Цели и задачи:
- Формирование понимания необходимости сохранности природной среды.
- Воспитание бережного отношения к окружающей природе.
- Расширение и углубление знаний об особо охраняемых территориях России.
Оборудование: презентация “Заповедные места России и мира”, мультипроектор, физическая карта России.
Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке:
- фронтальная;
- индивидуальная;
- коллективная;
- групповая.
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- исследовательский;
- проблемный.
1. Организационный блок.
“Мы – хозяева природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу – значит охранять Родину” (М. Пришвин).
С 11 января 1997 года ежегодно отмечается “День заповедников и национальных парков”. Именно в этот календарный день 1916-го года, в тогда еще Царской России, был открыт первый российский заповедник под названием “Баргузинский”.
Ранее на Руси охраняли только угодья (заказники) для барской и царской охоты. Но Баргузинский заповедник, открытый 11 января 1916 г., имел государевы привилегии. Цель этого заповедника – охрана и увеличение численности баргузинского соболя.
В недалеком 1986 году, ЮНЕСКО присвоило Баргузинскому заповеднику значение биосферного, что позволило ему вступить в World Network of Biosphere Reserves (Всемирная сеть биосферных резервов). Теперь данный заповедник является неотъемлемой составляющей мирового наследия и так называемого заповедного ожерелья, состоящего из таких заповедников, как Байкало-Ленский, Байкальский, само озеро Байкал, а также Забайкальский национальный парк. (см. презентацию)
Итак,сегодняшний урок мы посвящаем охране биологических ресурсов.
Определение темы и целей урока вместе с обучающимися.
2. Блок изучения нового материала.
- Как же человек может спасти растения и животных, нуждающихся в охране? (Создать заповедники)
- Верно, но не только заповедники, но и заказники и национальные парки.
- Что такое заповедник?
- Заповедники - это участки территорий или акваторий, навечно изъятые из хозяйственного использования, в которых сохраняется в естественном состоянии весь природный комплекс.
- Что такое заказник?
- Заказники – это территории, где постоянно или временно запрещены отдельные виды и формы хозяйственной деятельности.
- Что такое национальный парк?
- Национальный парк-это особо охраняемая территория с малонарушенными природными комплексами и уникальными природными и антропогенными объектами.
Наша страна насчитывает около ста заповедников, площадь которых превышает тридцать три миллиона гектар, что сопоставимо по занимаемой площади с 1.58% всей территории России. Также наша необъятная Родина имеет тридцать пять национальных парков, площадь которых равна семи миллионам гектар. Все вышеперечисленные охраняемые государством зоны помогают сохранить порядка 80% богатств нашей страны в животном и растительном исчислении.
Какие задачи выполняются при организации заповедников и заказников?
- Сохранение живых организмов.
- Охрана окружающей среды.
- Предупреждение развития разрушительных процессов.
Ребята! Мы совсем недавно изучили природные зоны. Многие природные зоны сильно изменены из-за хозяйственной деятельности человека. У вас на столах лежат карточки с названиями заповедников. Мы сейчас распределим эти заповедники по природным зонам.
Каждая группа учащихся выбирает определённую природную зону, и все вместе составляем таблицу с характеристикой того или иного заповедника. (На работу в группах отводится 10 минут).
После работы в группах следует отчёт и заполнение таблицы.
По ходу заполнения таблицы смотрим презентацию.
Название природной зоны | Название заповедников или национальных парков | Направление охраняемой территории и охраняемые виды |
Зона арктических пустынь | Большой Арктический | В заповеднике взяты под охрану места гнездования и линьки черных казарок, встречаются редкие виды чаек: розовая, вилохвостая, белая. Розовая чайка - редкий, малоизученный вид, эндемик России, внесенный в Красную книгу РФ. На Таймыре известна лишь одна гнездовая колония этих птиц |
Зона тундры | Кандалакшский, | Заповедник в Мурманской области и Карелии. Один из старейших в России В водах заповедника на Белом море живут кольчатая нерпа и морской заяц, а у побережья Мурманска - серый тюлень |
Зона тайги | Саяно-Шушенский | В заповеднике распространены виды, характерные для территории Сибири: соболь, белка, лось, волк, росомаха, рысь. Монгольские виды представлены сибирским горным козлом, снежным барсом. |
Зона смешанных и широколиственных лесов | Приокско-Террасный заповедник | Это один из самых маленьких заповедников России. Однако на площади около 5 тыс. га обитает 142 видов птиц и 57 видов диких млекопитающих. Главной достопримечательностью заповедника является зубр - дикий лесной бык, самое крупное копытное животное Европы, современник мамонта, |
Зона степей | Центрально-чернозёмный (Курская область) | Заповедник учрежден в 1935 г. для сохранения и изучения эталонных целинных чернозёмов и последних участков девственных степей с богатейшим видовым разнообразием травянистой растительности. |
Зона пустынь и полупустынь | Астраханский | В Астраханском заповеднике растет
сказочный цветок - лотос - необычайной величины и
расцветки! Он известен в дельте Волги более 200
лет, здесь его называют каспийской розой. Проводят комплексные научные исследования природы низовий дельты Волги, охраняют массовые гнездовья птиц, места линьки водоплавающих, нерестилища рыб. |
Зона высотной поясности | Кавказский | Изначально заповедник создавался именно с целью охраны зубров, поэтому к этим животным здесь относятся особенно трепетно. В 1999 г. территория Кавказского государственного природного биосферного заповедника включена в список Всемирного наследия. |
Заповедники могут быть другими, в зависимости от презентации.
3. Блок закрепления нового материала
3.1. Ответить на вопросы:
- Как называется природная зона, расположенная в Арктике?(зона арктических пустынь)
“Арктика”-медведь. Как вы думаете, как называется заповедник, находящийся за северным полярным кругом, и какие биологические организмы там охраняются? (Большой Арктический)
- В каких заповедниках охраняются типичные животные тундры: лемминги, песцы, северные олени? (Кандалакшский, Таймырский)
- В каком заповеднике обитает снежный барс? (Саяно-Шушенский)
- При создании какого заповедника основными причинами были необходимость охраны лотосовых полей в дельте Волги, гнездовий большой белой цапли и нерестовых участков рыб? (Астраханский).
- В ходе деятельности какого заповедника выяснилось, с одной стороны, что режим полной заповедности к степным экосистемам неприменим – пастбищные нагрузки в естественном объеме являются необходимым элементом функционирования степных экосистем, в противном случае они трансформируются в луговые? (Галичья гора)
3.2. Воссоздать облик одного из заповедников или национальных парков и составить синквейн.
4. Блок: Домашнее задание: на контурную карту России нанести известные заповедники и национальные парки.