Проект "Гармонь и песня в борьбе за Победу", посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

Разделы: Музыка


Оглавление:

I. Введение:
1.1 Актуальность темы.
II. Основная часть:
2.1 Из истории гармони и баяна.
2.2 Роль песни в победе над фашизмом.
2.3 Судьба гармошки, песен после войны.
2.4 Гармонисты с. Рождественка.
III. Заключение.
IV. Литература.

Этапы исследования:

• Беседы с детьми, внуками гармонистов с. Рождественка
• Обзор литературы по истории баяна, гармошки.
• Обзор литературы о роли песни во время ВОВ и после.
• Знакомство с фотографиями из семейных альбомов.
• Посещение школьного музея.
• Анализ собранного материала.
• Написание исследовательской работы.
• Выступление на районной конференции «Юный исследователь».

I. Введение

1.1 Актуальность темы

Только тот народ жизнестоек,
который помнит свое прошлое.
В этом прошлом опыт,
а вместе с тем урок и мысль.

С. Дангунов

Что значит для нас музыка? Никто на этот вопрос однозначно ответить не может. Для одного - это просто мелодия, для другого – музыкальная поэзия и память, а третий и вовсе не знает. Музыка всегда олицетворяла жизнь россиян, во все времена слушалась с удовольствием.
Накануне 70-летия со Дня Победы русского народа в Великой Отечественной войне мы задумались над тем, а всё ли мы знаем о том поколении, которое выстояло в лихое время? Что помогало людям 40-х крепить свой боевой дух? Откуда черпали они силы, мужество, терпение? Как мы, молодое поколение, можем выразить им благодарность за Победу, за свое счастливое детство?
Вопрос непростой, но мы постарались найти ответ на него на примере военной песни и самого распространенного в те годы музыкального инструмента – гармони.

Цель исследовательской работы: выявить факты о том, как гармонь и песня помогали ковать Великую Победу над фашизмом.

Задачи:

1. Изучить историю возникновения гармони и баяна;
2. Выявить роль гармони и песни на войне;
3. Узнать о судьбе гармошки после войны;
4. Собрать материал о людях с. Рождественка, игравших на гармошке.

II. Основная часть

2.1 Из истории гармони и баяна

Гармонь, как музыкальный инструмент, появилась в России в 30-х годах XIX века. В Россию ручная гармонь пришла из Германии, где была придумана и изготовлена в 1822 году мастером музыкальных инструментов родом из города Фридрихрода (Тюрингия) Кристианом Фридрихом Людвигом Бушманом. Корпус ручной гармони состоит из двух частей соединённых мехами. Правая клавиатура предназначена для исполнения мелодии. Клавиши открывают клапаны, пропуская воздух через язычки, которые и звучат, создавая музыку. В левой части корпуса – кнопки для аккомпанемента. Язычки располагаются парами, один из них звучит при сжатии мехов, а второй при растяжении. Если они настроены в унисон, то и при растягивании, и при сжатии мехов звучит один и тот же тон, а если на разные тона – то звук гармоники различается. Именно такая схема и была применена при изготовлении гармоник в Туле, впервые это случилось в 1830-е годы. Другая схема – это когда язычки настроены в унисон (она более прогрессивна) применена в вологодской гармони и хромке, баяне и аккордеоне.

На протяжении последующих 100 лет в различных областях России было создано множество образцов гармоней отличавшихся конструкцией и звукорядом: тульская, череповецкая, вятская, елецкая, саратовская.

Гармонь! Гармонь! Гуляют песни звонко
За каждый покачнувшийся плетень.
Гармонь! Гармонь! Родимая сторонка –
Поэзия российских деревень.

Баян - это меховой инструмент. Главное его отличие от гармони - это крайне развитая левая клавиатура. Это очень удобно - одна кнопка есть целый аккорд из трех звуков! Таким образом, баян может звучать за целый оркестр без ущерба для играющего.

2.2 Роль песни в победе над фашизмом.

В 1941 году грянула война. Все парни были мобилизованы на фронт. Многие из них, кто не мыслил жизни без гармошки, брали ее с собой. Вспомним поэму "Василий Теркин" Александра Твардовского. Гармошка в годы войны помогала бойцам и на привале, и в бою.
"Из материалов нашего музея есть информация, что во время второй мировой войны нередко были случаи, когда наши бойцы ходили в психическую атаку против немцев с гармошками. По флангам и в центре шли гармонисты, играя Сибирскую боевую. При этом бойцы издавали характерное мычание. На немцев эти атаки наводили непреодолимый ужас".
Массовый героизм, проявляемый нашими бойцами на всех фронтах, объясняется внутренней дерзновенной энергией русского человека. А боевая по духу песня, словно отлитый в кузницах народной души снаряд, который вырывался и поднимал солдат в атаку.
Песня на фронте не просто продолжала жить, а помогала "ковать" Победу, содержала очень важный воспитательный момент.
Слово в боевой песне образное, меткое, иногда жаргонное, хулиганское, но твердое, чеканное, отражающее то суровое время. Оно давало боевой настрой солдату.

Песня в военное время поддерживала народ и в тылу, в основном женщин, помогала приблизить День Победы. Женщины в деревне находили минутки свободного времени для отдыха. Собирались вместе погоревать и порадоваться. Тут не обходилось без частушек.
Частушка у русского народа – самый известный и любимый жанр. Она живет по своим, только ей самой известным законам. Частушка неразрывно связана с жизнью народа, чутко и молниеносно реагирует на все новое, а также быстро вызывает и ответную реакцию.
Русский человек по натуре своей – человек творческий. Частушки рождались, как говорится, на ходу. Авторами их были как женщины, так и мужчины.
Жестокой ценой поплатился русский народ во имя Победы. Все, что пережито в войну, тяжкие последствия её не сотрутся в памяти народной. Тысячи гармонистов улеглись на вечный сон в своих неоплаканных могилах. Реже в деревнях после войны зазвучала гармошка. Но песни продолжали слагать, но ни приобрели форму исповеди, жалобы женщины-вдовы на свою судьбу.

2.3 Судьба гармошки, баяна, песен после войны.

Гармонь и песня неразделимы. Закончилось это смутное, страшное время для народа и песня в прямом смысле слова "стала гулять" по стране свободно и мирно. И ничто не могло ее остановить. Возьмем хотя бы праздник в послевоенной деревне. Несмотря на голод и нищиту люди устраивали такие гуляния, что наше нынешнее поколение может им только позавидовать, в хорошем смысле. В школьном музее есть записи воспоминаний сторожил села о том, как проходили праздники. "В доме собиралась обычно родня, человек по 20-30. Хозяева дома угощали гостей, они и следили за ходом дела за столом. Пели песни на таких праздниках: "Шумел камыш", "На Муромской дорожке", "Златые горы", "По долинам и по взгорьям", "Там, вдали за рекой"… И, конечно же, всегда звучала частушка. Самая бойкая женщина выскакивала на середину комнаты и, обращаясь к хозяевам, запевала:

Разрешите поплясать, разрешите топнуть.
Неужели в вашем доме половицы лопнут?
Потом вызывает кого-нибудь из мужиков:
Я плясала, топала, вызываю сокола.
И такого сокола – ростом невысокого".

Это был такой всплеск эмоций, такое неподдельное веселье, такое массовое буйство, доходившее до драк, что другими словами это не назовешь. Весь праздник был наполнен весельем: играли гармошки, буйно плясали "кружком", "ухали", пели лихие частушки.
На деревенский праздник собиралась молодежь из всех ближних деревень, случалось, приезжали издалека. Гармонисты всегда были с гармошками, которые пели на разные голоса.

Из воспоминаний жителей с. Рождественка: "Праздники справляли весело взрослые и молодежь. У мужчин была заядливая игра в городки, чехорда. Молодежь гуляла в красивой в то время берёзовой роще, качались на качелях, ходили друг к другу в гости и играли на гармошке.

2.4 Гармонисты с. Рождественка

С каким вдохновением мы вспоминаем сегодня старые, давно минувшие времена. Далеко было слышно гармонь в деревенской тишине. И деревенские парни, какие бы они ни были: самые широкоплечие, кучерявые, белозубые, прямоносые, - все мечтали о гармони. Не для того, чтобы стать первее других, а просто так – растянуть меха, пробежать пальцами по ладам и басам, расплеснуть залихватский перебор по деревенской улице, по полям и лугам, забыв то страшное время. Игра одного гармониста отличалась от другого. Все знали в деревни своих гармонистов. И у нас такие были и есть люди, которые играют на гармошке, баяне, продолжая традиции русские народа сегодня. Это Гарбузов Илья Петрович, его дети: Василий Ильич, Анатолий Ильич, Пётр Ильич, Владимир Ильич, Колосов Василий Михайлович, Пересыпко Иван, Азгужинов Николай Трофимович, Баранов Николай Иванович и те, кто продолжает народные традиции сегодня: Бочкарёв Александр Иванович, Горбачёв Николай Павлович, Рязанцев Александр Анатольевич.

Окунёмся немного в историю творческого пути некоторых наших односельчан, из рассказов их детей и внуков!
Гарбузов Илья Петрович родился 1909 году, умер в 1995 году. В 13 лет взяв гармонь в руки не расставался с ней до конца свой жизни. Музыкального образования не имел, он гармонист-самоучка, что свойственно всем гармонистам послевоенного времени. Любовь к музыке сподвигла Илью Петровича освоить этот замечательный инструмент. Потом он овладел и баяном, передав своё мастерство в дальнейшем своим 4 сыновьям: Владимиру, Анатолию, Петру и Василию. Пробовал обучить и дочь - Гарбузову Валентину Ильиничну, но она не увлеклась этим творчеством. Илья Пертович был весёлый, задорный человек, без которого ни обходилась ни одна свадьба, ни одно гуляние. Вечером после работы возле его дома часто собирались посиделки, пение песен, частушек под звонкую гармонь!

Особо хочется рассказать о уникальном гармонисте нашего села Колосовом Василии Михайловиче.
Родился 16 сентября 1926 года в с. Рождественка. Умер 4 ноября 2002 года. Очень хорошо учился в школе, поэтому после окончания с отличием Рождественской семилетней школы в 1941 и достижения 17-летнего возраста в 1943 был направлен военкоматом на учёбу в Иркутское высшее авиационное училище, после окончания которого стал служить в авиационном полку на Дальневосточном фронте (с 07 июня 1945 года) бортмехаником. В августе-сентябре 1945 года учавствовал в составе авиаполка в боях с Японией, поэтому и был удостоен впоследствии звания «Ветеран войны» Прослужив более 10 лет в авиации (Сахалин, Камчатка, Чукотка), с 1951 года Василий Михайлович носил звание «младший лейтенант», был впоследствии офицером запаса, после аварии 1953 года был комисован из армии по состоянию здоровья. Вся остальная жизнь Василия Михайловича была связана с родным селом: работал в школе, в клубе, в колхозе.
С детства у Василия Михайловича проявились две одарённости: он великолепно рисовал (все стены его камышанного дома внутри были расписаны картинами), замечательно играл на любом музыкальном инструменте (и на клавишных, и на струнных) В доме его в разные годы всегда были гармошки, баяны, аккордеоны, мандолины.....Но самым любимым его инструментом был пятирядный баян, на котором он талантливо исполнял многие классические произведения русских композиторов и десятки песен времён Великой Отечественной войны. Звучание его баяна слышал и знал почти каждый дом в Рождественке: под звуки своего баяна Василий Михайловия собирал около себя множество сельских мальчишек и девчонок,
провожали ребят в армию из села, игрались свадьбы, проводились семейные торжества. Всю свою сознательную жизнь Василий Михайлович учавствовал в клубной художественной самодеятельности. При этом он никогда не пел, хотя имел тонкий слух и хороший голос, но это происходило только в домашней обстановке.
Без игры на баяне его представить невозможно, он каждый день играл на нём, сам всегда ремонтировал свои баяны, прекрасно разбирался в нотной грамоте, все произведения играл по нотам, но подбирал мелодии и на слух с лёгкостью. Сколько средств было на это всё потрачено, но несмотря на трудные времена он покупал, выписывал, производя на людей странный взгляд. Он отдавался музыке весь и без остатка! Василий Михайлович пользовался успехом не только среди жителей села, но и в области. Неоднократно коллектив под руководством семьи Бочкарёвых, где он и ещё ряд наших замечательных баянистов(Баранов Николай Иванович, Азгужинов Николай Трофимович, Бочкарёв Александр Иванович) занимали I места в г. Новосибирске.
В последние годы своей жизни он практически не расставался с баяном и гармонью, боясь оставить свои инструменты без внимания. Эта невероятная любовь к музыке, уникальный талант игры на музыкальных инструментах передалась ему по наследству от отца Колосова Михаила Сергеевича., который замечательно играл на скрипке(старожилы села рассказывали, что в 30 годы 20 века у нас в деревне был сельский ансамбль, в составе 10-12 человек, где отец Василия Михайловича, Колосов Михаил Сергеевич играл на скрипке на всех сельских праздниках!
В апреле 2000 года к 55-летию Победы ему было присвоенно звание «лейтенант» об этом ему вручили сообщение за подписью-Путин! Запись в военном билете «Участие в войне с Японией с 08. 1945 по 09 1945 г, 2-й Дальневосточный фронт в должности авиационного механика.

Позднее про Колосова Василия Михайловича скажут, что этот творческий, талантливый человек прожил не свою жизнь!
Азгужинов Николай Трофимович (справа с гармонью) -родился в 1941 году в Таврическом районе. С будующей женой, Шамраевой Верой Алексеевной познакомился в д.Троицкое Баганского района, где сыграли свадьбу. Яркий талант, любовью к музыке и музыкальным инструментам ему передались от его отца: Азгужинова Трофима Ракимовича. Николай Трофимович играл отлично и виртуозно не только на гармони, но и на баяне, так как с детства был увлечён великолепной игрой своего отца.
Хочется рассказать ещё об одном талантливом человеке, который живёт в нашем селе - это Бочкарёв Александ Иванович. Родился в д.Новодубровка Михайловского района (ныне Убинского) Новосибирской области. 20 марта 1948 года. В 4-ом классе учился в д. Машанка Каргатского района. Там его друг, одноклассник уже очень здорово играл на гармошке. И это очень увлекло его. Но Александр Иванович впервые взял гармошку только в 6 классе, сыграв песню «Когда весна цветёт не знаю» Школа от дома находилась недалеко, поэтому юный гармонист бегал на переменах поиграть на инструменте. Первый баян Алексанру Ивановичу купили в 7 классе и самоучитель. Пытался поступить в музыкальную школу г. Купино, но возить его 3 раза в неделю было непосильно. С 9-11 класс Александ Иванович учился в Купино и в обучении игры на баяне ему давали друзья. С 1967 по 1969, в армии, всегда выступал в художественной самодеятельности. С 1970 года работал в Рождественском клубе заведующим (директором) около 20 лет. Жизнь в клубе кипела, Рождественский коллектив постоянно и успешно выступал на районных, областных конкурсах художественной самодеятельности (Новосибирск, Купино, Бердск). (Слева - первый, с ложками) - Новосибирск, заняли I место!
Александр Иванович закончил оркестровое отделение Новосибирского Культпросветучилища. Неслучайно у него такая любовь к музыке. Это ему передалось от его отца Бочкарёва Ивана Порфирьевича, который мастерски владел игрой на гармошке. Его дядя, который проживает в Чуманова Куйбышевского района играет на многих струнных и клавишных инструментах. Из одних ярких воспоминаний Александра Ивановича это то, что в 80-х годах, в Рождественском клубе он выступал с нынешней сейчас знаменитостью: Мухтаром Гусенгаджиевым, с которым Александр Иванович и сейчас поддерживает хорошие, дружеские отношения.
Бочкарёв Александ Иванович очень любит петь и сочинять собственные песни, постоянно выступает на сцене нашего Дома Культуры в праздники с удовольствием, посещает школьные мероприятия в качестве гостя и исполнителя. Много лет проработал музыкальным руководителем в детском саду и учителем музыки.
В нашем школьном музее есть фото с нашими талантливыми гармонистами.
А самое главное, после всех исследований мы поняли, что всех этих людей объединяло одно - это любовь к музыке, народу и жизни!!!
Старшее поколение – это неисчерпаемый источник словесного народного творчества. Мы благодарны всем тем пожилым людям, их внукам и детям, которые делились с нами своими воспоминаниями и помогли понять прошлое.

III. Заключение

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что гармонь, баян и песня– это часть всей необъятной, как океан, стихии словесного народного творчества.
Проведенные нами исследования и наблюдения позволяют сказать, что первоосновой всему есть боевой дух человека, а в годы войны он особенно был настолько высок, что сравнить просто не с чем. Внутренняя энергия русского человека старших поколений и умение ее сконцентрировать в трудной ситуации служат для нас примером.
Сейчас в моде другая музыка, иные музыкальные инструменты, но забывать такой живой народный инструмент, как гармонь нельзя, ведь это своего рода символ Победы. Мы выяснили, что именно песня под гармонь давала людям терпение и веру, заставляла забыть и отвлечься от всех тягот военной жизни, именно она вела за собой в бой, давая духовную пищу русскому народу! И благодаря тому, что не перевелись таланты в нашем селе, урокам музыки в нашей школе, мы помним гармонь, баян, на котором играет наш учитель, чтим традиции и мастерство нашего народа!

IV. Литература

1. Музейные материалы (фото, инфорация)
2. Мациевский И.В. Гармоника в системе традиционной музыкальной культуры / / Гармоника: история, теория, практика. Матер. Межд. научно-практич. конф. / Ред.-сост. А.Н.Соколова. - Майкоп: 2000.
3. Мирек А. Гармоника. Прошлое и настоящее. Научно-историческая энциклопедическая книга. – М.: «ИНТЕРПРАКС», 1994.
4. Б Руденко Гармоника что делалась судьбой…Наука и жизнь №3, 2004.
5. Интернет-ресурсы.