Цель урока: рассмотреть подготовку крестьянской реформы, ее основные положения, оценить значение реформы; развивать навыки работы с информацией, умения обобщать, определять причины, выделять главное.
В проведении урока используется технология критического мышления. Работа на уроке рассчитана на предварительное чтение параграфа учащимися.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Учитель: Мы закончили изучение истории России в первой половине 19 века. С сегодняшнего урока начинаем новую главу в истории нашей Родины. Как называется новая глава? (Россия в эпоху реформ в 60-70-ые годы 19 века).
Самой значительной и долгожданной реформой для народа и страны была крестьянская реформа или реформа об отмене крепостного права. Так и называется тема нашего сегодняшнего урока. (Объявляются цели урока).
1 этап урока – Выделение смысловых единиц
Россия вступила в новый период, который связан с именем нового императора Александра Второго. Во многом благодаря ему, началась работа над реформой.
– Что такое реформа?
– Что такое крепостное право? (форма зависимости крестьян).
Итак, на доске записаны слова и словосочетания.
(Записанные на доске слова: Негласный комитет, рабство, Крымская война, крестьянские волнения, отрезки, Ростовцев, промышленный переворот, капитализм, мировой посредник, временнообязанные, Валуев, Секретный комитет, выкупные платежи, уставная грамота, личная свобода, редакционные комиссии, неэффективность., прогресс.).
Вам предлагается выстроить предложенные слова в смысловые блоки.
Предполагаемый вариант:
- Причины отмены крепостного права.
- Подготовка крестьянской реформы.
- Основные положения крестьянской реформы.
- Значение реформы.
2 этап. Учащимся предлагается составить таблицу тонких и толстых вопросов по каждому блоку. Потом – обсуждение этих вопросов.
Предполагаемый вариант.
1. Причины отмены крепостного права.
Почему нужно было отменить крепостное право? Почему стала возможной отмена крепостного права в это время? Как Александр Второй относился к идее отмены крепостного права?
2. Подготовка крестьянской реформы
Что было положено в основу проекта крепостной реформы? Какие учреждения занимались подготовкой реформы? (Секретный комитет, Главный комитет, губернские дворянские комитеты, редакционные комиссии).
Как шла разработка реформы? Какой вопрос стал главным при обсуждении проекта?
Когда отменили крепостное право?
3. Основные положения реформы.
Что получили крестьяне от реформы и что не получили? ( личную свободу, гражданские права). Почему реформа проводилась по-разному в черноземных и нечерноземных районах? Как ты думаешь, в чьих интересах была проведена реформа: крестьян или помещиков? Почему? Как крестьяне восприняли Манифест? («ненастоящая воля», восстания)
4. Значение реформы.
Как изменилось развитие страны после отмены крепостного права? Почему реформу 19 февраля 1861 года читают одним из главных событий 19века в истории России? (Реформа создала условия для утверждения капитализма, способствовала росту темпов экономического развития, появлению новых слоев населения).
– Как вы понимаете слова Н. А. Некрасова?
«Распалась цепь великая,
Распалась и ударила
Одним концом – по барину,
Другим – по мужику».
(Отрывок отражает сложность, двойственность, противоречивость крестьянской реформы. Несмотря на все свое прогрессивное значение, реформа была крайне непоследовательной, противоречивой: ущемила экономические интересы помещиков и с другой стороны – грабительский характер по отношению к крестьянам).
3 этап. Задание детям – в пяти строках нужно составить суть реформы (синквэйн).
Предполагаемый вариант.
1. Свобода крестьян (реформа)
2. Освободили, обделили, разочаровали
3. Значительность, прогресс
4. «Знаю: на место сетей крепостных
Люди придумали много иных». Н. А. Некрасов
5. В России в 1861 году отменили крепостное право.
4 этап. В конце урока предлагается составить рассказ из 4-5 предложений по теме урока, используя слова на доске
Предполагаемый вариант.
Крепостные крестьяне в России стали лично свободными. Реформа разочаровала крестьян, т.к. они не получили землю в собственность, и оставались «временнообязанными». Несмотря на недостатки, реформа способствовала развитию капитализма в России и прогресса в обществе.
5 этап – закрепление. Исторический диктант по терминам
1. Договор помещика с крестьянами о размере надела и условиях выкупной операции (уставная грамота).
2. Отторгнутые от крестьянских наделов в пользу помещика участки земли (отрезки).
3. Преобразования в какой-либо сфере государства (реформа).
4.Должностное лицо, назначаемое для утверждения уставных грамот и разрешения споров между крестьянами и помещиками (мировые посредники).
5. Крестьянин, освобожденный по реформе 1861 года от крепостной зависимости, но несший повинности в пользу помещика. (временнообязанный).
Подведение итогов.