Вид занятия: Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.
Цель: Закреплять знания детей о животных жарких стран и Севера, обогащать и активизировать словарный запас в названии этих животных, особенностях их места обитания.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Совершенствовать умение самостоятельно логически последовательно и грамматически правильно составлять рассказы о животных.
- Активизировать и совершенствовать словарный запас по лексической теме занятия.
- Формировать грамматический строй речи, упражнять в употреблении сложных составных прилагательных.
- Формировать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ слов.
- Автоматизировать правильное произношение звуков.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать связной речи.
- Развивать зрительно восприятие, мелкую моторику через дидактические игры.
- Развивать логическое мышление, памяти, воображения, эмоций.
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества, активности, инициативности.
- Воспитывать умения адекватно оценить свою работу на занятии.
- Воспитывать любовь и уважение к природе и животным.
Предварительная работа: проведение занятий по развитию речи по темам “Животные жарких стран”, “Животные Севера”, чтение дополнительной обучающей и художественной литературы по данной лексической теме, просмотр презентаций по теме “Животные жарких стран и животные Севера”, прослушивание записей с голосами животных.
Оборудование: магнитная доска, магниты, картинки с изображением животных, значки команд (снежинка и солнышко), “волшебный” мешочек с фишками для подразделения на команды, фишки для оценки деятельности детей, картинки для разделения животных на группы (север, юг, хищники, травоядные), карточки с перепутанными словами (блюд – вер), звуковые схемы слова и карточки с названием животных, конверты с изображением слона и моржа, схемы слова – признак (для подбора прилагательных), шаблоны для штриховки, карандаши, тарелочки и манка, картинки для самооценки. ноутбук.
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1.Орг .момент | Здравствуйте, дети! Послушайте внимательно и скажите, кто сегодня к нам пришел в гости? Прослушивание голосов животных жарких стран и Севера (тигр, обезьяна, зебра, слон, белый медведь, кит). |
Дети слушают и называют животных, голоса которых слышат. |
2. Мотивация и целеполагание | Мы прослушали с вами голоса
животных, и сегодня у нас будет викторина
знатоков. Кто сможет сказать, какую тему будут
обсуждать знатоки? Это тема “Животные жарких стран и Севера”. Мы повторим и закрепим названия этих животных, их место обитания, что они едят. Поиграем, порисуем. Но нужно подготовиться к нашему занятию. Послушайте правила поведения: На занятие не стоит вам кривляться и
кричать, Начнем мы занятие с загадки. Отгадайте загадку: Дом высокий у неё. Сделаем артикуляционную гимнастику: “Улыбка” - “Трубочка”, “Толстячки” - “Худышки”, “Лопаточка” - “Часики”. |
Дети слушают педагога. Называют тему занятия. Отгадывают загадку. Выполняют артикуляционную гимнастику. |
3. “Отправь животное домой” | А так как животные у нас из разных
мест, давайте поможем им вернуться в родные края.
Но нам нужно разделиться на две команды. Каждый
подойдет и вытащит из “Волшебного мешочка”
предмет (дети вытаскивают из мешочка карточки с
изображением снежинки и солнца). Теперь у нас есть две команды знатоков! Присаживайтесь за столы со своим изображением. А вот теперь помогите животным вернуться домой. По одному человеку подходите к доске и помещаете животных туда, где их место обитание. |
Дети делятся на команды,
рассаживаются за столы с логотипами “Снежинки”
и “Солнышка”. По очереди каждый знаток выходит и определяет животное на родину. |
4. “Почемучка”. Ответы на вопросы. Подбор слов – признаков |
А скажите мне, пожалуйста, юные
знатоки: Почему животные жарких стран не могут жить на Севере? А почему животные Севера не живут в жарких странах? А какие они, эти забавные животные:
|
Дети отвечают на вопросы, получая фишки за правильные ответы. |
5. “Мама и детеныш”. | У всех есть мамочки, а у наших
животных есть? Правильно! Давайте назовем и маму
и детеныша:
|
Дети называют детенышей животных. |
6. “Кто быстрее!”. Штриховка |
Я попрошу вас выйти из-за столов и
подойти ко мне. У вас каждого лежит на столе
простой карандаш. Задание для команд – кто
быстрее заштрихует линиями сверху – вниз
изображения животных. По команде начали – вы
подбегаете к своим местам, и начинает штриховать.
Кто заканчивает – поднимает руку вверх! Начали! |
Дети подходят к педагогу, слушают задания и начинают штриховать по команде. |
7. “Хищники и травоядные” | Молодцы! Вы отлично размяли и
пальчики и ножки! Теперь нам предстоит вспомнить,
чем же питаются животные Жарких стран и Севера. Какие две большие группы мы знаем? Хищники и травоядные. Давайте распределим животных на две группы. Можно назвать также, что именно они любят есть. |
Дети отвечают на вопрос педагога. Распределяют животных по двум группам, на доске с изображением “Мясо” и “Трава”. |
8. Физминутка | Выходите на наш любимый ковер-
немножко передохнем и вспомним физимнутку
“Черепаха”. До моря идти далеко, |
Дети выполняют физминутку. |
9. “Запутанные слова” | Это было в воскресенье, У слона на дне рождения, Гости пели, веселились, В хороводе так кружились, Так кружились, так вертелись, Что на части разлетелись! 1,2,3,4,5 – Помоги гостей собрать! У вас на столах лежит листочек с запутанными словами. Попробуйте разгадать, кто же пришел на день рождения к слону. |
Дети разгадывают слова. Называют животных, которые пришли в гости к слону. |
10. “Угадай кто. | Давайте вспомним :
|
Дети отвечают на вопросы педагога. |
Каждой команде я даю конверт. В
нем лежит картинка с животным. Вы должны
составить звуковую схему слова и загадать
команде противника. А команда противников –
отгадать.
|
Дети открывают конверты и составляют звуковые схемы слов морж и слон. Затем загадывают слова команде противника. | |
11. Итог. Рефлексия | Вот и подошло наша викторина к
концу. Скажите, как вы чувствовали себя на
занятии? И я попрошу вас оценить и занятие, и свою работу. Перед вами стоят тарелочки – нарисуйте, пожалуйста, одну из рожиц (радостную или печальную). Сегодня мы говорили о животных жарких стран и Севера, мы вспомнили и уточнили из названия, что они едят и как называются их детеныши. Мы повторили звуковые схемы и загадали слова из них. Мы поиграли и порисовали. Спасибо, вам, знатоки! |
Дети отвечают на вопросы. Рисуют рожицы на манке. |