Цель: познакомить учащихся с разнообразием профессий.
Задачи:
- Образовательные:
- расширить представления учащихся о профессиях;
- учить ориентироваться в мире профессий.
- Развивающие:
- содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников, а также работать в группах;
- содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;
- развитие кругозора, мышления, внимания, наблюдательности.
- Воспитывающие:
- способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;
- формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям.
Оборудование:
- компьютер с мультимедийной установкой;
- выставка детских книг о труде, профессиях;
- фотографии родителей со своих рабочих мест;
- сундучок мечты и тайн.
Подготовительная деятельность учащихся:
- экскурсии в парикмахерскую «Весна», в продуктовый магазин, «Россельхозбанк», полицию;
- инсценировка стихотворения «Кем быть?» на новый лад;
- разучивание песен «Чему учат в школе», «Дорогою добра».
Раздаточный материал:
- картинки для «варки» супа;
- карточки со словами для пословиц;
- детали конструктора для качели.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Эпиграф:
Образование – сокровище; работа – ключ к нему.
Г. Буаст.
I. Организационный момент
Учитель:
Здравствуйте, те, кто весел сегодня,
Здравствуйте, те, кто грустит,
Здравствуйте, те, кто общается с радостью,
Здравствуйте, те, кто молчит.
– Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов сегодня трудиться и получать знания! Здравствуйте!
– Дорогие мои учителя и врачи, инженеры и милиционеры, пожарные и строители, дизайнеры и художники! Я вас так называю, потому что пройдут школьные годы, и вы сделаете свой шаг к выбору профессии. Скажите, зачем вы ходите в школу? (Чтобы научиться считать, писать, читать, узнать о мире.)
– Для чего нужны эти знания? (Чтобы узнавать из книг и журналов интересное, писать письма и т.д., чтобы поступить в институт…)
– Знания вам нужны для получения профессии.
– И хотя вы еще учитесь в начальной школе, но должны знать, что путь к профессии начинается с первого класса . Как можно раньше вы можете любой узнать какие профессии бывают, определить ту, к которой у вас есть наклонности и… учиться, развивать свои умственные способности на школьных уроках. Неважно, где вы будете обучаться профессии в институте или в училище – вы должны уметь запоминать, думать, выполнять задания по образцу и придумывать что-то свое. Для овладения любой профессией нужны знания.
1 ученик:
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело.
2 ученик:
Вы увидите сейчас,
На уроках учат нас –
Наблюдать и познавать,
Слушать, думать, рассуждать.
3 ученик:
Предлагаем вам мы тему,
Хоть немного знаем все мы:
Книги, чашки, стол и дом
Создал человек трудом.
Вот о тех, кто создаёт,
Строит, учит иль поёт,
Мы сейчас поговорим,
Наш урок им посвятим.
Хором:
Тема наша вам ясна?
О профессиях она!
Учитель:
Профессий много в мире есть,
Их невозможно перечесть.
Сегодня многие важны
И актуальны, и нужны.
И ты скорее подрастай –
Профессией овладевай.
Старайся в деле первым быть
И людям пользу приносить!
– Давайте вспомним что обозначает слово « профессия»? Обратившись к толковому словарю, раскроем смысл этого слова.
Дети:Профессия – это вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний и умений.
Учитель: А какой труд сейчас важен для вас? (Учиться)
Правильно, ваш труд – это учёба.
Но уже сейчас многие из вас задумались о том , чем бы они хотели заниматься в будущем, что у них получается лучше всего , к чему есть способности. Сейчас вы мечтаете , кем бы вы могли стать в будущем…
Песня «Чему учат в школе…»
1. О профессиях всё знать,
А потом их выбирать
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Чтоб счастливым в жизни быть,
И профессию любить,
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
2. Труд и подвиг уважать,
А безделье презирать
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Добрым, чутким в жизни быть,
Свет и радость всем дарить
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
II. Знакомство с профессиями родителей
Учитель: Вот так и ваши родители тоже, когда-то были маленькими и о чем-то мечтали, и в школе выбрали себе профессию, к которой стремились.
Каждый из вас готовил домашнее задание о профессиях родителей: рисовал рисунок, готовил сообщение и сейчас нам расскажет, какие же профессии у наших родителей.
Кузьмичева Катя. Моя мама работает в РОССЕЛЬХОЗБАНКЕ. Она проверяет правильно ли на счета клиентов зачислены денежные суммы и проценты, правильно ли контролёры оформили документы по вкладам, правильно ли совершены операции по пластиковым картам, все ли документы поступили в бухгалтерию. Исправляет найденные ошибки, раскладывает документы по картотекам и папкам.
Работа бухгалтера требует: высшего экономического образования, логического мышления, умения анализировать и делать выводы, большого внимания, хорошей памяти, усидчивости, высокой трудоспособности, ответственности и честности. 2 января празднуется День банковских и финансовых работников.
Соколов Никита. Мой папа шофёр. Водит газель. Он отлично знает устройство своей машины. Чинит её сам. Шофёр должен быть очень внимательным и хорошо знать дорожные знаки. 26 октября празднует мой папа свой профессиональный праздник – День работников автомобильного транспорта.
Зуева Вика. Бухгалтеру необходимы такие качества, как внимательность, выносливость, умение сохранять спокойствие. Моя мама работает не только с бумагами, но и с людьми, поэтому профессиональные её качества: личное обаяние, общительность, желание помочь. Чтобы стать бухгалтером, придётся выучить математику, экономику, финансы, право. 21 ноября отмечается – День бухгалтера.
Киреев Егор. Моя мама работает в полиции. У нее особенная форма, строгий вид. Потому что она следит, чтобы везде был порядок. Есть у полицейских невидимая работа – ловить нарушителей порядка. Полицейские должен быть сильными, ловкими и смелыми. Для этого они должны заниматься спортом. Все полицейские должны быть умными и справедливыми, чтобы не наказать по ошибке невиновного! 10 ноября моя мама отмечает праздник – День Милиции.
Еремин Егор. Моя мама – медсестра.. Мама очень много работает. У неё золотые руки и зоркие глаза. Мама делает инъекции, прививки, измеряет температуру и давление. 12 мая – Всемирный День Медицинских Сестёр, а 15июня – День медицинских работников. Моя мама отмечает два профессиональных праздника.
Беляков Максим. Моя мама – переводчик. Она специалист по переводу устной и письменной речи с одного языка на другой. Она знает два языка–английский и испанский. Мама работает в строительной компании «Империал». Эта компания сотрудничает с иностранными компаниями, поэтому маме приходится переводить на переговорах иностранную речь. У мамы хорошая память, она внимательна и терпелива. 30 сентября она отмечает – Международный День Переводчика
Амирханов Егор: Моя мама – повар. Она работает в детском саду №32. Ей приходится вставать очень рано, чтобы к приходу ребятишек сварить вкусный и полезный завтрак. Мама знает много рецептов. В выходные дни и меня балует вкусными печеньями и пирожками. 19 октября у мамы профессиональный праздник – День Работников пищевой промышленности.
Стемплевский Саша. Моя мама продавец продовольственных товаров. 31 июля ее праздник – День работников торговли. Мама предоставляет покупателю товар и получает за это деньги. Но в этой профессии есть риск – высокая материальная ответственность. Прежде чем стать продавцом маме пришлось закончить торговый колледж.
Семенова Женя. А моя мама работает женским парикмахером. Она очень хороший парикмахер, к ней всегда выстраивается очередь. Мама чувствует желания клиентов, умеет найти с ними общий язык, бывает в курсе всех модных веяний, обладает специальными знаниями, опытом и навыками. 13сентября она отмечает – День парикмахера.
Сапожкова Виталия. Моя мама художник по стеклу. Эта работа творческая. В основном она, конечно, заключается в росписи стекол. Это и зеркала, и стекла для полок, и небольшие стеклянные сувениры, и стеклянная посуда, которую можно купить на «Стеклорынке». 19 ноября мама считает своим праздником – День работников стекольной промышленности.
Фролов Алеша и Журавлева София. А наши папы – сварщики. Они сваривают (соединяют) металлы и пластмассы без использования крепежных деталей и приспособлений. Работа сварщика физически тяжелая и вредна для глаз. А еще сварщику необходимо большое терпение. Папам приходится продолжительное время работать в замкнутых, темных, тесных помещениях в одной и той же, неудобной позиции. 30 мая – это праздник наших пап – День сварщика в России.
Учитель: Вот сколько вы узнали о профессиях. Вам надо гордиться вашими родителями. Какие они у вас трудолюбивые, не боятся трудностей. Кто хочет быть похожими на своих родителей?
А как надо трудиться, чтобы работа была в радость, а не в тягость? (Для этого надо работать с душой, с любовью к своей профессии, и чтобы от работы получили удовольствие).
И мне, учителю, тоже удовольствие работать с такими умными воспитанными детьми. И я тоже горжусь своей профессией.
Учитель: А теперь поиграем в игру «Данетки»
Если да – поднимаем руки вверх, если нет – приседаем.
- Что бухгалтер рисует картины?
- Что шофер перевозит людей и грузы?
- Что стюардесса стрижет волосы?
- Что клоун работает в банке?
- Что медсестра выступает на сцене?
- Что продавец продает хлеб?
- Что переводчик переводит стариков и детей через дорогу?
- Что полицейский ловит бандитов?
- Что сварщик варит щи?
Учитель: Групповая игра. Игра заключается в том, чтобы по нескольким словам угадать профессию.
- Кредиты, деньги, проценты, капитал (банковский работник)
- Зеркало, ножницы, расческа, причёска (парикмахер)
- Набор продуктов, половник, кастрюли (повар)
- Тормоз, бензин, скорость, дорожный знак (шофер)
- Газовая горелка, рукавицы, очки (сварщик)
- Весы, сдача, кассовый аппарат, прилавок (продавец)
- Бинт, вата, шприц, тонометр, капельница (медсестра)
Практическая работа. (Задание по группам)
1. Оказать первую медицинскую помощь, перебинтовать руку ученика
2. “Сварить” суп из предложенных карточек-картинок. (капуста, морковь, сахар, соль, укроп, картофель, банан, мясо, слива, ведро, кастрюля, ромашка)
3. Собрать пословицы о труде. (Труд человека кормит, а лень портит. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда).
4. Сделать прическу ученице с длинными волосами.
5. «Сварить» детские качели из деталей конструктора.
Учитель: Сегодня каждый из вас задумался , кем быть , какую пользу вы сможете принести обществу, что надо сделать уже сегодня , чтобы было легче выбирать и получать профессию. И сейчас я предлагаю вам посмотреть сценку «Кем быть?»
Сценка «Кем быть?»
Настя:
Как-то с классом нашим «Г»
Завели беседу все:
Артём:
Кем мечтают дети быть?
Где работать и как жить?
Соня:
У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда?
Чем заниматься?
Нужные работники
Столяры и плотники.
Дизайнером я стать хочу,
Салон свой открою.
Яхту, самолет куплю,
Особняк построю.
Никита:
Дизайнер – это хорошо,
А вот начальник – лучше.
Я в начальники пойду –
Пусть меня научат.
Начальником я стану,
Вот я важный и толстый босс.
В кабинете я заседаю
И решаю любой вопрос.
Даша:
У меня растут года,
Скоро и семнадцать,
Замуж выйду за тебя,
Будем развлекаться.
«Мерседес» подаришь мне,
Дом большой в Майами,
Буду там я в январе
Зажигать с друзьями.
Максим:
Дни, недели пролетят,
Повзрослеют дети.
В дядей, тетей превратят
Годы – не заметят.
Станет наш Никита босс,
Важный, толстый будет,
Только вот какой вопрос:
Добрый ли он к людям?
Он красив, богат, умен — это ли не лестно:
Только вот какой вопрос – человек он честный?
Настя:
Будь банкир ты, будь артист,
Будь ты кем угодно,
Только чтоб душою чист,
Сердцем благороден.
Чтоб живое все любил,
Чувствовал природу.
Просто б человеком был
Ты, мой друг, все годы!
Учитель:
Твердо выбрать, кем быть, вам, друзья, нелегко!
И до финиша плыть еще так далеко.
Так примите пожеланья мои личные,
Чтобы были ваши знанья лишь отличные,
И счастливыми бы были дни житейские,
А здоровье ваше было лишь гвардейское.
И запомните вы все в заключение:
Даже рыбку из пруда не поймаешь без труда и терпения.
Но всегда – и как было когда-то,
И сейчас в XXI наш век –
Я хочу пожелать вам, ребята,
Чтобы вырос из вас Человек.
– Вам ещё придётся много учиться, прежде чем вы окончательно решите выбрать профессию. Но главное вы должны помнить, что всегда надо оставаться хорошими и добрыми людьми.:
Песня «Дорогою добра».
III. Рефлексия
Подводя итоги, я хочу сказать:
Прекрасных профессий на свете не счесть,
И каждой профессии – слава и честь!
– Я желаю вам выучиться, вырасти и остаться такими же добрыми, сильными, честными, трудолюбивыми людьми, как сейчас, и выбрать такую профессию, которая позволила бы вам работать, не покладая рук, с гордостью и любовью.
– И в завершение, я достаю сундучок, который умеет хранить тайны и мечты. Напишите на листочках своё заветное желание: кем бы вы хотели стать, когда выучитесь. А в 11 классе мы вместе откроем и посмотрим, не изменилось ли ваше желание.
– В память о нашей встрече, я хочу подарить вам страничку для Портфолио.