Урок “Пропорции” - урок изучения нового материала. На уроке уделяется достаточно времени работе с учебником, устному счёту, развитию внимательности и мышления. Осуществляется принцип преемственности материала, что позволяет наиболее организованным ученикам выучить правила за время урока. Урок сопровождается презентацией, что увеличивает наглядность изучаемого материала.
Цели урока:
Учебные
- закреплять навыки устного счета,
- повторить дроби,
Развивающие:
- способствовать развитию мышления, сообразительности, умению быстро находить ответы на заданные вопросы,
- способствовать развитию логики, интереса к математике,
Воспитательные:
- воспитывать дисциплинированность,
- умение правильно излагать свои мысли.
Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, компьютер.
Ход урока
I. Организационный момент.
Устный счет, позволяет сосредоточить внимание, организовать учащихся на восприятие нового материала (слайд 2).
2. Подумай и ответь! (слайд 3)
- Какую часть килограмма составляют: 100 г; 250 г; 300 г; 800 г?
- Какую часть года составляют: 2 месяца; 8 месяцев; 10 месяцев?
II. Изучение нового материала начинаем с решения задачи.
Задача 1. От куска материи длиной 5 м отрезали 2 м. Какую часть материи отрезали? (слайд 4)
Способ 1.
- Всего 5 м это 1 часть
- 1 м это часть
- Отрезали 2 м - части.
Способ 2.
- 2 : 5 = части.
Ответ: отрезали части
Сообщаю, что дробь ещё называют отношением двух к пяти. Ученики находят правило на стр. 117 (Слайд 5)
Частное двух чисел называют отношением этих чисел.
,
Отношение показывает, во сколько раз первое число больше второго, или какую часть первое число составляет от второго.
Задача 2. Длина дороги 360 км, турист прошел 240 км этой дороги. Какую часть он прошел. Во сколько раз вся дорога длиннее той, что прошел турист? (Слайд 6)
Решение.
= прошёл турист
=1,5. во столько раз дорога длиннее, той что прошёл турист.
Задача 3. Масса станка 9,6 ц, а масса электромотора 36 кг. Найдите отношение массы электромотора к массе станка в процентах. (Слайд 7)
Решение.
9,6ц = 960кг.
0,0375 * 100% =3,75%.
Ответ: отношение массы электромотора к массе станка равно 3,75%.
Задача 4. Найдите значение двух отношений. (Слайд 8)
6 : 3 = 2 и 10 : 5 = 2
6 : 3 = 10 : 5
на стр.123 учащиеся находят определение пропорции. “Равенство двух отношений называется пропорцией”.
а : b = c : d, крайние члены пропорции а, d, средние члены пропорции b, c.
III. Закрепление нового материала.
5. Прочитайте пропорции. (Слайд 9)
10 : 2 = 40 : 8
3 : 4 = 6 : 8
25 : 5 = 15 : 3
- Назовите средние члены пропорции
- Назовите крайние члены пропорции.
- Перемножьте крайние члены пропорции.
- Перемножьте средние члены пропорции.
Сделайте вывод. Подвожу учащихся к основному свойству пропорции.
6. Примените основное свойство пропорции. (Выяснить где пропорция?) (Сдайд 10)
7. Примените основное свойство пропорции. Решите уравнения. (Слайд 11)
2 : 7 = х : 14
х * 7 =2 * 14
х = 4
Ответ: 4
8 : с = 5 : 2,5
с * 5 =8 * 2,5
с = 4
Ответ: 4
Для сильных учеников предлагаю решить из учебника Стр 125 № 763(а, е).
IV. Задание на дом: п 21 стр. 123 правила. № 776, 777(а, б), № 778, 781(а) (Слайд 12)
V. Самооценка. (Слайд 13)
Предлагаю ученикам оценить восприятие урока, нарисовав соответствующие смайлики 1, если материал понятен 2,если не уверен и 3 если материал не понятен.