Урок по биологии "Доказательства макроэволюции"

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Тип урока – урок открытия нового знания.

Цель урока: доказать макроэволюционные процессы, происходящие в органическом мире.

Задачи:

  • образовательные: сформировать понятия – макроэволюция, палеонтология, эмбриология, гомологи, рудименты, атавизмы, аналогичные органы, биогенетический закон;
  • развивающие: умение логически мыслить, анализировать, делать выводы, сравнивать;
  • воспитательные: формировать умение работать в группах и научное мировоззрение.

План урока.

1. Актуализация знаний (беседа).

2. Изучение нового материала (доказательства эволюции органического мира).

3. Закрепление.

УУД – личностные – способность к самооценке на основе успешной деятельности;

регулятивные –

  • умение выполнять задание в соответствии с целью;
  • высказывать свои предложения;
  • вносить необходимую корректировку в действия;

коммуникативные – формулировать высказывания, находить общее решение;

познавательные – использовать разные источники для добывания знаний;

Ресурсы - 4 ноутбука, телевизор, презентация, учебные интернет-ресурсы, раздаточный материал.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: проблемно-поисковый, исследовательский.

Ход урока

1. Актуализация знаний. (10 минут)

Фронтальная беседа:

1 .Дать определение эволюции.

2. Что такое вид?

3. Дать определение популяции.

4. Что такое микроэволюция?

5. Какие процессы характерны для микроэволюции?

6. Что является основой микроэволюции?

7. Какой характер у микроэволюции?

2. Изучение нового материала. (27 минут).

Что такое макроэволюция? Какие существуют доказательства макроэволюции? (слайды 2,3).

Групповая работа по основным доказательствам макроэволюции: использование интернет-ресурсов, учебников и раздаточного материала (10 - 12 минут).

Заполнение таблицы “Доказательства эволюции органического мира”. (10-15 минут). Смотрят слайды, дают объяснения фактам и понятиям, показывая свои материалы, анализируют и делают выводы. (Каждый из группы имеет право высказать свое мнение). Слайд 4 с таблицей.

Группы доказательств Факты, доказывающие макроэволюционные процессы
эмбриологическое сходство зародышей позвоночных животных (слайд 5,6)
палеонтологическое отпечатки, окаменелости, переходные формы, филогенетический ряд лошади (слайд 7,8,9).
морфологическое общий план строения позвоночных, гомологичные и аналогичные органы, наличие рудиментов и атавизмов (слайд 10,11)
Молекулярно- биологическое и цитологическое клеточное строение, химический состав, строение и функционирование органических молекул, генетический код, биосинтез белка, деление клеток.

3. Закрепление. (8 минут)

Индивидуальная работа. Сравнить микро – и макроэволюции. (Взаимопроверка и выставление оценок за урок).

Используемая литература.

1 .В.М.Константинов, А.Г.Резанов. Биология. Учебник для студентов СПО. Изд.”Академия” 2014г.

2. Т.Л.Богданова, А.В.Байрон. Справочник по биологии. Изд.”Наука” 1985г.

3. С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров. Общая биология. Учебное пособие для СПО.М. Высшая школа. 1986г.

4. А.Б.Георгиевский . Дарвинизм. Учебное пособие дл студ.биологических специальностей. М.Просвещение 1985г.