Цель урока:
- обобщить знания о явлении инерции, скорости движения, массе тела, его плотности;
- оценить свои умения решать расчетные и качественные задачи в пределах изученного учебного материала (решать задачи по образцу и в нестандартной ситуации);
- систематизировать имеющиеся знания при решении задач повышенной сложности и расширить их.
Задачи урока:
- Образовательные:
- проверить уровень усвоения учебного материала, расширить и уточнить знания об инерции, о взаимодействии тел, плотности тел;
- продолжить работу по формированию умений работать с текстом, рисунками, навыков самоконтроля;
- продолжить работу по усвоению системы знаний и способов умственной практической деятельности, формирования и накопления опыта творческой деятельности.
- Воспитательные:
- содействовать формированию мировоззренческого познания явлений и свойств окружающего мира;
- содействовать формированию творческого применения знаний и умений решать учебные проблемы;
- воспитание чувства товарищества, умение работать в группах.
- Развития мышления:
- проверить уровень самостоятельности мышления учащихся по применению знаний в различных ситуациях;
- продолжить работу по формированию УУД.
Тип рассматриваемого урока: повторно – обобщающий.
Формы обучения: беседа, рассказ, фронтальные лабораторные работы, обсуждение демонстрации.
Оборудование: тела разной массы одинакового объема, тела одинаковой массы разного объема, вода, подсолнечное масло, 2 мензурки, весы, измерительный цилиндр, металлический цилиндр, деревянные и пластмассовые бруски.
ПЛАН УРОКА
№ | Этап |
Время |
Приемы и методы |
1 |
Постановка темы и цели урока |
1-2 |
Беседа |
2 |
Станция «Инертная»: |
8-10 |
Беседа, решение задач, эксперимент |
3 |
Станция «Измерительная»: |
8-10 |
Беседа, решение задач, эксперимент |
4 |
Станция «Скоростная»: |
4-5 |
Беседа, решение задач |
5 |
Станция «Сказочная»: |
4-5 |
Беседа, решение задач |
6 |
Станция «Цветочная» |
4-5 |
Фронтальный опрос |
7 |
Подведение итогов. |
2-3 |
Заключение учителя |
ХОД УРОКА
Оформление урока:
- Красочно оформлена доска: тема урока в виде ребусов, ученики должны сами отгадать тему урока; высказывания («Тех, которым в мире ничего не надо, только можно пожалеть. С. Есенин»)
- Приготовить оборудование для экспериментального задания: тела разной массы одинакового объема, тела одинаковой массы разного объема, вода, подсолнечное масло, 2 мензурки, весы, измерительный цилиндр, металлический цилиндр, деревянные и пластмассовые бруски.
- Подготовить тексты заданий.
Организация урока.
Учитель: формулирует тему и цель урока. Урок строиться как мысленное путешествие на поезде «Познание» с остановками на пяти станциях. На каждой станции ученики сходят с поезда и либо отвечают на вопросы, либо выполняют практическое задание, за что могут получить оценку в виде билета. В конце путешествия они предъявляют билеты контролю и получают за них отметку.
I. Станция №1«Инертная». Стоянка поезда 8-10 мин.
Учитель формулирует вопрос: какая физическая величина находится на этой станции? Она имеется у всех. Если человека долго не кормить, то она уменьшается. Ее весь день определяют продавцы. Эта величина скалярная, а не векторная. (ответ: МАССА)
У каждого ученика на столе находится персональная карта с вопросами и заданиями.
1) Вопросы
- Что характеризует масса тела?
- Какие тела называются более инертными?
- Какие тела называют менее инертными?
- В каких единицах измеряется масса?
2) Эксперимент (у каждого ученика на столе находятся весы, разновесы и три тела)
1. Правила взвешивания;
2. Взвешивание тел, заполнение таблицы 1.
Название тела |
Масса г |
Масса кг |
1. Цилиндр |
|
|
2. Пластмассовый брусок |
|
|
3. Деревянный брусок |
|
|
II. Станция № 2 «Измерительная». Стоянка поезда 8-10 мин.
Учитель формулирует вопрос: какая физическая величина находится на этой станции? У всех физических величин, сделанных из данного вещества, она одинаковая. Она не связана с движением тела. У алюминиевой ложки и алюминиевой кружки, она одинакова. (ответ: ПЛОТНОСТЬ)
У каждого ученика на столе имеется набор тел.
1) Вопросы:
- Что общего между этими телами? (ответ: Масса и объём)
- В чем различия? (ответ: Масса и объём)
- Как это можно объяснить? Какая величина рассматривается? (ответ: они изготовлены из разного вещества; плотность)
2) Заполнить таблицу 2 «Три портрета физической величины»:
Название величины |
Обозначение |
Единица |
МАССА |
|
|
|
ρ |
|
|
|
м3 |
3) Демонстрации:
1. Определить плотность подсолнечного масла и сравнить с табличным значением, перевести в кг/м3 (на демонстрационном столе имеются весы, разновесы, мензурка с маслом, пустая мензурка)
2. Определить плотность цилиндра (или серебряной ложки) и сравнить с табличным значением, перевести в кг/м3 (на демонстрационном столе имеются весы, разновесы, измерительный цилиндр, металлический цилиндр (или серебряная ложка))
4) Применение знаний плотности в промышленности и сельском хозяйстве (в тот момент, когда выполняются измерения, два ученика делают доклады на 2 мин.)
III. Станция № 3 «Скоростная». Стоянка поезда 4-5 мин.
Учитель формулирует вопрос: какая физическая величина находится на этой станции? Ее у нас нет, когда мы спим, нет на большинстве уроков, но она есть на перемене и уроках физкультуры. У птицы она больше, чем у человека, еще больше у ракеты. (ответ: СКОРОСТЬ)
1) Тест:
1. 72 км/ч – это: а)720 м/с б) 20 м/с в) 15 м/с г) 2 м/с
2. Какая физическая величина равна отношению пути ко времени движения: а) путь б) плотность в) скорость г) масса
3. Из перечисленных единиц выберите единицу скорости: а) 1 кг б) 1 кг/м³ в) 1м³ г) 1 м/с
4. По какой из приведенных выражений вычисляют путь: а) б) в) ρV г) v t
2) Заполнить таблицу 3 «Три портрета физической величины»:
Название величины |
Обозначение |
Единица |
СКОРОСТЬ |
|
|
|
S |
|
|
|
С |
IV. Станция №4 «Сказочная». Стоянка поезда 4-5мин.
На доске наклеены карточки с отрывками из сказок.
Карточка №1
Прочитайте отрывок из сказки «Снежная королева»: вечером, когда Кай был уже дома и почти разделся, собираясь лечь спать, он вскарабкался на стул и поглядел в маленький оттаявший на оконном стекле кружочек. За окном порхали снежинки, одна из них, побольше, упала на край цветочного горшка и начала расти;
- Определите скорость падения снежинки, если за 2 мин она пролетела путь 72 м. (ответ: 0,6 м/с)
Карточка №2
Прочитайте следующий отрывок из сказки «Снежная королева»: санки его точно приросли к большим саням и продолжали нестись вихрем. Кай громко кричал, но его никто не слышал. Снег влил, санки мчались, ныряя в сугробах, прыгая через изгороди и канавы;
- Какой путь пролетел Кай на своих санях за 15мин, со скоростью 20м/с2 (ответ: 18км)
Карточка №3
Прочитайте следующий отрывок из сказки «Снежная королева»: вот мое родное северное сияние! – сказал олень. – Гляди как горит! И он побежал дальше, не останавливаясь ни днем, ни ночью;
- Сколько времени в пути были олень и Герда, если они мчались со скоростью 10м/с и преодолели путь в 1800км? (ответ: 180000с = 180000с/3600с = 50ч = 2сут 2ч)
Карточка №4
Прочитайте отрывок из сказки «Золушка»: последним подарком были туфельки из чистого хрусталя, какие и не снились не одной девушке;
- Определите плотность хрусталя, если одна туфелька имела массу 403г и объем 155см3. (ответ:2,6г/см3 = 2,6 * 1000 = 2600кг/м3)
Карточка №5
Прочитайте отрывок из сказки «Приключения Незнайки»: – Почему рано? – удивился Незнайка.
– Уже можно лететь! – Много ты понимаешь! Шар сначала нужно надуть теплым воздухом;
- Найдите объем воздушного шарика Незнайки, если плотность теплого воздуха 1,1кг/м3, а масса воздуха 0,033т. (ответ: 30м3)
Карточка №6
Прочитайте отрывок из сказки «Приключения Буратино»: Буратино вытащил из кармана всех пиявок и положил туда золотой ключик;
- Определите массу золотого ключика, если его объем 5см3, а плотность 19,3г/см3. (ответ: 96,5г)
V. Станция №5 «Цветочная». Стоянка поезда 4-5мин.
Ученики обобщают свои знания формул и единиц измерений (на доске клеится ромашка в виде формул и единиц измерений)
Подведение итогов.
Домашнее задание: решение задач в персональных карточках.
Рефлексия
Ученикам необходимо оценить свои достижения на этом уроке:
- Все ли у вас получилось?
- Довольны ли вы своими результатами?
- Довелось ли вам в полной мере реализовать свои возможности, применить полученные знания?
На доске изображен пьедестал почета (1 место, 2 место, 3 место). Определите себе место на этом пьедестале по уровню удовлетворенности итогами урока (достаточно прикрепить смайлик, лежащую у вас на столе).