Цели:
Образовательные:
а) ознакомить учащихся с основными понятиями и профессиями издательской деятельности и настольными издательскими системами;
б) углубить знания по классификации печатных изданий.
в) изучить основные правила ввода текста.
Воспитательные:
а) формирование интереса к профессиям, связанным с издательской деятельностью;
б) развитие эрудиции, творческого подхода к выполнению заданий;
в) привить интерес учащихся и ответственность к порученному делу.
Развивающие:
а) развитие умения работать в издательских системах.
Межпредметные связи: литература, русский язык, информатика, черчение.
Тип занятий: урок усвоения новых знаний.
Вид занятия: урок-лекция информационная.
Методы обучения: объяснительно-информационный.
Количество часов на тему:
- теория- 1 часа
- практика -1 час.
- Итого: 2 часа.
Оснащение:
- Печатные издания различных видов и форматов.
- Мультимедийные средства обучения (компьютер, проектор).
- Мультимедийная презентация
Литература:
- А. Шапошников "Издательские компьютерные системы", М: ОМНА - Пресс, 2005 г.;
- Хиндерлитер Х. Настольные издательские системы.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
I. Организационный этап
- Подготовка учащихся к занятию.
- Постановка учебных и воспитательных целей.
- Мотивация и обоснование необходимости изучения темы.
II. Подготовительный этап
2.1. Актуализация исходного уровня знаний, умений и навыков по теме.
1. Что вы знаете о профессии издатель?
2. Знакомы ли вы с печатными изданиями и их объектами?
3. Работали ли вы в какими либо издательскими системами?
2.2.Ознакомление учащихся с основами профессиональной издательской деятельности.
III. Основной этап
3.1.Объяснение нового материала.
3.2.Раскрыть теоретическую часть данного вопроса.
3.3. Рассказать о значении и месте данной темы в вопросе обучения.
ХОД УРОКА
1. Сообщение темы и цели занятия.
Тема занятия: “Введение в профессию. Настольные издательские системы. Объекты печатного издания. Основные правила ввода текста. Оформление заголовков”
Цели:
- ознакомить учащихся с основными понятиями и профессиями издательской деятельности и настольными издательскими системами;
- углубить знания по классификации печатных изданий.
- изучить основные правила ввода текста.
Для достижения поставленной цели мы должны
решить следующие задачи:
2. Объяснение нового материала.
Спектр изданий оперативной полиграфии широк и многообразен. Перед нами выставка, в которой представлены различные виды печатной продукции. Это книги, журналы, брошюры, буклеты, учебники, открытки, визитные карточки, газеты, справочники, рекламные проспекты, школьные газеты, журналы и др.
Из представленных примеров на выставке мы видим, что заниматься издательством может каждый! И даже школьник! Конечно, существуют профессиональные организации, которые выпускают серьезную печатную продукцию. Такие, например как издательство “Полиграфист”, “Типар””, “Дело”. Конечно же, крупные издательства в своей работе используют профессиональные программы верстки, и называются они издательскими системами.
Каждый хотел бы выпустить качественное печатное издание. Обучаясь по программе “Технология издательской деятельности”, вы сможете самостоятельно разработать свое собственное изделие.
3. Изложение нового материала.
Вопрос №1. Введение в профессию.
В настоящее время полиграфическая продукция получила особенно широкое распространение. Современные компьютерные технологи позволяют создавать все новые и новые виды и способы изготовления печатных изданий. Развитие и внедрение компьютерной инфраструктуры и настольных издательских систем дает возможность в домашних условиях изготовить разного рода печатную продукцию. В связи с этим возрастает роль издательских профессий. Эта профессия современна и перспективна, универсальна и многогранна. От профессии издателя требуются знания всех этапов технологического пути прохождения издания на уровне допечатных и печатных процессов. На каждом этапе в процессе работы задействованы специалисты различных профессий.
Приложение №1. (Профессии, связанные с издательством).
Вопрос №2. Настольные издательские системы.
Дадим определение и характеристику понятия настольная издательская система:
Настольная издательская система - комплекс, состоящий из персональных компьютеров, сканирующих, выводных устройств, программного и сетевого обеспечения, используемый для набора и редактирования текста, создания и обработки изображений, верстки и изготовления оригинал-макетов, корректурных листов, для подготовки издания к печати на уровне допечатных процессов.
Настольные издательские системы (НИС) — это программы, предназначенные для профессиональной издательской деятельности, позволяющие осуществлять электронную верстку широкого спектра основных типов документов.
Предусмотренное программное обеспечение позволяет:
- компоновать (верстать) текст;
- использовать всевозможные шрифты и полиграфические изображения;
- осуществлять редактирование на уровне лучших текстовых процессоров
- обрабатывать графические изображения;
- обеспечивать вывод документов высокого качества.
Известными пакетами среди издательских систем для компьютеров являются Microsoft Office Word, Publisher, Adobe PageMaker, Adobe InDesign.
Издамтельство – предприятие (государственное, общественное, кооперативное или частное) – медиа-компания, которая работает в области литературы, искусства, музыки или науки, и продукция которой может воспроизводиться и распространяться.
Издательства ПМР: “Полиграфист”, “Типар”, “Дело”, “Ликрис”, “Папирус”, “Литера”, “Teслайн”, “Экономика”, “ПГИРО”.
Издательское дело - отрасль культуры и производства, связанная с подготовкой, выпуском и распространением книг, журналов, газет, изобразительных материалов и других видов печатной продукции.
Издание – основной вид опубликованного печатного полиграфического документа, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедший редакционно-издательскую подготовку и обработку.
Виды изданий:
Все виды печатной продукции можно классифицировать на:
- Листовые издания: плакат, афиша, листовка, газета, календарь, визитка, буклет.
- Книжные издания: журнал, брошюра, проспект, книга.
- Деловые: бланки, документация.
Приложение №2 (Рисунок №2. Схема прохождения пути создания печатного издания).
Приложение № 3. Классификация видов изданий.
Вопрос 3.Объекты печатного издания.
Приложение №4. Объекты печатного издания.
Вопрос 4. Основные правила ввода.
Редактирования и форматирования текста.
При вводе текста необходимо соблюдать следующие правила:
- Во всех современных текстовых редакторах переход на новую строку в процессе набора текста происходит автоматически, не требуя ввода специального символа.
- Окончание абзаца маркируется нажатием клавиши <Enter>, позволяющей перейти на новую строку.
- Пробел обязателен после знака препинания; перед знаком препинания пробел не ставится.
- Для установки специальных знаков препинания следует прибегать к таблице установки специальных символов (вставка-символ).
Основные параметры форматирования (оформления) страниц: границы рабочего поля (поля сверху, снизу, слева, справа), размеры страницы, ориентация страниц.
Редактирование – исправление ошибок в набранном тексте:
- орфографические, синтаксические, ошибки пунктуации, стилистические или речевые ошибки;
- текст следует разбить на абзацы;
- отдельные строки объединить в абзацы;
- нужно заменить некоторые слова другими;
- требуется дополнить текст и т.д.
Три типа ошибок:
- пропущенная буква или знак препинания;
- лишняя буква или знак препинания;
- неправильная буква или знак препинания.
Нужно уметь:
- вставлять символ;
- удалять символ;
- заменять символ.
Форматирование текста является самой важной операцией в редакторе Word, которая превращает текст - в красиво оформленный документ. Форматирование символов означает выбор шрифта, его размера и начертания. После редактирования текста необходимо изменить его внешний вид, т.е. оформить документ или выполнить его форматирование.
К атрибутам форматирования символов относятся:
- гарнитура шрифта, Times New Roman;
- размер шрифта – кегль (14 пунктов, п.);
- начертание шрифта (полужирное, курсивное, подчеркнутое);
- цвет выделения текста, цвет текста;
- регистр (ПРОПИСНЫЕ, строчные)
- интервал между символами в слове (кернинг, межзнаковый интервал)
К параметрам форматирования абзацев следует отнести:
- выравнивание текста (по левому или правому краю, по центру, по ширине);
- отступы абзацев, отступы первой строки абзацев (красная строка);
- межстрочный интервал (интерлиньяж);
- заливка цвета фона;
- маркеры и нумерация списков.
Основные параметры форматирования (оформления) страниц:
- границы рабочего поля (поля сверху, снизу, слева, справа);
- размеры страницы;
- ориентация страниц;
- колонтитулы и колонцифры.
Приложение №5. (Алгоритм подготовки издания)
Вопрос 5. Оформление заголовков и подзаголовков
При оформлении заголовков и подзаголовков необходимо соблюдать следующие основные правила:
1. Заголовок пишут прописными буквами.
2. Переносы слов в заголовке не разрешаются.
3. Большой заголовок делится по смыслу на несколько строк.
4. В конце заголовка точка не ставится, остальные знаки препинания (многоточие, вопросительный, восклицательный) сохраняются
5. Односложные заголовки могут оформляться с использованием разреженного интервала между символами.
6. Заголовок всегда располагается на одной странице с тем текстом, к которому он относится. Если заголовок располагается в конце страницы, то после него должно быть не менее трех строк текста.
7. Текст от заголовка пишут через два-три интервала.
8. Подзаголовки пишут строчными буквами без подчеркивания. Правила расположения подзаголовков те же, что и заголовков. Расстояние между подзаголовком и заголовком, как правило, составляет два интервала.
9. Заголовки и подзаголовки в текстовых работах обычно располагают одним из двух способов:
- центрованным (посередине текста);
- флаговым (от левого края).
Приложение №6. Алгоритм оформления заголовков.
Практическая работа № 1. Образец (смотри Рисунок 1)
Создать в программе MS Word титульный лист к блоку “Издательское дело”
1. Набрать текст, используя текстовой редактор Word
2. Редактировать набранный текст (исправить ошибки, пропуски символов)
3. Вставка иллюстраций
IV. Заключительный этап (РЕФЛЕКСИЯ)
4.1. Контроль усвоения новой темы и закрепление новых знаний.
Работа учащихся с карточками:
- Определить профессии по этапам выпуска издания, приложение №7.
- Распределить по классификации перечисленные издания, приложение №8, Приложение №9
Вопросы для контроля:
- Что такое издательство?
- Какие есть настольные издательские системы?
- Как производить форматирование текста?
- Назовите объекты печатного издания?
- Правила ввода и редактирования текста?
- Значение НИС в создании печатных изданий?
- Классификация профессий издательской деятельности?
4.2.Подведение итогов занятия
а) обобщение материала
б) ответы на вопросы
в) выставление оценок
4.3. Задание на дом: Выучить тему по конспекту.
Ознакомиться самостоятельно с печатными изданиями, в которых используются различные виды информации. Охарактеризовать одну из выбранных профессий.
Приложение №1
ОСНОВНЫЕ ПРОФЕССИИ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Редактор — специалист, формирующий содержание издания. Он занимается редактированием (составляет, проверяет и исправляет содержание) издания (книги, журнала, газеты). В числе должностных обязанностей этого специалиста — распределение авторских заданий и контроль за их своевременным и качественным исполнением.
Корремктор (от лат. corrector – направитель, исправитель), корректиромвщик – специалист издательства, типографии или редакции, вычитывающий тексты, нормализующий грамматику (исправляющий орфографические, пунктуационные, стилистические ошибки) и типографику. Корректура – совокупность исправлений и сам процесс работы корректора.
Журналистика (от французского journal – дневник, газета) – это вид общественной деятельности по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через каналы массовой коммуникации (пресса, радио, телевидение, кино и др.).
Журналист - человек занимающийся общественной деятельностью по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через каналы массовой коммуникации.
Корреспондент - это журналист, снабжающий информацией СМИ.
Верстальщик - работает преимущественно с многостраничными изданиями: журналами, газетами, книгами, каталогами, брошюрами. Но кроме этого он также верстает листовки, прайс-листы, модульную рекламу в прессу, буклеты, календари, визитки и другую полиграфическую продукцию. В обязанности верстальщика в издательствах журналов и газет входит создание макета этих многостраничных изданий, состоящих преимущественно из текста и изображений.
Оператор ПК - работник, отвечающий за набор и обработку какой-либо информации на компьютере.
Брошюровщик-переплётчик - сотрудник типографии, отвечающий за технологический процесс изготовления изданий: соединение отдельных листов и обложки в книгу или брошюру. Брошюровщик приступает к работе над книгой или журналом после печатника. Он разрезает листы на части и складывает так, чтобы получилась тетрадь. Если нужно, приклеивает к тетрадям листы с иллюстрациями, комплектует из тетрадей книжные блоки и скрепляет их (склеивает или сшивает). В результате получается книжный блок. Затем брошюровщик на специальной машине покрывает блок обложкой или переплётом.
Фото-корреспондент (подборщик) - это фотограф, работающий в жанре репортажа и снабжающий своими снимками периодическое издание сотрудник, отвечающий за поиск нужных иллюстраций для журнала, газеты или сайта..
Художник издания - это дизайнер, специализирующийся на художественном оформлении изданий. Разрабатывает эскизы, макеты оформления. Иногда разные элементы оформления выполняются разными художниками. Например, иллюстрации рисует один художник, а выбор шрифтов, разработку внешнего вида переплета осуществляет другой. Отвечает также и за графическое оформление.
В его задачи входит разработка общей художественной концепции оформления и отдельных элементов. Эта профессия сочетает в себе творческое начало и современные компьютерные технологии. Разрабатывая концепцию даже крохотной заставки, дизайнер помимо своей привычной роли, выступает и как копирайтер, и как режиссёр.
Художник-иллюстратор - специалист, занимающийся иллюстрацией книг и журналов, Художник-иллюстратор должен обладать образным мышлением и уметь хорошо рисовать. Современные иллюстраторы умеют рисовать не только на бумаге, но и в графических редакторах (Illustrator, Photoshop, CorelDRAW), при необходимости пользуются компьютерным планшетом для рисования, сканером и прочими достижениями компьютерных технологий. которые для большей художественности используют в своем оформлении рисунки.