Представленный материал является частью предварительной работы к организации и проведению творческой мастерской “Рукотворная книга” <Приложение 1>. Вовлечение членов семей воспитанников в совместную деятельность с детьми в ходе проведения творческой мастерской будет способствовать полноценному развитию каждого ребёнка, формированию у дошкольников активного интереса к изобразительному творчеству.
Задачи:
- Познакомить с рисунками Татьяны Алексеевны Мавриной.
- Актуализировать знания детей об искусстве книжной графики.
- Развивать эмоциональное восприятие иллюстраций в детской книге.
- Воспитывать интерес к искусству книжной графики.
Предварительная работа с детьми:
Беседа на тему “Зачем в книжках нужны картинки”. <Приложение 2>
Рассказ педагога о некоторых фактах из биографии Татьяны Алексеевны Мавриной. <Приложение 3>
Чтение художественной литературы: стихотворение А.С. Кушнера “Бедный папа”, “Сказочные звери” Татьяны Мавриной, сказки-потешки по народным мотивам “Как у бабушки козёл”, “Плетень”, украинская народная сказка “Соломенный бычок-смоляной бочок” иллюстрированные Татьяной Мавриной, рассматривание иллюстраций.
Работа с родителями: размещение в родительском уголке наглядной информации на темы: “Где почитать о детской книге?” <Приложение 4>, “Не просто книжный магазин” <Приложение 5>, “Идеальная детская книга” <Приложение 6>.
Активизация словаря детей: иллюстрация, художник-иллюстратор.
Материалы и оборудование:
Компьютер и проектор с подготовленным видеорядом рисунков Татьяны Алексеевны Мавриной.
Ход ООД
<Слайд 2>
- Ребята, вы любите сказки?
- Сейчас мы с вами отправимся в сказку, которую создала для нас великая русская художница.
- Давайте с вами вспомним, как зовут эту художницу? (Татьяна Алексеевна Маврина)
- Ребята, где мы с вами можем увидеть рисунки Татьяны Мавриной? (В книгах)
- Вспомните, как ещё можно назвать рисунки в книгах? (Иллюстрации)
- А как называют художника, который рисует иллюстрации в книгах? (Художник-иллюстратор)
- Татьяна Маврина полюбила сказки с раннего детства, а когда стала художницей, стала рисовать для детей иллюстрации к сказкам.
- Итак, в некотором царстве, в некотором государстве, в мире фантастическом, пёстром и ярком, живут сказочные герои, созданные художницей Татьяной Мавриной.
- Одним из любимых сказочных образов Татьяны Алексеевны был сказочный кот.
- Посмотрите, что за котов рисовала Татьяна Маврина!
<Слайд 3>
- Ходит этот чёрный кот по сказочным лесам. Ходит тихо, аккуратно ступает мягкими, белыми лапами. На морде у него жёлтые, красные полоски. Глаза зелёные, большущие, смотрят пристально. Кажется, что сейчас этот кот вздохнёт и начнёт рассказывать таинственную сказку. Таким придумала его художница Татьяна Маврина!
<Слайд 4>
- Художница Татьяна Маврина-большая выдумщица! Взяла она как-то кисти, краски, белые листы бумаги. Один лист раскрасила синей краской. Нарисовала как расцвели в весеннем саду первые цветы: мать-и-мачеха, незабудки, подснежники. И среди этой красоты нарисовала Татьяна Маврина яркого весеннего кота, как будто бы он тоже расцвёл в саду. Разлёгся разукрашенный кот на молодой зелёной травке, зазолотились его большущие глаза, словно жёлтые цветы мать-и-мачехи, переливается его красная шёрстка на весеннем солнышке синими полосками, в цвет незабудок.
<Слайд 5>
- Другой лист Татьяна Маврина розовой, красной краской раскрасила, как будто осветила горячим солнышком. Получился летний сад. Представила себе художница, как хорошо будет в таком саду сказочному коту и стала его рисовать. Вот какой получился у неё красный кот! На его шерсти жёлтые полоски, а усы-то на колосья похожи! Обхватил кот своими лапами огромный букет цветов, словно сам цветком стать хочет. Смотрит на нас кот пристально, так и кажется, что он сейчас прыгнет и убежит со своим букетом с нарядного листа, расписанного яркими цветами.
<Слайд 6>
- А вот ещё один летний кот Татьяны Мавриной. Ну и кот! Видно, в сад с подсолнухами он попал из волшебного далека, из сказки. Только там такие коты водятся. Рыжий, жаркий, словно вобрал в себя весь солнечный зной! Светится весь! Лежит он себе в подсолнухах, лениво так развалился. Глядит кот на нас строго, словно говорит: “Не мешайте мне, не заслоняйте мне солнце”. Вот такого летнего солнечного кота-подсолнуха придумала художница.
<Слайд 7>
- Вот в сказочном саду появился ещё один кот-букет Мавриной. А в букете подсолнухи, васильки, пижма. И какой-то невиданный чёрный цветок! Да это же кот! Изогнулся чёрный кот дугой вокруг огромного букета цветов. Глаза зелёные, с листвой сливаются. А на груди у него белая узорная шёрстка.
<Слайд 8>
Что за коты такие? Совсем не настоящие. Вот ещё один выдуманный художницей кот. Кот Котофей-Иванович. Он детишкам сказки рассказывает. Посмотрите каким его изображает Татьяна Маврина. Сначала широкой кистью делает чёрное пятно, напоминающее фигуру кота. И белая краска в дело идёт. Потом по этому пятну тонкой кистью рисует его морду, хвост, лапы. И вот всё веселее движется кисть художницы, оставляет на его шерсти узоры. То закручивает кошачью шерсть в спираль, то в зубцы превращает. Белая краска делает кота узорным. А что кот весь расписан узорами, этому мы не удивляемся. Так Татьяна Маврина разрисовывает своих котов.
<Слайд 9>
Вот и этого кота она нарисовала ярким, узорным, весёлым, красивым и немного таинственным. Жёлтый, как луна, голубой, как небо, с чёрно-белыми узорами на длинном гибком теле, бесшумно и мягко ступает он своими большими когтистыми лапами. Никого такие когти не оцарапают! Ведь этот кот особенный, сказочный. Невиданный в жизни кот!
Вот и подошло к концу наше путешествие по сказочному миру рисунков Татьяны Мавриной. Теперь вы знаете, как по-разному рисовала для вас художница Маврина своих сказочных котов. И как помогали ей в этом её талант и фантазия. Коты Татьяны Мавриной приходят на её рисунки из сказок, полных чудес. Все эти замечательные, сказочные коты живут в детских книгах, на картинках. Живут вам на радость и удивление. Вот какое чудо – эти коты!
- Как вы думаете, ребята, похожи ли эти коты на тех, что живут с нами?
- Нет, потому что в сказках все звери удивительные.
<Слайд 10>
Сказочные коты Татьяны Мавриной с нами не прощаются, а говорят нам: “До новых встреч в сказке!”
Проводится подвижная игра “Сказка кота учёного”
Педагог-ведущий берёт на себя роль кота учёного.
Дети становятся в круг и берутся за руки. В центре круга ставится стульчик-дуб.
Дети идут по кругу, педагог-кот учёный ходит в разные стороны в центре круга и проговаривает слова пролога из поэмы А. С. Пушкина “Руслан и Людмила”:
“У Лукоморья дуб зелёный
Златая цепь на дубе том
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса, там леший бродит...”
Произнеся слова “леший бродит”, кот учёный незаметно дотрагивается до одного из детей. Тот, до кого он дотронулся превращается в лешего и выкрикивает “Я - леший!” Дети разбегаются в разные стороны, а леший ловит детей. Тот, до кого дотронется леший идёт к стульчику - дубу, где их поджидает кот учёный.
Игра продолжается. Дети идут по кругу, кот учёный проговаривает следующие сороки пролога.
“...Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря...”
Тот, до кого кот учёный дотронулся превращается в колдуна и грозно выкрикивает “Я - колдун!” Дети разбегаются в разные стороны, а колдун ловит детей. Тот, до кого он дотронется идёт к стульчику - дубу, где их поджидают кот учёный и осаленный ранее ребёнок.
Игра продолжается. Кот учёный проговаривает следующие строки пролога.
“...В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет...”
Тот, до кого кот учёный дотронулся превращается в Кащея и ловит детей.
Ведущий-педагог заканчивает читать пролог из поэмы А.С. Пушкина “Руслан и Людмила”,
“...Там русский дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил”
Игра заканчивается.
Используемая литература.
1. Коваль Ю.И., Маврина Т.А. “Заячий букет”: рассказы. - М.: Издательство “Детская литература”, 2013 г.
2. Кудрявцева Л.С. “Что за чудо эти звери!”, Издательство “Малыш”, 1979 г.