Фантазии из соленого теста

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (16 МБ)


Цель урока: научить детей изготавливать шаблон снежинки и лепить из солёного теста по этому шаблону новогодний подарок. Закрепить приёмы лепки овал, шар, прищипывание, соединение деталей поделки между собой.

Задачи урока:

Учебные:

  • Изготовить несложный шаблон снежинки из бумаги.
  • Научить детей вырезать по шаблону контур снежинки.
  • Формировать умения и навыки работы с соленым тестом.
  • Украшать снежинку из солёного теста различными материалами.

Воспитательные: Воспитывать у учащихся:

  • любовь к природе;
  • желание наблюдать за объектами природы;
  • аккуратность и трудолюбие;
  • стремление закончить начатое;
  • творческое начало в деятельности ребенка.

Развивающие: Развивать у учащихся:

  • психические познавательные процессы (восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление, речь);
  • художественный вкус и творческие способности;
  • эмоциональную и чувственную сферу ребёнка.

Тип урока: сообщение нового материала, комбинированный с использованием ИКТ-технологий.

Методы: наглядный, словесный, проблемный, метод самостоятельной работы.

Материалы и оборудование

Для учителя: Образец изделия. Фотографии сувениров из солёного теста. Иллюстрации произведений декоративно-прикладного творчества из солёного теста. Проектор. Компьютер. Презентация Power Point.

Для учеников: соленое тесто, стеки, баночки с водой, кисточки, акварельные краски, бусины, бисер, деревянные зубочистки, колпачки от фломастера, влажные салфетки, бумага, ножницы, карандаши, прямоугольные треугольники, валики для раскатывания теста, целлофановые пакеты для теста.

Межпредметные связи: литература, окружающий мир, изобразительное искусство, технология.

План урока:

I. Организационная часть.

II. Настрой на мотивацию.

  • Сообщение педагога: “Из истории изделий из солёного теста у разных народов”.
  • Решение кроссворда.
  • Разгадывание загадки.

III.Весёлая физкультминутка.

IV. Практическая работа:

  • Повторение правил техники безопасности при работе.
  • Изготовление шаблона снежинки из бумаги.
  • Лепка снежинки из солёного теста.

V. Рефлексия.

VI. Завершение. Церемония на сплочение детского коллектива

Ход урока

Доска оформлена фотографиями народных поделок из соленого теста. На рабочих столах – наборы для работы с соленым тестом, клеенка. Форма одежды – школьный костюм и рабочий фартук.

I. Организационная часть.

Проверка готовности к уроку.

II. Настрой на мотивацию:

1.Сообщение педагога: “Из истории изделий из солёного теста у разных народов”.

По оформлению доски вы, ребята, догадались, что сегодня мы будем делать какой-то сувенир из соленого теста. Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскалённых камнях. Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия. Изготовление теста из муки, соли и воды являлось старинным обычаем, и применялось для выполнения фигурок в религиозных целях. Еще древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста в церемониях преклонения перед своими божествами. В Германии и Скандинавии издавна было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проемах окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома удачу и благоденствие (Слайд 2). В Греции и Испании во время торжеств в честь Богоматери на алтарь кладут великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами (Слайд 3). В странах Восточной Европы, в Польше, Чехии популярны большие картины из теста. Такие картины не раскрашиваются и имеют обычный для выпечки цвет, что считается особенно привлекательным (Слайд 4). Когда главным символом Рождества стала елка, бедные люди изготавливали из хлебного теста рождественские украшения, баранки, пряничные “козули”, которыми одаривали своих друзей и родственников в знак любви и уважения. Для сохранения украшений от поедания мышами и насекомыми в тесто добавляли большое количество соли. Так возникло соленое тесто. Наши прабабушки лепили из него фигурки различных птиц и животных, так называемых “жаворонков”, с которыми встречали весну. На Руси изделия из муки и соли (мукосольки или хлебосольки) пошли с севера страны. “ Дарю вам мукосол, чтобы были хлеб да соль, чтобы было в доме изобилие", - так говорили на праздники в русских деревнях (Слайд 5). Хотя поделки из теста очень древняя традиция, но и в современном мире высоко ценится все, что сделано своими руками. Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для творчества: оно очень эластично, его легко обрабатывать. Это экологически чистый материал, приятен для рук, практически не оставляет грязи. Работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость.

2. Решение кроссворда:

Сегодня мы займемся лепкой из соленого теста, но вот что мы будем лепить и зачем, мы узнаем, разгадав следующий кроссворд: (Слайд 6,7)

Кроссворд

  1. В новой стенке, в круглом окне, днем стекло разбито, а за ночь вставлено.
  2. Какой это мастер на стекла нанес и листья, и травы, и заросли роз?
  3. Зимнее стекло весною потекло.
  4. Начинает календарь месяц с именем ...
  5. Зиме начало, году конец.
  6. С неба – звездой, в ладошку – водой.
  7. Человечек непростой: появляется зимой, а весною исчезает, потому что быстро тает.

Разгадав кроссворд, мы выяснили, что будем лепить из соленого теста подарки к Новому году, но что именно? Разгадаем для этого загадку.

3. Разгадывание загадки.

Что за звёздочки резные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь - вода в руке.

Конечно, мы будем лепить снежинки. Посмотрите ребята на фотографии. Это снежинки под микроскопом. Какие удивительные, красивые узоры и ни одного похожего. (Слайд 8)

III.Весёлая физкультминутка.

А сейчас перед работой разогреем руки пальчиковой гимнастикой. Читаем дружно хором (Слайд 9) стихотворение и в такт сжимаем пальчики:

“Мы тесто месили, мы тесто месили.
Нас тщательно всё промесить попросили.
Но сколько ни месим и сколько ни мнём,
Комочки опять и опять достаём”.

IV. Практическая работа:

1. Повторение правил техники безопасности при работе.

Прежде чем мы начнем работать, вспомним правила техники безопасности при работе с ножницами (Слайд 10)

  • Храни ножницы в указанном месте, в определённом положении.
  • Клади на стол так, чтобы они не свешивались на край стола.
  • Не держи ножницы острыми концами вверх.
  • Не оставляй их в раскрытом виде.
  • Не режь на ходу.
  • Передавай ножницы закрытыми, держа за рабочую часть, кольцами от себя.

И правила техники безопасности при работе с соленым тестом:

  • При работе с соленым тестом избегайте попадания крошек в глаза.
  • Будьте осторожны при работе с острыми режущими инструментами.
  • Ноги должны твердо опираться всей подошвой об пол.
  • Корпус нужно держать прямо или слегка наклонить вперед.

2. Изготовление шаблона снежинки из бумаги.

Сначала приготовим шаблон из бумаги, по которому будем делать наш подарок - снежинку. Согнём лист бумаги пополам, а потом ещё раз пополам. Приложим к сгибу острый угол прямоугольного треугольника и проведём карандашом линию, внимательно посмотрите, как это показано в презентации (Слайд 11). Согнём бумагу по этой линии и ещё один раз, как показано в презентации (Слайд12). Карандашом нарисуем несложный узор, по которому вырежем снежинку. Развернём бумагу, у нас получился шаблон снежинки, у каждого свой, неповторимый (Слайд13).

3. Лепка снежинки из солёного теста.

Для работы нам понадобятся инструменты и приспособления (Слайд14), лежащие у вас на столах, и соленое тесто, которое вы заранее приготовили дома по следующей рецептуре: 2 стакана муки, 1 стакан соли “Экстра”, 1 стакан воды (Слайд 15).

Давайте вспомним, как лепить из соленого теста. Из теста лепят почти так же, как из пластилина или из глины. Шарики катают в ладошках или на столе. Если шарик не получается, нужно еще раз помять тесто и заново скатать. Для того, чтобы прикрепить один кусочек теста к другому, используется вода. Необходимо брать немного воды, чтобы тесто не размякло и не липло к рукам. Аккуратно кисточку опускаем в воду и смазываем только тот участок, к которому мы приклеим другую деталь. Поверхность теста на воздухе очень быстро сохнет, поэтому на рабочем столе тесто должно находиться в плотно закрытых целлофановых пакетах. Каждый раз берите столько теста, сколько вам нужно, а излишки сразу же складывайте обратно.

  • Шаг 1. Скатаем шарик в ладошках или на столе.
  • Шаг 2. Раскатываем шарик теста в лепёшку до толщины примерно 5 мм.
  • Шаг 3.Приложив шаблон к тесту, аккуратно по контуру вырезаем стекой снежинку. Ведите стеку медленно и плавно, чтобы на краях разреза не образовывались трещины (Слайд16).
  • Шаг 4. Украшаем снежинку, выдавливая ручкой узоры и “впечатывая” в тесто бисер, стеклярус, кнопки (Слайд17). Делать это надо сразу же после лепки, иначе тесто покроется корочкой и вместо отпечатков получатся некрасивые проломы. Обычно элементы из соленого теста хорошо прилипают друг к другу. Но иногда (например, когда один из элементов уже засох) место соединения надо предварительно смочить водой с помощью мягкой кисточки. Это необходимо делать и в том случае, если вы хотите добавить какие-нибудь детали к уже подсохшему изделию. Кстати, таким же образом можно починить разбившиеся изделия.
  • Шаг 5. Делаем стержнем от ручки дырочку для крепления снежинки на ленточку.
  • Шаг 6. Акварельными красками можно слегка раскрасить снежинку (Слайд18).
  • Шаг 7. Даем снежинке подсохнуть в естественных условиях до следующего занятия.

V. Рефлексия.

Какие знания, из ранее приобретённых вами, использовали сегодня на занятии?

  • Что нового вы узнали о лепке из солёного теста?
  • Для чего мы делали эту работу?
  • Что было сложнее всего?
  • Что надо сделать, чтобы в следующий раз творческая работа получилась лучше?

Ребята, посмотрите, какие замечательные снежинки мы с вами вылепили из соленого теста. Все мы делали одинаковую работу, лепили из одного и того же материала, но все снежинки получились разные. Это говорит о том, что все мы разные со своими характерами, привычками, особенностями, и каждый из нас в свою работу вкладывает частичку своей души. Этим и хороши поделки - сувениры, сделанные своими руками. Все молодцы. Спасибо за работу. Ребята, составим общую картину нашего настроения, которое принесла нам работа. Выберите из трех смайликов (радостный, нейтральный, грустный) на вашем столе тот, который соответствует сейчас вашему настроению, и прикрепите его на классную доску.

VI. Завершение. Церемония на сплочение детского коллектива

Ребята, наше занятие заканчивается, и я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет выразить нам дружеские чувства и благодарность друг другу. Один из вас становится в центр круга, другой подходит к нему, пожимает руку и говорит: “Спасибо за приятное занятие!” Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: “Спасибо за приятное занятие!” Таким образом, группа в центре круга постепенно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным легким троекратным пожатием рук.