Исследовательская деятельность дошкольников. Объект исследования "Паук"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

  • учить детей проводить самостоятельные исследования (подготовка сообщения, доклада);
  • закрепить умение детей собирать доступную информацию на данную тему, обрабатывать её, закрепить методы исследования, умение фиксировать информацию значками и символами;
  • расширять кругозор детей;
  • развивать творческие способности детей, умение смело высказывать свои определения, развивать мышление, речь детей;
  • воспитывать умение работать в коллективе, дружеские отношения, интерес к новой информации.

Материал: картинки с изображением методов исследования, папки – исследователей, картинки животных, насекомых, энциклопедии, компьютер, увеличительная лупа, академический убор и мантия, пилка для ногтей, стеклянная трубочка.

ХОД ИССЛЕДОВАНИЯ

На столе перед детьми лежат темы – картинки. Выбираем тему исследования с помощью считалки. Это тема «Пауки». Карточку с изображением темы, кладу на середину образованного сидящими детьми круга. Остальные карточки с «темами исследования» убрала, чтобы не отвлекать детей. Каждому ребёнку «исследователю» предлагаю взять свою папку исследователя.

Объясняю детям, что их задача – подготовить сообщение, доклад, который читают учёные. Но для этого надо собрать всю доступную информацию о пауке и обработать её. Как это можно сделать? Предлагаю детям карточки с «методами исследования». Выбираем те «методы исследования», которые нам подойдут в данный момент. Выбрали несколько «методов исследования» (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент, посмотреть в книгах, посмотреть по телевизору). Дошкольники вставили чистые листочки в те кармашки, которые нам сегодня подойдут. Теперь когда «исследователи» определили последовательность работы, начинаем собирать материал. Разложенные на столе карточки – это и есть план исследования.

Подумать:

Подумав, приходим к выводу, что пауки живут везде в лесу, в домах, под полом. Фиксируем эту информация на листочках (рисуем домик, ёлочку). Следующая идея, например: «Пауки строят паутину и ловят мошек» рисуем на листочках паутинку и небольшую точку(муха).
Подумав, дети вспомнили всё, что они знают о пауках, зафиксировали значками. Дети создавали свои символы в ходе обсуждения (способность изобретать символы и значки свидетельствует об уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей в целом и одновременно выступает важным средством их развития). Записи отправляются в карман с восклицательным знаком.

Спросить у другого человека:

Дети без затруднения могут задать вопрос младшему воспитателю и получить нужный ответ. Из ответа они узнали, что есть пауки, которые кусаются, защищаются. (были сделаны зарисовки в виде зубчиков)

Посмотреть в книгах:

У детей старшей группы возникают трудности. Например, дети обращаются к книгам, но как не умеющему читать узнать из неё что-то новое? Дети листают книги, смотрят иллюстрации. Конечно, на этом этапе кроме воспитателя ребёнку никто не поможет. Я вместе с детьми рассматриваю иллюстрации, справочники, энциклопедии. Читаю нужный текст исследователям.
Дети фиксируют информацию на листочках. Листочки складывают в тот кармашек, где изображена книга.

Пауки – это не насекомые. У насекомого три пары ног, усики, а тело состоит из трёх частей. У паука 8 ног, усиков нет, тело разделено на две части. Спереди на головогруди – своеобразные челюсти – хелицеры. Ими паук хватает добычу, защищается и даже роет норку. Не все пауки плетут ловчие сети, но каждый может прясть нити из паутины. У паучка есть прядильный орган на конце брюшка – трубочки, называемые паутинные бородавки. Из них и выходят нити паутины. Самка паука плетёт кокон, в который отгладывает яйца. Кокон лежит в гнезде или норке, а паучиха его охраняет. У бродячих пауков самки носят кокон с собой. После появления паучат некоторые матери продолжают о них заботиться – носить их на спине.

Дети зарисовали овал, разделённый на две полоски с восемью лапками. На одной половине овала подрисовали челюсти. На другой, маленькие трубочки (бородавки для плетения паутины).

Понаблюдать:

Рассматриваем живого паучка в прозрачной ёмкости. Замечаем что тело у него покрыто коротенькими волосинками. Рассматриваем глаза, тело, лапы.

Фиксируем результаты: паучок очень активный. При прикосновении сжимается.

Физминутка

Пальчиковая гимнастика «Паук»

Развитие мелкой моторики, обогащение словаря, закрепление названий насекомых и обобщающего понятия «насекомые».

Паутину-сеть плету
Насекомых всех ловлю (все пальцы правой и левой рук, кроме больших, переплетены и прижаты друг к другу. Большие пальцы обеих рук совершают круговые движения вокруг друг друга сначала в одну, затем в другую сторону (плетут паутину).
Мошек бабочек жуков
Комаров и мотыльков
(дети загибают пальцы, перечисляя насекомых)
Сеть сплету, потом за сук
(снова плетут «паутину»)
Спрячусь я – большой паук
(показывают на себя и прячут руки за спину)

речь с движением

  • Держа согнутые в локтях руки перед собой, дети делают круговые движения руками – «разматывают большой клубок для того, чтобы сплести сеть»
  • Делают поочерёдные хватательные движения то правой, то левой рукой – «ловят насекомых»
  • Снова «плетут сеть»
  • Показывают на себя рукой и присаживаются на корточки (прячутся).

Провести эксперимент:

Предлагаю детям провести эксперимент. Помочь паучку выбраться из ёмкости. Первый вариант: предлагаем паучку забраться по гладкой поверхности (стеклянная трубочка). У паука не получается, скользят лапки. Затем предлагаем шершавую поверхность (пилка для ногтей). Паук спокойно поднимается по поверхности. Делаем вывод: что на лапках у паука есть жёсткие волосики, которые спокойно помогают ему двигаться по шершавой поверхности. Если вдруг паук попадёт в стеклянную банку, выбраться он уже не сможет и погибнет. Дошкольники рисуют пиктограммы.

Посмотреть видеофильм:

Предлагаю детям посмотреть два видеофильма о жизни пауков. Один фильм о жизни лесного паука (Приложение 1), другой фильм о том как охотиться паук-рыболов. (Приложение 2) Вместе с детьми рисуем пиктограммы о том, что увидели в видеофильмах.

Обобщение материалов:

Теперь собранные сведения надо проанализировать и обобщить. Дети работают каждый со своей папкой. Свой материал они анализируют и обобщают. Я предлагаю им внимательно рассмотреть свои пиктограммы, вспомнить всё, что мы сегодня узнали о пауках.

Сообщение:

Как только информация обобщена, надеваю на докладчика головной убор и мантию. Это даёт детям значимость момента и сделать игровую ситуацию более концентрированной. Дети по желанию выходят «превращаются в учёных» и рассказывают о том, что узнали.

Слушателям предлагаю после выступления задавать вопросы выступающим.