Методическая разработка урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". 5-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Автор учебника: А. Г. Мерзляк “Математика 5 класс”.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.

Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме “Сложение и вычитание десятичных дробей”

Задачи:

Предметные:

  • закрепить навыки сложения и вычитания десятичных дробей,
  • развивать навыки решения текстовых задач, содержащих десятичные дроби, арифметическим способом.

Личностные: формировать умение объективно оценивать свой труд, формирование познавательного мотива к изучению темы.

Метапредметные: формировать умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.

УУД, формируемые на уроке:

Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов

Регулятивные: взаимоконтроль, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные: Общеучебные: рефлексия результата действия, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения; Логические: анализ содержания заданий с целью выделения общих признаков,

Коммуникативные: вступление в диалог; участие в коллективном обсуждении учебной проблем;. прогнозирование, сравнение и анализ; умение обосновывать свой выбор.

Оборудование и технические средства:

  • Мультимедийный проектор
  • Компьютер

Наглядные пособия

  • Презентация, выполненная в программе “PowerPoint”

Рабочие материалы для обучающихся

  • Рабочие тетради
  • Лист самооценки
  • Геометрические модели для практической работы
  • Тест на отдельных бланках
Этапы урока Содержание этапа, деятельность учителя Деятельность учащихся (ожидаемые действия в ходе диалога с учителем) Формируемые УУД
Организационный момент Приветствует учеников. Объясняет, что сегодня на уроке ребята работают с листами самооценки. Мотивация учебной деятельности учащихся: с первого взгляда кажется математика сложная наука. Но как любая наука она дает нам новые знания, умения, новые возможности для их применения на других уроках, в практической жизни. Чтобы знания можно было эффективно применить, нужно, чтобы они были прочно усвоены. Древняя китайская мудрость гласит: “Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я понимаю”. Для того, чтобы наш урок был плодотворным, давайте последуем совету китайских мудрецов и будем работать по принципу: я слышу - я вижу - я делаю:. Приветствуют учителя. Проверяют, все ли готово к уроку. Личностные: смыслообразование.

Регулятивные: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний

(Работа в парах и фронтальный опрос)

Тест с проверкой соседа по парте (готовые ответы сверяют по образцу на доске) слайд №1

Устно повторение теоретических вопросов слайд №2

Устно задания на смекалку слайд №3,4,5

1) Выполняют тест

2) Проверяют выполнение теста у соседа по парте, выставляют оценки, используют критерии оценки.

3) Вспоминают сочетательный и переместительный законы сложения.

Алгоритмы сложения и вычитания десятичных дробей

дополняют ответы друг друга. Выставляют оценки в листы самооценки за устную работу

Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов

Регулятивные: взаимоконтроль,

Выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные:

Общеучебные: рефлексия

результата действия, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения;

Логические: анализ содержания заданий с целью выделения общих признаков,

Коммуникативные : вступление в диалог; участие в коллективном обсуждении учебной проблем;. прогнозирование, сравнение и

анализ; умение обосновывать свой выбор.

Формулирование проблемы (Целеполагание и мотивация ) Формулирует тему урока и предлагает поставить цели урока. слайд № 6

Записывают в тетради тему урока

Называют предполагаемые цели урока: продолжать овладевать умением складывать и вычитать десятичные дроби, отработать правила сложения и вычитания десятичных дробей, развивать навык устного сложения десятичных дробей, повторить знания о десятичных дробях, систематизировать знания о десятичных дробях, продолжить развивать навык самооценки работы на уроке в различных формах работы. Личностные: смыслообразование – формирование познавательного мотива к изучению темы.

Познавательные: осознанное построение речевого высказывания

Регулятивные: принятие познавательной цели, сохранение ее при выполнении учебных действий, Коммуникативные: учёт разных мнений

Повторение и закрепление изученного ранее. Работа по вариантам и индивидуальные карточки 1. Работа над задачей. слайд№7,8

Совместно составляем выражение для решения задачи с записью в тетрадь; проговаривает, что дальше работа самостоятельно по вариантам: найти значение полученного выражения.

2. решение уравнений. слайд №9

3. Выдает индивидуальные карточки некоторым ученикам

1) Обсуждают решение и записывают в тетрадь.

2) Находят значение выражения записывают в тетрадь.

3) Работают на карточках, сдают карточки учителю

4) Выставляют оценки в листы самооценки.

Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов

Регулятивные: умение действовать по плану; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности (проверка вычислений)

Познавательные: знаково-символическое моделирование (построение  схемы краткой записи к задаче, запись  формул)

Физ. пауза слайд№10.   Активизация условий, способствующих созданию здоровье сберегающей среды в школе посредством физ. пауз
Практическая работа

(Работа в парах)

Объясняет правила работы. Повторяют необходимые формулы. слайд №11. Работа выполняется на карточках. Выполняют работу в парах. Оценивают свою работу, сдают учителю на проверку. Выставляют оценки в листы самооценки. Личностные: развитие доброжелательности, доверия и внимательности к окружающим; формирование готовности  к сотрудничеству, оказанию помощи.

Познавательные:   знаково-символическое моделирование (запись  формул)

Подведение итогов урока Домашнее задание. Притча. Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому вопрос. У первого спросил: "Что ты делал целый день?" Тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго спросил: "А что ты делал целый день?", и тот ответил: " я добросовестно выполнял свою работу". А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: "А я принимал участие в строительстве храма!"

- Ребята! Давай мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок:

- Кто работал, как первый человек? (поднимают красные кружки)

- Кто работал добросовестно? (поднимают желтые кружки)

- Кто принимал участие в строительстве храма? (поднимают зеленые кружки).

Задаёт домашнее задание. Домашнее задание параграф 33 (повторить алгоритмы сложения и вычитания д. д.) № 430, 431, 419

Подводят итоги работы на листах самооценки. Отвечают на вопросы учителя. Сдают листы самооценки.

Записывают домашнее задание в дневник.

Личностные: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.

Познавательные: 

рефлексия способов и результатов действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные:

использование критериев для обоснования своего суждения.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4