: Хорошо. А кого художники изображают на портретах?
Учащиеся: Разных людей: писателей, художников, композиторов, полководцев, императоров. Художники-портретисты также изображают и детей.
Учитель: А о чём нам может рассказать портрет? (учитель показывает иллюстрации).
Учащиеся: О настроении человека, его характере, положении в обществе...
Учитель: А что помогает художнику создать определённый образ?
Учащиеся: Цвет, композиция, линия.
Учитель: Верно. А только ли человек может быть героем портрета? (учитель показывает иллюстрации с изображением человека, музыкальных инструментов: “Альтист” Д.Жилинский, “Скрипка” Р.Дюфи, “Паганини” С.Конёнков).
Учащиеся: На данных иллюстрациях мы можем увидеть в качестве героев не только человека, но и музыкальные инструменты).
Учитель: Часто художники и скульпторы в своих произведениях изображают Музыкантов и музыкальные инструменты, например, скрипку. Звучание скрипки очень выразительно. Её голос часто сравнивают с человеческим.
Учащиеся: О скрипке часто говорят: “плачет”, “поёт”...
Учитель: Об этом инструменте писали и наши замечательные поэты: Алексей Толстой и Александр Блок.
Учащиеся:
Не соловей – то скрипка пела.
Когда ж оборвалась струна,
Кругом рыдала и звенела,
как в вешней роще, тишина.
(А. Блок)
Звуки пели, дрожали так звонко, замирали и пели сначала...
Звуки скрипки так дивно звучали, разливаясь в безмолвии ночи... (А. Толстой)
Учитель: А как же быть с музыкой? Можно ли говорить о портрете в музыке, о музыкальном портрете?
Учащиеся: Возможно, музыкальные портреты тоже существуют.
Учитель: Мы послушаем сейчас несколько музыкальных фрагментов. Подумайте, можно ли в этих музыкальных произведениях говорить о портрете?
(Звучат фрагменты: И.С.Бах “Чакона”, П.И.Чайковский “Мелодия”, А.Шнитке “Концерт для скрипки”).
Учащиеся: Соло скрипки можно соотнести с музыкальным портретом.
Учитель: А какие средства музыкальной выразительности помогают композитору создать свой образ?
Учащиеся: Ритм, темп, лад, динамические оттенки.
Учитель: Скажите, пожалуйста, можно ли найти точки соприкосновения в средствах выразительности у художника и композитора?
Учащиеся: Ритм линии рисунка - ритм музыкальный; динамика цвета в живописи – динамика звука в музыке; композиция рисунка – музыкальная композиция...
Учитель: Итак, скажите, пожалуйста, кто является у нас сегодня главным портретным героем?
Учащиеся: Скрипка. (Рассказывают об этом музыкальном инструменте учащиеся, которые обучаются игре на скрипке в музыкальной школе, демонстрируют звучание инструмента).
Учитель: Скрипка появилась в Европе в конце 15 века. Она была любимым инструментом бродячих музыкантов, увеселявших народ на ярмарках, свадьбах, гуляниях. Как народный инструмент скрипка сохранилась до наших дней в Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии. Звучала скрипка также и в замках, дворцах. При французском дворе были созданы ансамбли скрипачей, которые играли во время пробуждения и трапез короля и, конечно, исполняли танцевальную музыку на придворных балах. Лучшие скрипки были созданы итальянскими мастерами Амати, Страдивари, Гварнери.
А сейчас мы вновь услышим волшебные звуки скрипки. И при этом я вам предлагаю выполнить следующее задание: звучание каждого музыкального фрагмента обозначить графической линией и выбрать соответствующий цвет для вашей линии.
Учащиеся выполняют задание.
(Музыкальные фрагменты: И.С. Бах “Чакона”, П.И.Чайковский “Мелодия”, А.Шнитке Концерт № 1 для скрипки с оркестром).
Учитель: Рассмотрим на доске ваши варианты графических линий.
Учащиеся демонстрируют на доске свои варианты и дают обоснование своего графического варианта.
Учитель: Скажите, пожалуйста, услышанные вами музыкальные фрагменты могли звучать в разные эпохи, века или эта музыка одной эпохи?
Учащиеся: Возможно, эта музыка разных эпох. В одни времена люди часто сражались, в другие – отдавали дань просвещению и образованию... И музыка, конечно, отражает ту эпоху, в которой создаётся.
Учитель: Это, действительно, так. Прозвучала музыка и Эпохи Романтизма, и Эпохи Просвещения, и музыка 20 века.
И в завершении нашего разговора о таком замечательном музыкальном инструменте, как скрипка, прозвучит отрывок из рассказа К. Паустовского “Струна”. Вас я попрошу ответить на следующий вопрос:
- Можно ли в этом произведении рассматривать скрипку как одну из героинь рассказа?
(Прочтение фрагмента).
Учащиеся: Конечно. А ещё мы можем говорить здесь и о том, что в годы Великой Отечественной войны было место подвигу и среди музыкантов. И в данном случае скрипка стала тем оружием, которое помогло вдохновить, поддержать и остаться в строю.
Учитель: А какими художественными средствами передаётся образ в литературном произведении?
Учащиеся: Слово. Интонация.
Учитель: Хорошо. Ребята, а сейчас мы подведём итоги.
Итак, о чём нам рассказал портрет?
Учащиеся: И художник, и композитор, и писатель с помощью художественных, музыкальных средств выразительности передают нам - зрителю, слушателю характер, настроение, внутреннее состояние героя (скрипку мы сравнивали с человеком), богатство всех эмоциональных оттенков!
Учитель: На этом наш урок окончен. Большое спасибо за работу!