Стандарт последнего поколения предъявляет следующие требования к личностным результатам освоения основной образовательной программы: «Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме».[1].
В соответствии со Стандартом выпускник основной школы обладает следующими личностными характеристиками:
– активно познает мир, осознает ценность труда, науки и творчества;
– умеет учиться, осознает важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способен применять полученные знания на практике;
– ориентируется в мире профессий, понимает значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Стандарт нацеливает на то, что у обучающихся должно быть сформировано ответственное отношение к учебе, к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.
Программа воспитания в соответствии с требованиями ФГОС должна быть направлена на «формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями, с учетом потребностей рынка труда».[1].
Программа должна обеспечить «формирование у обучающихся мотивации к труду, потребности к приобретению профессии, овладение способами и приемами поиска информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью, поиском вакансий на рынке труда и работой служб занятости населения, развитие собственных представлений о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности, создание условий для профессиональной ориентации обучающихся через систему работы педагогов, сотрудничество с базовыми предприятиями, информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, использование средств психолого-педагогической поддержки обучающихся и развитие консультационной помощи в их профессиональной ориентации».[1].
На уроках французского языка в девятом классе работа по профессиональному самоопределению школьников ведется с первых уроков. В УМК линии «Твой друг французский язык.9 класс» авторов А.С.Кулигиной, А.В.Щепиловой содержание курса предполагает изучение темы «L´orientation professionnelle: quand et comment?». Предпрофильная подготовка включает обсуждение следующих ситуаций: «Мир профессий», «Проблемы выбора профессии», «Необходимое образование для получения профессии», «Качества личности, характер и профессия».
При работе над лексической стороной речи мы предлагаем учащимся следующие лексические единицы для подготовки высказывания в соответствии с ситуацией
общения.
Le vocabulaire:
– imposer, présenter ses exigences – накладывать, предъявлять свои требования,
– la qualité universelle – универсальное качество,
– l´aspiration à qch – стремление к чему-либо, aspirer à faire qch – cтремиться делать что-либо,
– remplir ses fonctions (ses obligations) – выполнять свои функции, обязанности,
– la capacité de travail – работоспособность,
– assimiler et mettre en pratique des connaissances – усваивать и применять знания,
– le savoir-faire – умение,
– coopérer avec des collègues – взаимодействовать с коллегами,
– surmonter des difficulties – преодолевать трудности.
Для построения монологического высказывания учащиеся используют следующие смысловые опорные пункты:
Chaque profession impose ses exigences. Cependant il y a des qualités universelles qui sont nécessaires à n´importe quel travailleur indépendamment du profil de son activité. Ce sont:
– l´aspiration à remplir ses fonctions (ses obligations) avec une bonne qualité et à terme (стремление выполнить свои обязанности качественно и в срок);
– un certain niveau de capacité de travail (определенный уровень работоспособности);
– l´aptitude à assimiler et mettre en pratique des connaissances (cпособность усваивать и применять знания);
– la persévérance (настойчивость);
– la capacité d´assumer la responsabilité de ses actes (способность нести ответственность за свои действия);
– le dynamisme (энергичность), la flexibilité (гибкость);
– le savoir-faire de coopérer avec des collègues (умение взаимодействовать с коллегами);
– le savoir-faire de surmonter des difficultés (умение преодолевать трудности).
Необходимо мотивировать учащихся на достижение высокого профессионального уровня, на стремление выполнять свою работу качественно и в срок, преодолевать возникающие трудности. Для этого школьники должны научиться быть организованными, предпринимать усилия в обучении, упорно трудиться, осваивать новые знания и умения, освоить ИКТ.
Опираясь на введенный лексический материал, учащиеся строят тезисы:
– Pour obtenir du succès dans son métier il faut apprendre à surmonter des difficultés,aspirer à remplir ses fonctions avec une bonne qualité et à terme.
– Pour avoir un haut niveau de qualification il faut être organisé, entreprendre des efforts dans la formation, travailler ferme,assimiler et mettre en pratique des connaissances, assimiler de nouvelles connaissances, de nouveaux savoir-faire, des technologies de l´information et de la communication.
В ходе обсуждения с подростками профессиональной сферы деятельности и проблемы выбора профессии необходимо отметить, что каждая профессия требует своих специальных знаний и умений. Для того чтобы школьники могли представить себе профессию, качества, которые необходимы человеку, чтобы успешно ею заниматься, знания и умения, которые требуются для работы в этой профессии, можно организовать работу над следующим упражнением.
Avant de se lancer dans le métier il est très important de réfléchir si vous possédez des qualités nécessaires pour exercer ce métier, si vous êtes prêts à recevoir la formation requise à la profession, acquérir des savoir-faire.
Lisez et observez des qualités , des savoir-faire, des savoirs requis pour devenir:
|
qualités |
savoir-faire |
savoirs |
1. économiste |
|
|
|
2. militaire |
|
|
|
3. vétérinaire |
|
|
|
4. notaire |
|
|
|
5. masseur-kinésithérapeute |
|
|
|
6. bijoutier-joaillier |
|
|
|
La conclusion: 1. Pour découvrir un métier il faut comprendre quelles qualités sont nécessaires pour l´exercer,quels savoirs et savoir-faire professionnels il faut posséder.
2. Pour découvrir un métier il faut aussi savoir des formations qui y mènent et des conditions de travail.
Оказать помощь учащимся девятого класса в профессиональном самоопределении – важная задача педагога. В заключение мы предлагаем на наших уроках небольшую памятку, которая содержит советы школьникам, которые задумываются над тем, какую профессию им выбрать.
Les conseils aux élèves qui choisissent le métier.
1. Etudiez en détail la profession, sachez au juste des exigences que la profession impose à l´homme, le contenu du travail, les conditions du travail.
2. Prenez connaissance des savoirs et des savoir-faire professionnels.
3. Prenez en considération vos capacités, vos intérêts, votre santé.
4. Ne choisissez pas le métier pour tenir compagnie à qn.
5. Tenez compte des besoins du marché de travail.
Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет требования к личностным результатам освоения школьниками основной образовательной программы. Вопросы по формированию личностных результатов, которые отражают отношение к профессиональной деятельности, осознанный выбор будущей профессии, возможность реализации собственных жизненных планов, актуальны на уроках французского языка в девятом классе и занимают значимое место в учебном процессе.
Литература
1. Приказ Минобрнауки от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».