Для учащихся 8-го класса предпрофильной подготовки: «Издательское дело»

Разделы: Технология


Цели:

Образовательные:

а) ознакомить учащихся с основными понятиями и профессиями издательской деятельности и настольными издательскими системами;

б) углубить знания по классификации печатных изданий.

в) изучить основные правила ввода текста.

Воспитательные:

а) формирование интереса к профессиям, связанным с издательской деятельностью;

б) развитие эрудиции, творческого подхода к выполнению заданий;

в) привить интерес учащихся и ответственность к порученному делу.

Развивающие:

а) развитие умения работать в издательских системах.

Межпредметные связи: литература, русский язык, информатика, черчение.

Тип занятий: урок усвоения новых знаний.

Вид занятия: урок-лекция информационная.

Методы обучения: объяснительно-информационный.

Количество часов на тему:

  • теория- 1 часа
  • практика -1 час.
  • Итого: 2 часа.

Оснащение:

  • Печатные издания различных видов и форматов.
  • Мультимедийные средства обучения (компьютер, проектор).
  • Мультимедийная презентация

Литература:

  1. А. Шапошников "Издательские компьютерные системы", М: ОМНА - Пресс, 2005 г.;
  2. Хиндерлитер Х. Настольные издательские системы.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

I. Организационный этап

  1. Подготовка учащихся к занятию.
  2. Постановка учебных и воспитательных целей.
  3. Мотивация и обоснование необходимости изучения темы.

II. Подготовительный этап

2.1. Актуализация исходного уровня знаний, умений и навыков по теме.

1. Что вы знаете о профессии издатель?

2. Знакомы ли вы с печатными изданиями и их объектами?

3. Работали ли вы в какими либо издательскими системами?

2.2.Ознакомление учащихся с основами профессиональной издательской деятельности.

III. Основной этап

3.1.Объяснение нового материала.

3.2.Раскрыть теоретическую часть данного вопроса.

3.3. Рассказать о значении и месте данной темы в вопросе обучения.

ХОД УРОКА

1. Сообщение темы и цели занятия.

Тема занятия: “Введение в профессию. Настольные издательские системы. Объекты печатного издания. Основные правила ввода текста. Оформление заголовков”

Цели:

  • ознакомить учащихся с основными понятиями и профессиями издательской деятельности и настольными издательскими системами;
  • углубить знания по классификации печатных изданий.
  • изучить основные правила ввода текста.

Для достижения поставленной цели мы должны решить следующие задачи:

  • Сформировать необходимую и достаточную широту представления об издательском деле в целом и, в частности, о работе в настольных издательских системах.
  • Сформировать правильный подход в решении задач, стоящих перед специалистами, работающими над созданием печатных изданий.

2. Объяснение нового материала.

Спектр изданий оперативной полиграфии широк и многообразен. Перед нами выставка, в которой представлены различные виды печатной продукции. Это книги, журналы, брошюры, буклеты, учебники, открытки, визитные карточки, газеты, справочники, рекламные проспекты, школьные газеты, журналы и др.

Из представленных примеров на выставке мы видим, что заниматься издательством может каждый! И даже школьник! Конечно, существуют профессиональные организации, которые выпускают серьезную печатную продукцию. Такие, например как издательство “Полиграфист”, “Типар””, “Дело”. Конечно же, крупные издательства в своей работе используют профессиональные программы верстки, и называются они издательскими системами.

Каждый хотел бы выпустить качественное печатное издание. Обучаясь по программе “Технология издательской деятельности”, вы сможете самостоятельно разработать свое собственное изделие.

3. Изложение нового материала.

Вопрос №1. Введение в профессию.

В настоящее время полиграфическая продукция получила особенно широкое распространение. Современные компьютерные технологи позволяют создавать все новые и новые виды и способы изготовления печатных изданий. Развитие и внедрение компьютерной инфраструктуры и настольных издательских систем дает возможность в домашних условиях изготовить разного рода печатную продукцию. В связи с этим возрастает роль издательских профессий. Эта профессия современна и перспективна, универсальна и многогранна. От профессии издателя требуются знания всех этапов технологического пути прохождения издания на уровне допечатных и печатных процессов. На каждом этапе в процессе работы задействованы специалисты различных профессий.

Приложение №1. (Профессии, связанные с издательством).

Вопрос №2. Настольные издательские системы.

Дадим определение и характеристику понятия настольная издательская система:

Настольная издательская система - комплекс, состоящий из персональных компьютеров, сканирующих, выводных устройств, программного и сетевого обеспечения, используемый для набора и редактирования текста, создания и обработки изображений, верстки и изготовления оригинал-макетов, корректурных листов, для подготовки издания к печати на уровне допечатных процессов.

Настольные издательские системы (НИС) — это программы, предназначенные для профессиональной издательской деятельности, позволяющие осуществлять электронную верстку широкого спектра основных типов документов.

Предусмотренное программное обеспечение позволяет:

  • компоновать (верстать) текст;
  • использовать всевозможные шрифты и полиграфические изображения;
  • осуществлять редактирование на уровне лучших текстовых процессоров
  • обрабатывать графические изображения;
  • обеспечивать вывод документов высокого качества.

Известными пакетами среди издательских систем для компьютеров являются Microsoft Office Word, Publisher, Adobe PageMaker, Adobe InDesign.

Издамтельство – предприятие (государственное, общественное, кооперативное или частное) – медиа-компания, которая работает в области литературы, искусства, музыки или науки, и продукция которой может воспроизводиться и распространяться.

Издательства ПМР: “Полиграфист”, “Типар”, “Дело”, “Ликрис”, “Папирус”, “Литера”, “Teслайн”, “Экономика”, “ПГИРО”.

Издательское дело - отрасль культуры и производства, связанная с подготовкой, выпуском и распространением книг, журналов, газет, изобразительных материалов и других видов печатной продукции.

Издание – основной вид опубликованного печатного полиграфического документа, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедший редакционно-издательскую подготовку и обработку.

Виды изданий:

Все виды печатной продукции можно классифицировать на:

  • Листовые издания: плакат, афиша, листовка, газета, календарь, визитка, буклет.
  • Книжные издания: журнал, брошюра, проспект, книга.
  • Деловые: бланки, документация.

Приложение №2 (Рисунок №2. Схема прохождения пути создания печатного издания).

Приложение № 3. Классификация видов изданий.

Вопрос 3.Объекты печатного издания.

Приложение №4. Объекты печатного издания.

Вопрос 4. Основные правила ввода.

Редактирования и форматирования текста.

При вводе текста необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Во всех современных текстовых редакторах переход на новую строку в процессе набора текста происходит автоматически, не требуя ввода специального символа.
  2. Окончание абзаца маркируется нажатием клавиши <Enter>, позволяющей перейти на новую строку.
  3. Пробел обязателен после знака препинания; перед знаком препинания пробел не ставится.
  4. Для установки специальных знаков препинания следует прибегать к таблице установки специальных символов (вставка-символ).

Основные параметры форматирования (оформления) страниц: границы рабочего поля (поля сверху, снизу, слева, справа), размеры страницы, ориентация страниц.

Редактирование – исправление ошибок в набранном тексте:

  • орфографические, синтаксические, ошибки пунктуации, стилистические или речевые ошибки;
  • текст следует разбить на абзацы;
  • отдельные строки объединить в абзацы;
  • нужно заменить некоторые слова другими;
  • требуется дополнить текст и т.д.

Три типа ошибок:

  • пропущенная буква или знак препинания;
  • лишняя буква или знак препинания;
  • неправильная буква или знак препинания.

Нужно уметь:

  • вставлять символ;
  • удалять символ;
  • заменять символ.

Форматирование текста является самой важной операцией в редакторе Word, которая превращает текст - в красиво оформленный документ. Форматирование символов означает выбор шрифта, его размера и начертания. После редактирования текста необходимо изменить его внешний вид, т.е. оформить документ или выполнить его форматирование.

К атрибутам форматирования символов относятся:

  • гарнитура шрифта, Times New Roman;
  • размер шрифта – кегль (14 пунктов, п.);
  • начертание шрифта (полужирное, курсивное, подчеркнутое);
  • цвет выделения текста, цвет текста;
  • регистр (ПРОПИСНЫЕ, строчные)
  • интервал между символами в слове (кернинг, межзнаковый интервал)

К параметрам форматирования абзацев следует отнести:

  • выравнивание текста (по левому или правому краю, по центру, по ширине);
  • отступы абзацев, отступы первой строки абзацев (красная строка);
  • межстрочный интервал (интерлиньяж);
  • заливка цвета фона;
  • маркеры и нумерация списков.

Основные параметры форматирования (оформления) страниц:

  • границы рабочего поля (поля сверху, снизу, слева, справа);
  • размеры страницы;
  • ориентация страниц;
  • колонтитулы и колонцифры.

Приложение №5. (Алгоритм подготовки издания)

Вопрос 5. Оформление заголовков и подзаголовков

При оформлении заголовков и подзаголовков необходимо соблюдать следующие основные правила:

1. Заголовок пишут прописными буквами.

2. Переносы слов в заголовке не разрешаются.

3. Большой заголовок делится по смыслу на несколько строк.

4. В конце заголовка точка не ставится, остальные знаки препинания (многоточие, вопросительный, восклицательный) сохраняются

5. Односложные заголовки могут оформляться с использованием разреженного интервала между символами.

6. Заголовок всегда располагается на одной странице с тем текстом, к которому он относится. Если заголовок располагается в конце страницы, то после него должно быть не менее трех строк текста.

7. Текст от заголовка пишут через два-три интервала.

8. Подзаголовки пишут строчными буквами без подчеркивания. Правила расположения подзаголовков те же, что и заголовков. Расстояние между подзаголовком и заголовком, как правило, составляет два интервала.

9. Заголовки и подзаголовки в текстовых работах обычно располагают одним из двух способов:

  • центрованным (посередине текста);
  • флаговым (от левого края).

Приложение №6. Алгоритм оформления заголовков.

Практическая работа № 1. Образец (смотри Рисунок 1)

Создать в программе MS Word титульный лист к блоку “Издательское дело”

1. Набрать текст, используя текстовой редактор Word

2. Редактировать набранный текст (исправить ошибки, пропуски символов)

3. Вставка иллюстраций

IV. Заключительный этап (РЕФЛЕКСИЯ)

4.1. Контроль усвоения новой темы и закрепление новых знаний.

Работа учащихся с карточками:

Вопросы для контроля:

  1. Что такое издательство?
  2. Какие есть настольные издательские системы?
  3. Как производить форматирование текста?
  4. Назовите объекты печатного издания?
  5. Правила ввода и редактирования текста?
  6. Значение НИС в создании печатных изданий?
  7. Классификация профессий издательской деятельности?

4.2.Подведение итогов занятия

а) обобщение материала

б) ответы на вопросы

в) выставление оценок

4.3. Задание на дом: Выучить тему по конспекту.

Ознакомиться самостоятельно с печатными изданиями, в которых используются различные виды информации. Охарактеризовать одну из выбранных профессий.

Приложение №1

ОСНОВНЫЕ ПРОФЕССИИ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Редактор — специалист, формирующий содержание издания. Он занимается редактированием (составляет, проверяет и исправляет содержание) издания (книги, журнала, газеты). В числе должностных обязанностей этого специалиста — распределение авторских заданий и контроль за их своевременным и качественным исполнением.

Корремктор (от лат. corrector – направитель, исправитель), корректиромвщик – специалист  издательства, типографии или редакции, вычитывающий тексты, нормализующий грамматику (исправляющий орфографические, пунктуационные, стилистические ошибки) и типографику. Корректура – совокупность исправлений и сам процесс работы корректора.

Журналистика (от французского journal – дневник, газета) – это вид общественной деятельности по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через каналы массовой коммуникации (пресса, радио, телевидение, кино и др.).

Журналист - человек занимающийся общественной деятельностью по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через каналы массовой коммуникации.

Корреспондент - это журналист, снабжающий информацией СМИ.

Верстальщик - работает преимущественно с многостраничными изданиями: журналами, газетами, книгами, каталогами, брошюрами. Но кроме этого он также верстает листовки, прайс-листы, модульную рекламу в прессу, буклеты, календари, визитки и другую полиграфическую продукцию. В обязанности верстальщика в издательствах журналов и газет входит создание макета этих многостраничных изданий, состоящих преимущественно из текста и изображений.

Оператор ПК - работник, отвечающий за набор и обработку какой-либо информации на компьютере.

Брошюровщик-переплётчик - сотрудник типографии, отвечающий за технологический процесс изготовления изданий: соединение отдельных листов и обложки в книгу или брошюру. Брошюровщик приступает к работе над книгой или журналом после печатника.  Он разрезает листы на части и складывает так, чтобы получилась тетрадь. Если нужно, приклеивает к тетрадям листы с иллюстрациями, комплектует из тетрадей книжные блоки и скрепляет их (склеивает или сшивает). В результате получается книжный блок. Затем брошюровщик на специальной машине покрывает блок обложкой или переплётом. 

Фото-корреспондент (подборщик) - это фотограф, работающий в жанре репортажа и снабжающий своими снимками периодическое издание сотрудник, отвечающий за поиск нужных иллюстраций для журнала, газеты или сайта..

Художник издания - это дизайнер, специализирующийся на художественном оформлении изданий. Разрабатывает эскизы, макеты оформления. Иногда разные элементы оформления выполняются разными художниками. Например, иллюстрации рисует один художник, а выбор шрифтов, разработку внешнего вида переплета осуществляет другой. Отвечает также и за графическое оформление.

В его задачи входит разработка общей художественной концепции оформления и отдельных элементов. Эта профессия сочетает в себе творческое начало и современные компьютерные технологии. Разрабатывая концепцию даже крохотной заставки, дизайнер помимо своей привычной роли, выступает и как копирайтер, и как режиссёр.

Художник-иллюстратор - специалист, занимающийся иллюстрацией книг и журналов, Художник-иллюстратор должен обладать образным мышлением и уметь хорошо рисовать. Современные иллюстраторы умеют рисовать не только на бумаге, но и в графических редакторах (Illustrator, Photoshop, CorelDRAW), при необходимости пользуются компьютерным планшетом для рисования, сканером и прочими достижениями компьютерных технологий. которые для большей художественности используют в своем оформлении рисунки.