Каждый учитель начальных классов по сути своей является не просто педагогом, а Творцом: он не только учит малышей разным ученым премудростям, но и вкладывает в них знания необходимые для гармоничного развития Человека. В этом возрасте дети смотрят на учителя, как на божество и все, что исходит от него, воспринимается ими со всей серьезностью и укладывается в их сознании на всю жизнь. Именно поэтому очень важно, чтобы тема здоровья и его сохранения была затронута еще в начальной школе; тогда ученики, придя в старшие классы и почувствовав себя «взрослыми», не будут с усмешкой смотреть на учителя, который пытается провести на уроке физкультминутку или объясняет им, как надо чистить зубы. Ребенок, с первого класса приученный к заботе о своем здоровье, и в старшем возрасте, будет также внимательно относится к своему организму. И может быть тогда в школе будет меньше уставших детей (5 минут каждого урока мы даем телу и мозгу отдохнуть), меньше детей с испорченным в школе зрением (5 минут каждого урока мы даем расслабиться глазам). Может быть тогда количество курящих школьников будет сведено к минимуму (40 минут в четверть было потрачено на классный час: «Здоровый организм – красивые зубы»). Все это когда-нибудь может быть, а сегодня я хочу привести пример своего урока математики, после которого дети решили, что руки все-таки надо мыть с мылом, да и зубы не вредно чистить 3 раза в день.
Цели:
- Образовательные:
- закрепить навык умножения на двузначное и трехзначное число;
- развивать умение решать текстовые задачи;
- повторение темы: "Встречное движение";
- повторение темы: "Нахождение нескольких долей целого".
- Воспитательные:
- сформировать у детей понимание о необходимости ухода за полостью рта;
- сформировать у детей понимание о необходимости мытья рук перед едой;
- сформировать у детей осознание пользы утренней зарядки и систематического проветривания помещения;
- развивать у детей понимание необходимости соблюдения ПДД.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Объявление темы и образовательных целей урока. Запись домашнего задания на следующий день в дневники.
2. Основная часть урока:
Задача 1. У человека, который следит за здоровьем своих зубов к 18 годам во рту в среднем 32 зуба. Всего в нашей стране 145 230 456 жителей старше 18 лет. Сколько все зубов может быть в нашей стране, если все жители следят за здоровьем зубов?
Ответ: 4 647 374 592 зубов
Беседа:
– Посчитайте сколько у каждого из вас зубов во рту
– Для чего нам нужны зубы? (Жевать)
– Попробуйте произнести слова: "дом" и "стол" не дотрагиваясь до зубов
– Какие выводы вы можете сделать из задачи и предыдущих вопросов? (Необходимы здоровые зубы)
– Что нужно делать, чтобы зубы были здоровы? (Правильно чистить зубы, посещать стоматолога)
– Как правильно чистить зубы и сколько раз в день это нужно делать?
В заключение, можно напомнить учащимся, что «Потеря зуба – это всегда плохо, потому что:
- она сопровождается болевыми ощущениями;
- становится труднее пережевывать пищу;
- увеличивается нагрузка на другие зубы, значит, они быстрее изнашиваются; ухудшается речь и портится внешний вид;
- больной зуб вредит другим органам - желудку, почкам сердцу и даже глазам
Раздать детям таблицу (см. Приложение) для домашнего осмысления.
Задача 2: К концу первого урока на одной руке Ученика 4 класса Б сидит
361 111 111 111 микробов. Сколько микробов сидят на руках всех учеников 4 Б к моменту, когда они идут завтракать?
Ответ: 18 055 555 555 550
Беседа:
– Что может произойти с человеком, если он не моет руки?
– Как надо мыть руки? Что надо делать зимой с кожей рук (особенно девочкам)
Задача 3: Каждый ученик 4Б делает с утра зарядку: 25 приседаний, поворотов шеи в 2 раза больше чем приседаний, и наклонов в 5 раз меньше чем поворотов шеи. Сколько всего упражнений делают вместе ученики 4Б?
Ответ: 2 125Беседа:
– Для чего надо делать с утра зарядку? Какие упражнения включены в утреннюю зарядку, а какие в физкультминутку на уроке?
3. Физкультминутка
Примерный список упражнений, позволяющих за несколько минут повысить работоспособность:
1. ИП, сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперед к столу – выдох. Повторить 5-6 раз.
2. ИП, сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 4 раза.
3 ИП, сидя. Надавить снизу ладонями на крышку стола (2-3 сек.). Повторить 4 раза.
4. ИП, то же. Надавить снизу коленями на крышку стола. Повторить 4 раза.
5. ИП, стоя руки вытянуты вперед. Сжимание и разжимание пальцев 4-5 раз.
6. ИП, стоя положить руки на бедра. Медленно отклоняться назад, глядя на потолок, затем медленно вернуться в исходное положение. Повторить 2-3 раза.
4. Продолжение урока
Задача 4: Каждому ученику 4 класса Б необходимо 3 литра кислорода в минуту для нормальной жизнедеятельности. Сколько литров кислорода необходимо на один урок всем ученикам 4 класса Б.
Ответ: 3 · 40 · 25 = 3000 литров
Беседа: Кроме физкультминуток на уроках, для хорошей работоспособности необходимо хорошее проветривание помещения. Так же желательно разведение цветов, но не любых, а тех, которые потребляют углекислый газ (который мы выдыхаем) и выделяют кислород (хлорофитумы)
Задача 5: На перекрестке горит красный свет, но машин нет, и два человека с разных сторон начали перебегать улицу. Скорость одного пешехода 50м/мин, а второго 40 м/мин. Через сколько минут они встретятся, если длина перехода равна 90м.
Ответ: 1 минута
Беседа:
– Что неправильно сделали пешеходы?
– Хватит ли им одной минуты, что бы перебежать дорогу? Как правильно переходить улицу?
Задача 6: Людей с хорошим зрением в нашей школе от общего количества. Сколько людей с плохим зрением в нашей школе, если всего в ней 540 учеников?
Ответ: человек
Беседа: От чего портиться зрение? Какие упражнение надо делать для укрепления зрения, для периодического отдыха глаз.
5. Занимательная часть
Посмотрите на картинки. Это зрительные иллюзии. Это происходит от плохого зрения?
6. Итог урока
Выставление отметок. Формулировка выводов урока. Объявление темы следующего урока.