О чём рассказал портрет? (Портрет в музыке, изобразительном искусстве, литературе)

Разделы: Музыка


Цели урока:

  • сформировать знания учащихся о понятии “портрет” в различных видах искусства;
  • совершенствовать навыки образно-ассоциативного анализа музыкальных произведений;
  • прививать эстетический и художественный вкус.

Задачи урока:

  • создать условия для аналитического подхода к изучаемым произведениям;
  • развивать ключевые компетенции анализа музыкальных произведений;
  • развивать способность ассоциативно и разнообразно мыслить, сравнивая жанр “музыкального” и “живописного” портретов;
  • развивать умение через “портретность” раскрывать характеры, чувства, настроение.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы с вами поговорим об одном удивительном жанре, который сможет нам рассказать и о человеке, и об инструменте, как о главном герое того или иного произведения. Как вы думаете, о чём пойдёт речь?

Учащиеся: Вероятнее всего, о портрете.

Учитель: Хорошо. А кого художники изображают на портретах?

Учащиеся: Разных людей: писателей, художников, композиторов, полководцев, императоров. Художники-портретисты также изображают и детей.

Учитель: А о чём нам может рассказать портрет? (учитель показывает иллюстрации).

Учащиеся: О настроении человека, его характере, положении в обществе...

Учитель: А что помогает художнику создать определённый образ?

Учащиеся: Цвет, композиция, линия.

Учитель: Верно. А только ли человек может быть героем портрета? (учитель показывает иллюстрации с изображением человека, музыкальных инструментов: “Альтист” Д.Жилинский, “Скрипка” Р.Дюфи, “Паганини” С.Конёнков).

Учащиеся: На данных иллюстрациях мы можем увидеть в качестве героев не только человека, но и музыкальные инструменты).

Учитель: Часто художники и скульпторы в своих произведениях изображают Музыкантов и музыкальные инструменты, например, скрипку. Звучание скрипки очень выразительно. Её голос часто сравнивают с человеческим.

Учащиеся: О скрипке часто говорят: “плачет”, “поёт”...

Учитель: Об этом инструменте писали и наши замечательные поэты: Алексей Толстой и Александр Блок.

Учащиеся:

Не соловей – то скрипка пела.
Когда ж оборвалась струна,
Кругом рыдала и звенела,
как в вешней роще, тишина.
(А. Блок)

Звуки пели, дрожали так звонко, замирали и пели сначала...
Звуки скрипки так дивно звучали, разливаясь в безмолвии ночи... (А. Толстой)

Учитель: А как же быть с музыкой? Можно ли говорить о портрете в музыке, о музыкальном портрете?

Учащиеся: Возможно, музыкальные портреты тоже существуют.

Учитель: Мы послушаем сейчас несколько музыкальных фрагментов. Подумайте, можно ли в этих музыкальных произведениях говорить о портрете?

(Звучат фрагменты: И.С.Бах “Чакона”, П.И.Чайковский “Мелодия”, А.Шнитке “Концерт для скрипки”).

Учащиеся: Соло скрипки можно соотнести с музыкальным портретом.

Учитель: А какие средства музыкальной выразительности помогают композитору создать свой образ?

Учащиеся: Ритм, темп, лад, динамические оттенки.

Учитель: Скажите, пожалуйста, можно ли найти точки соприкосновения в средствах выразительности у художника и композитора?

Учащиеся: Ритм линии рисунка - ритм музыкальный; динамика цвета в живописи – динамика звука в музыке; композиция рисунка – музыкальная композиция...

Учитель: Итак, скажите, пожалуйста, кто является у нас сегодня главным портретным героем?

Учащиеся: Скрипка. (Рассказывают об этом музыкальном инструменте учащиеся, которые обучаются игре на скрипке в музыкальной школе, демонстрируют звучание инструмента).

Учитель: Скрипка появилась в Европе в конце 15 века. Она была любимым инструментом бродячих музыкантов, увеселявших народ на ярмарках, свадьбах, гуляниях. Как народный инструмент скрипка сохранилась до наших дней в Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии. Звучала скрипка также и в замках, дворцах. При французском дворе были созданы ансамбли скрипачей, которые играли во время пробуждения и трапез короля и, конечно, исполняли танцевальную музыку на придворных балах. Лучшие скрипки были созданы итальянскими мастерами Амати, Страдивари, Гварнери.

А сейчас мы вновь услышим волшебные звуки скрипки. И при этом я вам предлагаю выполнить следующее задание: звучание каждого музыкального фрагмента обозначить графической линией и выбрать соответствующий цвет для вашей линии.

Учащиеся выполняют задание.

(Музыкальные фрагменты: И.С. Бах “Чакона”, П.И.Чайковский “Мелодия”, А.Шнитке Концерт № 1 для скрипки с оркестром).

Учитель: Рассмотрим на доске ваши варианты графических линий.

Учащиеся демонстрируют на доске свои варианты и дают обоснование своего графического варианта.

Учитель: Скажите, пожалуйста, услышанные вами музыкальные фрагменты могли звучать в разные эпохи, века или эта музыка одной эпохи?

Учащиеся: Возможно, эта музыка разных эпох. В одни времена люди часто сражались, в другие – отдавали дань просвещению и образованию... И музыка, конечно, отражает ту эпоху, в которой создаётся.

Учитель: Это, действительно, так. Прозвучала музыка и Эпохи Романтизма, и Эпохи Просвещения, и музыка 20 века.

И в завершении нашего разговора о таком замечательном музыкальном инструменте, как скрипка, прозвучит отрывок из рассказа К. Паустовского “Струна”. Вас я попрошу ответить на следующий вопрос:

- Можно ли в этом произведении рассматривать скрипку как одну из героинь рассказа?

(Прочтение фрагмента).

Учащиеся: Конечно. А ещё мы можем говорить здесь и о том, что в годы Великой Отечественной войны было место подвигу и среди музыкантов. И в данном случае скрипка стала тем оружием, которое помогло вдохновить, поддержать и остаться в строю.

Учитель: А какими художественными средствами передаётся образ в литературном произведении?

Учащиеся: Слово. Интонация.

Учитель: Хорошо. Ребята, а сейчас мы подведём итоги.

Итак, о чём нам рассказал портрет?

Учащиеся: И художник, и композитор, и писатель с помощью художественных, музыкальных средств выразительности передают нам - зрителю, слушателю характер, настроение, внутреннее состояние героя (скрипку мы сравнивали с человеком), богатство всех эмоциональных оттенков!

Учитель: На этом наш урок окончен. Большое спасибо за работу!