Логопедическое подгрупповое занятие в подготовительной группе. Викторина «Знатоки»

Разделы: Логопедия


Вид занятия: Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.

Цель: Закреплять знания детей о животных жарких стран и Севера, обогащать и активизировать словарный запас в названии этих животных, особенностях их места обитания.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Совершенствовать умение самостоятельно логически последовательно и грамматически правильно составлять рассказы о животных.
  • Активизировать и совершенствовать словарный запас по лексической теме занятия.
  • Формировать грамматический строй речи, упражнять в употреблении сложных составных прилагательных.
  • Формировать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ слов.
  • Автоматизировать правильное произношение звуков.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать связной речи.
  • Развивать зрительно восприятие, мелкую моторику через дидактические игры.
  • Развивать логическое мышление, памяти, воображения, эмоций.

Воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества, активности, инициативности.
  • Воспитывать умения адекватно оценить свою работу на занятии.
  • Воспитывать любовь и уважение к природе и животным.

Предварительная работа: проведение занятий по развитию речи по темам “Животные жарких стран”, “Животные Севера”, чтение дополнительной обучающей и художественной литературы по данной лексической теме, просмотр презентаций по теме “Животные жарких стран и животные Севера”, прослушивание записей с голосами животных.

Оборудование: магнитная доска, магниты, картинки с изображением животных, значки команд (снежинка и солнышко), “волшебный” мешочек с фишками для подразделения на команды, фишки для оценки деятельности детей, картинки для разделения животных на группы (север, юг, хищники, травоядные), карточки с перепутанными словами (блюд – вер), звуковые схемы слова и карточки с названием животных, конверты с изображением слона и моржа, схемы слова – признак (для подбора прилагательных), шаблоны для штриховки, карандаши, тарелочки и манка, картинки для самооценки. ноутбук.

Этап Деятельность педагога Деятельность детей
1.Орг .момент Здравствуйте, дети!

Послушайте внимательно и скажите, кто сегодня к нам пришел в гости? Прослушивание голосов животных жарких стран и Севера (тигр, обезьяна, зебра, слон, белый медведь, кит).

Дети слушают и называют животных, голоса которых слышат.
2. Мотивация и целеполагание Мы прослушали с вами голоса животных, и сегодня у нас будет викторина знатоков. Кто сможет сказать, какую тему будут обсуждать знатоки?

Это тема “Животные жарких стран и Севера”. Мы повторим и закрепим названия этих животных, их место обитания, что они едят. Поиграем, порисуем.

Но нужно подготовиться к нашему занятию.

Послушайте правила поведения:

На занятие не стоит вам кривляться и кричать,
Надо слушать всех внимательно,
Ну и руку поднимать!
Спинки ровно, ножки вместе,
Головой не крутить!
И тогда мы крутить
И тогда мы с вами вместе сможем новое открыть!

Начнем мы занятие с загадки.

Отгадайте загадку:

Дом высокий у неё.
Развесёлое житьё.
Хвост - как пятая рука,
Волосатая слегка.
Ну, а  может быть нога,
Чтоб спасаться от врага?
Кто проказницу узнает?
Кто загадку отгадает?

Сделаем артикуляционную гимнастику: “Улыбка” - “Трубочка”, “Толстячки” - “Худышки”, “Лопаточка” - “Часики”.

Дети слушают педагога.

Называют тему занятия.

Отгадывают загадку.

Выполняют артикуляционную гимнастику.

3. “Отправь животное домой” А так как животные у нас из разных мест, давайте поможем им вернуться в родные края. Но нам нужно разделиться на две команды. Каждый подойдет и вытащит из “Волшебного мешочка” предмет (дети вытаскивают из мешочка карточки с изображением снежинки и солнца).

Теперь у нас есть две команды знатоков!

Присаживайтесь за столы со своим изображением.

А вот теперь помогите животным вернуться домой. По одному человеку подходите к доске и помещаете животных туда, где их место обитание.

Дети делятся на команды, рассаживаются за столы с логотипами “Снежинки” и “Солнышка”.

По очереди каждый знаток выходит и определяет животное на родину.

4. “Почемучка”.

Ответы на вопросы. Подбор слов – признаков

А скажите мне, пожалуйста, юные знатоки:

Почему животные жарких стран не могут жить на Севере?

А почему животные Севера не живут в жарких странах?

А какие они, эти забавные животные:

  • У медведя толстые лапы – толстолапый
  • У жирафа длинная шея – длинношеий
  • У слона большие уши – большеухий
  • У тюленя толстая кожа - толстокожий
Дети отвечают на вопросы, получая фишки за правильные ответы.
5. “Мама и детеныш”. У всех есть мамочки, а у наших животных есть? Правильно! Давайте назовем и маму и детеныша:
  • У слонихи – слоненок
  • У тигрицы – тигренок
  • У медведицы – медвежонок
  • У кенгуру – кенгуренок
  • У оленихи – олененок
  • У пингвина - пингвиненок
Дети называют детенышей животных.
6. “Кто быстрее!”.

Штриховка

Я попрошу вас выйти из-за столов и подойти ко мне. У вас каждого лежит на столе простой карандаш. Задание для команд – кто быстрее заштрихует линиями сверху – вниз изображения животных. По команде начали – вы подбегаете к своим местам, и начинает штриховать. Кто заканчивает – поднимает руку вверх!

Начали!

Дети подходят к педагогу, слушают задания и начинают штриховать по команде.
7. “Хищники и травоядные” Молодцы! Вы отлично размяли и пальчики и ножки! Теперь нам предстоит вспомнить, чем же питаются животные Жарких стран и Севера.

Какие две большие группы мы знаем?

Хищники и травоядные. Давайте распределим животных на две группы. Можно назвать также, что именно они любят есть.

Дети отвечают на вопрос педагога. Распределяют животных по двум группам, на доске с изображением “Мясо” и “Трава”.
8. Физминутка Выходите на наш любимый ковер- немножко передохнем и вспомним физимнутку “Черепаха”.

До моря идти далеко,
До моря идти нелегко.
Вот камень лежит у дороги
Присядем и вытянем ноги.
И на камень лягушки кладут узелок,
Хорошо бы на камень прилечь на часок!
Вдруг на ноги камень вскочил
И за ноги их ухватил.
И они закричали от страха:
Это – че! Это – ре” - это – паха!

Дети выполняют физминутку.
9. “Запутанные слова” Это было в воскресенье,
У слона на дне рождения,
Гости пели, веселились,
В хороводе так кружились,
Так кружились, так вертелись,
Что на части разлетелись!
1,2,3,4,5 –
Помоги гостей собрать!

У вас на столах лежит листочек с запутанными словами. Попробуйте разгадать, кто же пришел на день рождения к слону.

Дети разгадывают слова.

Называют животных, которые пришли в гости к слону.

10. “Угадай кто. Давайте вспомним :
  • Какие звуки обозначаются красным цветом? – гласные
  • Какие звуки обозначаются синим цветом? – согласные твердые
  • Какие звуки обозначаются зеленым цветом? – согласные мягкие
Дети отвечают на вопросы педагога.
  Каждой команде я даю конверт. В нем лежит картинка с животным. Вы должны составить звуковую схему слова и загадать команде противника. А команда противников – отгадать.

Два слова: морж и слон.
Морж -сксс, слон – сскс.

Дети открывают конверты и составляют звуковые схемы слов морж и слон. Затем загадывают слова команде противника.
11. Итог. Рефлексия Вот и подошло наша викторина к концу. Скажите, как вы чувствовали себя на занятии?

И я попрошу вас оценить и занятие, и свою работу.

Перед вами стоят тарелочки – нарисуйте, пожалуйста, одну из рожиц (радостную или печальную).

Сегодня мы говорили о животных жарких стран и Севера, мы вспомнили и уточнили из названия, что они едят и как называются их детеныши. Мы повторили звуковые схемы и загадали слова из них. Мы поиграли и порисовали. Спасибо, вам, знатоки!

Дети отвечают на вопросы.

Рисуют рожицы на манке.