“От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания,
что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям”.
(В.А. Сухомлинский)
Образование – это специально организованный целенаправленная система воспитания и обучения. Человек получает образование на протяжении большого отрезка своей жизни. В течение этого периода проходит несколько этапов психологического становления личности. И, следовательно, отношение к образованию постоянно меняется. Значительным, наверное, самым большим, временным пространством является школьное образование. Основными целями которого, на современном этапе являются формирование способности к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, т.е. прежде всего внутренние изменения личности. Но личность может проявить себя только в деятельности, поэтому изменения касаются и ведущего вида деятельности на каждом возрастном этапе. Для школьников – это учебная деятельность. И внутренняя связь всех этапов школьного образования является главным условием эффективности нашего педагогического воздействия. Соответственно, проблема преемственности в обучении должна рассматриваться не только с позиции непрерывности учебного материала, но и с позиции личностных и деятельных преобразований учеников.
Пятый класс-это переломный этап в жизни и развитии детей, так как они переходят к предметному обучению. Учитель в начальной школе заинтересован в успешном овладении знаниями по всем основным школьным предметам в равной степени. Данный переходный период, как правило, сопровождается появлением разного рода трудностей, возникающих не только у школьников, но и у педагогов. Переход в пятый класс- это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов. Учителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками, как учебными так и общеучебными.
В условиях модернизации современного образования (в том числе естественнонаучного) появляется необходимость определения направлений преемственности содержания начальной и средней школы, то есть принятие учителями общей для всех ступеней основной идеи, цели и содержания образования, методов, организационных форм обучения, методики определения результативности.
При выборе той или иной методической системы необходимо обратить внимание не только на собственные критерии выбора, но и на возможность осуществления преемственности между курсом - "Окружающий мир" в начальной школе и систематическими курсами географии, биологии, химии и физики в основной школе. Данный курс насыщен географическим и биологическим содержанием, служит основой для последующего изучения систематических курсов. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности.
Готовить планирование для пятого класса, мы начали в прошлом учебном году, для этого изучили содержание рабочей программы по окружающему миру, календарно-тематическое планирование, посетили ряд уроков:“Планеты Солнечной системы”, “Природные зоны России”, “Наши подземные богатства”. Побеседовали с учителями и учащимися. После проведенной работы, наметили для себя решение следующих проблем, чтобы учащиеся начальной школы обратили внимание на такие темы, как “Растительный мир”, “Животный мир”, “Анатомия организма человека” и ряд других тем. Начали уделять больше внимание проектной деятельности и самостоятельному изучению материала. Дальнейшие посещения уроков и совместные разработанные приемы и методы изучения материала в 4 классе дали нам возможность в 5 классе безболезнено для учащихся начать изучение нового предмета биологии.
Главная задача и цель курса - показать учащимся, что окружающий их мир познаваем и что каждому можно прикоснуться к Земле, что все явления природы могут быть научно обоснованы. Учащиеся в данном курсе впервые узнают много необычного из биологии, учатся самостоятельно добывать знания из дополнительной литературы.
Естественнонаучное образование в 5–6 классах строится с учетом психологических особенностей, присущих детям 11–12-летнего возраста, и реализуется в виде интегрированного курса. Данный курс продолжает формировать целостную картину мира, представления о единстве и многообразии свойств живой и неживой природы, готовит учащихся к освоению основ наук о природе.
Наша задача – обеспечить качественный переход от недостаточно осознанных, эмоционально воспринимаемых форм действительности (начальная школа) к осознанным, волевым интеллектуальным действиям. Это достигается в первую очередь через осознание самого процесса учения, формирования научных основ естественных дисциплин. Учащиеся 5 класса имеют качественную предметную подготовку по основным содержательным линиям: развитие научных знаний разного уровня обобщения (мироведческих, страноведческих и краеведческих); история открытия и познания природы Земли; развитие человека и человеческого общества. Это предусматривает не только углубление и введение научных понятий, но и применение этих знаний в незнакомой ситуации. Ранее усвоенное понятие обогащается новым содержанием при изучении других связанных с ним и зависимых от него понятий. Таким образом, каждый раз изученное понятие выступает в новых связях и с разных точек зрения, и школьник воспроизводит изучение понятие (при этом нельзя путать с многократным повторением). Для этого преподавание курса важно строить в системе учебных задач, заданий и упражнений. К завершению изучения курса "Окружающий мир" у учащихся должна сложиться целостная структура восприятия живой и неживой природы, ее развития во времени и пространстве. Это становится особенно важным при переходе на изучение дисциплины "Биология".
Выявленные нами проблемы в 4 классе реализуются в 5 классе. Учащиеся самостоятельно ищут материал для уроков. Воплощают свои добытые знания в защите проектов. Ряд учащихся выбрали защищать свои работы на школьной научно-практической конференции, которая состоится в апреле.
Чтобы учащиеся основной школы успешно адаптировались к изучению нового предмета в 5 классе, должна проводиться учителем предметником большая предварительная работа с учителем начальных классов по преемственности.