Урок математики на тему "Умножение". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Урок математики,  проводится во 2 классе, тема урока: «Умножение как действие, заменяющее сложение  равных чисел. Знак умножения  (.) », тип урока: открытие новых знаний.  Содержание урока соответствует требованиям образовательной системы и ФГОС НОО.

Я создала проблемную ситуацию на уроке, решая её, ученики открывали новые знания.

При разработке данного урока мною учитывались возрастные особенности детей младших классов и  реальные возможности учеников моего класса: это средняя работоспособность, трудности с концентрацией и переключением  внимания, наличие в классе детей с нарушением устной и письменной речи, средний уровень развития  мышления. Урок опирался на знания, умения  учеников, полученные ранее.

Организационный момент включал в себя положительный  эмоциональный настрой детей на предстоящую учебную деятельность. Материал для урока носил научный характер. По объёму материал был подобран верно, т.к. я уложилась во временные рамки урока, и дети не испытывали большие трудности в его выполнении. В течение урока я постепенно увеличивала степень сложности заданий и самостоятельности учащихся при их выполнении. Самостоятельная работа проведена с целью закрепления и углубления знаний учащихся по теме урока, способствовала развитию логического мышления.  Применение проблемно-диалогического  обучения на уроке позволило сделать его интересным, насыщенным, плотным по структуре.

Были использованы различные формы деятельности: фронтальный опрос, работа в парах (что позволило включиться в работу как  учащимся с высоким уровнем развития, так и «слабым» детям), индивидуальная, самостоятельная работа учащихся.

Здоровьесберегающий аспект:  высокая работоспособность обеспечивалась сменой видов деятельности, применением здоровьесберегающих технологий. Хорошая психологическая атмосфера поддерживалась самими формами групповой и индивидуальной работы, т.к. снималась тревожность, мнительность, нерешительность, в результате общение на уроке было продуктивным и качественным.  Проводилась   динамические паузы: для снятия эмоциональной и мыщечной напряженности  у детей. За счёт применения разных вариантов заданий, с разным уровнем нагрузки на органы зрения, слуха, моторику, введения здоровьесберегающих технологий было обеспечено рациональное использование времени. Предупреждалась перегрузка школьников.

На этапе рефлексии учебной деятельности шло дальнейшее развитие у учащихся алгоритму самооценивания. Домашнее задание было объяснено и разобрано.   Урок достиг поставленной цели.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование: учебник по математике (Петерсон Л.Г.  «Математика» 2 класс учебник, рабочая тетрадь 2 класс, 2 часть);

Цель урока: осознание  обучающимися конкретного смысла действия умножения как действия, заменяющего  сложение  одинаковых  слагаемых; познакомить с соответствующей терминологией и символикой.

Задачи урока:

  • познакомить с понятием умножение, раскрыть смысл действия умножения.
  • познакомить со знаком и записью действия умножения.
  • развивать умение решать текстовые задачи.
  • развивать умение решать занимательные задачи.
  • развивать универсальных учебных действий.

Этапы урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1. Организационный момент

мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки;

1. Проверка готовности учащихся к уроку.

Прозвенел звонок и смолк – начинается урок.
Вы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Пожелайте успехов глазами
И вперед, за новыми знаниями!

1. Самоконтроль готовности.
2. Реакция на учителя, внимание.

Регулятивные:
контроль (проверка готовности к уроку).

2. Актуализация знаний проверка вычислительных навыков;

Устный счет.
На доска написаны выражения:

28 + 5      
46 + 5      
37 + 6       
6 + 6       

– Найдите значения выражений.
– Что общего у этих выражений?
– Как называются компоненты при сложении?
– Какое из данных выражений будет лишним, аргументируйте свой выбор?

Фронтальная проверка.
– Эти выражения на одно и то же действие – сложение.
– При сложении числа называются: слагаемое, слагаемое, сумма.

 

 


Учащиеся приводят разные варианты, пока не остановятся на: 6 + 6 

 

Коммуникативные:
с достаточной точностью выражают свои мысли.

 

 

Познавательные:
сравнивают по нескольким  признакам.

3. Мотивация учебной деятельности создание ситуации, при которой учащиеся испытывают затруднения;
создание проблемной ситуации,
формулировка темы  урока.
– Вы правильно и быстро считали, а теперь я усложню выражение.
– Кто из вас его решит первым?

6 + 6 + 6 + 6 + 6 + 6 + 6 + 6

Результат фиксируются на доске.

 
4. Постановка цели и задач урока  

– Ребята, вы этот пример решали долго, а я могу решить его очень быстро.
– Хотите узнать?
– Какое слагаемое мы повторяем несколько раз?
– Сколько раз мы его повторяем?
– Какой ответ у нас получился?
На доске запись:      6   8=48
– Что не хватает в этом выражении?
– Где найти ответ на вопрос?      (учебник с.51).
– О каком новом действии вы узнали.
– Какой знак мы поставим в выражении.
– Как вы думаете,  как будет звучать тема нашего урока?
– Какое действие заменяет умножение.
Учитель рассказывает стихотворение о новом действии:

Что такое умножение?
Это умное сложение.
Ведь умней умножить раз,
Чем слагать всё целый час!

– Какую цель вы ставите лично для себя на этот урок?
– Что показывает первое число при умножении?
– Что показывает второе число?
– Что такое умножение?

 

 

6

8 раз
48

знака
– В учебнике                       

– Умножение.
– Умножение.

– Умножение.
– Действие умножение заменяет сумму одинаковых слагаемых.

 

 

 

Учащие высказывают свои мнения.
– Какое число складываем.
– Сколько раз складываем первое число.
– Замена суммы одинаковых слагаемых.

Познавательные:
выбор наиболее эффективных способов решения задач;
выдвижение гипотез;
определение основной и второстепенной информации;
искать в тексте и выделять необходимую информацию.
Регулятивные: 
определяют тему, целей  урока.
5. Физкультминутка   Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем
И немножечко потрем.
Посмотри на кончик носа
И в «межбровье» посмотри.
Круг, квадрат и треугольник
По три раза повтори.
   
6. Первичное усвоение новых знаний закрепить знания по пройденному материалу

Работа фронтально (один ребёнок у доски, а остальные в тетради).
Учебнику с. 52 №2 (запиши короче следующие суммы с помощью знака умножения: 7 + 7 + 7 + 7 =  и.т.д.).
– какое из данных выражений можно записать, используя знак умножения, почему?

  Познавательные: построение логической цепи рассуждения, доказательств.
7. Первичная проверка понимания проверить умения в нахождении выражение, которое можно заменить умножением

28 + 5      
46 + 5      
37 + 6       
6 + 6

– Замените это выражение, используя новое действие.

 


– 6 + 6, т.к. только в этом выражении оба слагаемых одинаковы.
6 х 2.

 
8. Первичное закрепление проверить умения в нахождении значений произведений, самоконтроль усвоения знаний

Каждому ученику выдаётся карточка.
Задание: среди сумм и произведений найди те, которые имеют одинаковые значения. С помощью стрелочки показать.
2+2+2                                5x2
1+1+1+1                            6x4
3+3+3+3+3                       1x4
5+5                                    3x5
6+6+6+6+6                       2x3
Проверка: ученики меняются листочками.
На доске дан образец.

– Какие выражения не составили пары? Почему?

– Измените, запись выражений так, чтобы они образовали пару.
– Составьте задачу по данным выражениям.

 

 

 


– 6+6+6+6+6    и 6 х 4 т.к.  6 повторяется разное количество раз.

Учащиеся приводят  свои варианты задач.

Познавательные: умение перерабатывать и структурировать информацию.

9. Рефлексия оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности, фиксация нового содержания, изученного на уроке. – С каким арифметическим действием мы познакомились?
– Что обозначает действие умножения?
– Когда его удобно использовать?
– Какое задание вам показалось особенно интересным?
– Ребята, у вас на партах лежат листы бумаги, положите их перед собой. Я предлагаю вам игру «да-нет», если вы согласны с утверждением пишем +, если нет пишем –.
– Умножение – это математическое действие?
– Разность можно заменить умножением?
– + – знак умножения?
– Сумму разных слагаемых можно заменить умножением?
– Если все слагаемые одинаковые сложение можно заменить умножением?
– Сравните свои ответы, с теми, что на доске (Учитель вывешивает образец).
– Встаньте те кто выполнил это задание так же.

– С умножением.

– Это нахождение суммы одинаковых слагаемых.
 Учащие высказывают свои мнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

На доске дан образец: +, –, –, –,+.

Личностные:
осознание учащимися ценности изученного материала.
Регулятивные: 
Самоконтроль и самооценивание.

10. Домашенее задание   – Домашнее задание рабочая тетрадь с.31 №2,4. Учащиеся записывают в дневник. Слушают инструктаж по выполнению и оформлению.